Под дискуссией подразумевается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. Дискуссия рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.
Темы дискуссий:
1. Функции инновационного менеджмента.
2. Инновационная экономика.
3. Виды, права и особенности интеллектуальной собственности.
4. Неопределенность и риски инновационного процесса.
5. Характер инновационного целеполагания.
6. Стратегическое планирование инновационной деятельности.
7. Задачи и основные приемы экспертизы инновационных проектов.
8. Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ.
Критерий оценки дискуссий:
Критериями оценки поведения в дискуссии являются: точность аргументов (использование причинно-следственных связей); четкая формулировка аргументов и контраргументов; доступность (понятность) изложения; логичность (соответствие контраргументов высказанным аргументам); корректность используемой терминологии с научной точки зрения (правдивость, достоверность, точность определений); удачная подача материала (эмоциональность, иллюстративность, убедительность); отделение фактов от субъективных мнений; использование примеров (аргументированность); видение сути проблемы; умение ориентироваться в меняющейся ситуации; корректность по отношению к оппоненту (толерантность, уважение других взглядов, отсутствие личностных нападок, отказ от стереотипов, разжигающих рознь и неприязнь).
Оценка «отлично» ставится, если аргументы приводились по существу, кратко лаконично, с использованием необходимой терминологии, в понятной и доступной форме; форма подачи информации соответствует ее содержанию; владение вниманием аудитории, корректное и уважительное отношение к остальным участникам дискуссии; в выступлении факты отделены от собственного мнения; использование примеров; видение сути проблемы; умение ориентироваться в меняющейся ситуации.
Оценка «хорошо» ставится, если аргументы приводились по существу, но были отклонения от сути вопроса, при аргументации присутствовали долгие вступления и пояснения, не требующие необходимости; использование в речи терминологии, форма подачи информации не всегда была уместна, в вязи с чем терялось владение вниманием аудитории, корректное и уважительное отношение к остальным участникам дискуссии; в выступлении факты смешивались с собственным мнением, что порождало споры.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент не ориентируется в ситуации или ориентируется не полностью, не может привести аргументы на поставленные вопросы, а также не показывает умение вести дискуссию в соответствующей форме.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, когда студент отказался участвовать в дискуссии по причине незнания материала.
Вопросы к экзамену
| № п/п | Наименование вопроса |
| Сущность инновационного менеджмента. Цели и задачи инновационного менеджмента. | |
| Основные понятия: инновация, научно-технический продукт, интеллектуальная собственность. | |
| Основные понятия: научно-техническая деятельность, инновационная деятельность, инновационный процесс. | |
| Основные понятия: НИОКР (НИР, ОКР), фундаментальные исследовании, прикладные исследования, диффузия инноваций. | |
| Классификация видов инноваций. | |
| Виды инноваций по сферам приложения. | |
| Виды инноваций по источникам инновационных идей. | |
| Виды инноваций по степени их новизны (радикальности) | |
| Виды инноваций по характеру (объекту) полученных результатов. | |
| Виды инноваций по целевому признаку. | |
| Виды инноваций по форме (внешнему признаку). | |
| Виды инноваций по структурному признаку. | |
| Научные подходы к инновационному менеджменту. Классификация подходов. | |
| Процессный подход. | |
| Социально-психологический подход. | |
| Системный подход. | |
| Жизнециклический подход. | |
| Проектный подход. | |
| Количественные математические подходы. | |
| Маркетинговый подход. | |
| Функции инновационного менеджмента. | |
| Содержание и структура инновационного процесса. | |
| Сущность внедрения и диффузии инноваций. | |
| Понятие инновационной экономики. | |
| Длительность инновационного процесса. | |
| Неопределенность и риски инновационного процесса. | |
| Способность инициировать структурные изменения. | |
| «Человекоемкость» инновационной деятельности. | |
| Характер инновационного целеполагания. | |
| Неформализуемые механизмы в инновационном процессе | |
| Классификация организационных форм инновационных предприятий. Краткая характеристика. | |
| Классификация организационных форм инновационных организаций. | |
| Малые инновационные предприятия. Особенности малых инновационных фирм. | |
| Венчурные организации. | |
| Технопарки. Технополисы. | |
| Финансово-промышленные группы. | |
| Холдинговые компании. | |
| Стратегическое планирование инновационной деятельности. | |
| Оперативное инновационное планирование. | |
| Маркетинг инноваций. Виды инновационного маркетинга. | |
| Стратегический инновационный маркетинг. | |
| Тактический инновационный маркетинг. | |
| Инновационные ресурсы. | |
| Инновационный потенциал. | |
| Источники, формы и методы финансирования инновационной деятельности. | |
| Сущность инновационного проектирования. Структура инновационного проекта. | |
| Порядок формирования инновационных проектов. | |
| Управление реализацией инновационных проектов. | |
| Задачи и основные приемы экспертизы инновационных проектов. | |
| Методы отбора инновационных проектов. | |
| Методы оценки экономической эффективности инновационных проектов. | |
| Основные принципы оценки эффективности инноваций. | |
| Методы оценки экономической эффективности инноваций. | |
| Сущность государственного регулирования инновационной деятельности. Цели и задачи государственной инновационной политики. | |
| Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ. | |
| Риски инновационной деятельности. |