Форма самостоятельной работы по темам лекций:
№ те-мы | Название темы семинарского занятия | Используемая образовательная технология |
1. | Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата | Устный опрос, тестирование, реферат, |
2. | Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата | Устный опрос, реферат, тестирование |
3. | Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, подготовка доклада | Устный опрос, доклад на практическом занятии, тестирование |
4. | Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата | Устный опрос, дискуссия, доклад, тестирование |
5. | Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата | Устный опрос, дискуссия, доклад, тестирование |
6. | Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата | Устный опрос, дискуссия, доклад, тестирование |
7. | Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата | Устный опрос, дискуссия, доклад, тестирование |
8. | Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата | Устный опрос, дискуссия, доклад, тестирование |
Методические пояснения
Реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на умение студента работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки.
|
Начинается реферат с титульного листа. Далее следует оглавление, соответствующее плану научной работы. Текст реферата делится на введение, основную часть и заключение. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется и кратко характеризуется основная проблема, цель и задачи работы, используемые источники. Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но она может быть и цельным текстом. В основной части последовательно раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее и высказывается отношение студента к ним. В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.
Доклад – это форма работы, напоминающая реферат, но предназначенная для устного сообщения. Обычно доклад задается студенту в ходе текущей учебной деятельности, чтобы он выступил с ним устно на семинарском занятии. Как правило, текст доклада оформляется так же, как и текст реферата, снабжается титульным листом и планом и сдается преподавателю после устного выступления.
Необходимость устного выступления предполагает соответствие доклада некоторым дополнительным критериям. Устное выступление, чтобы быть удачным, должно хорошо восприниматься на слух, то есть быть интересно для аудитории подано. Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления (5-10 минут). Поэтому не меньшее внимание, чем написанию самого доклада, студент должен уделить отработке его чтения.
|
При подготовке доклада можно использовать метод коллективного творчества. Одну и ту же тему преподаватель может дать сразу нескольким студентам одной группы. Стратегия сотрудничества может быть разной. Например, каждый студент готовит доклад по одной и той же теме в порядке соревнования, а группа будет оценивать и выбирать лучшего докладчика. Также можно использовать метод докладчика и оппонента (основной докладчик выступает первым, а оппонент – вслед за ним с критическими замечаниями, дополнениями и оценкой его выступления). Можно подготовить два доклада с противоположных точек зрения и устроить дискуссию. После выступления докладчик должен ответить на вопросы слушателей.
Письменное эссе представляет собой сочинение небольшого объема и свободной композиции. Эссе должно выражать индивидуальные впечатления и соображения обучающегося по конкретному поводу.
Главная цель эссе - создать всеобъемлющее впечатление обучающегося по конкретной теме.
Под дискуссией подразумевается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. Дискуссия рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.
«Круглый стол » - современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда обучающиеся, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке.