Савченко Лилия Александровна,




учитель начальных классов МКОУ СОШ с.Ленинское, Еврейская автономная область

lilya.s72@mail.ru

 

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий
на уроках русского языка в школе


Аннотация. В статье представлены типовые задания по формированию
универсальных учебных действий на уроках русского языка в школе, которые могут быть использованы в учебном процессе.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, поиск и отбор информации,
проблемный вопрос, графическая модель, взаимоконтроль.

 

В 2005 году в соответствии с требованием правительства Российской
Федерации была начата разработка стандарта общего образования второго
поколения. Для начального общего образования стандарт второго поколения был
принят 6 октября 2009 года, для основного общего образования – 17 декабря 2010
года, для среднего (полного) общего образования – 17 мая 2012 года. В основу
нового стандарта были положены новые принципы его построения. Стандарт
второго поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы
основного общего образования. В качестве личностных
метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной
программы в образовательном процессе школы выступают универсальные учебные
действия (далее УУД).

Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
обучения устанавливают следующие классы задач, предъявляемых обучающимся:
1) Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку
умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;
2) Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку
навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как
результата использования знако-символических средств и/или логических операций;
3) Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку
навыка разрешения проблемных ситуаций, требующие принятия решения в
ситуации неопределенности;
4) Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку
навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах;
5) Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку
навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного высказывания
с заданными параметрами;
6) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на
формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие
обучающихся функциями организации выполнения задания;
7) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на
формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от
обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций
соответствия полученных результатов учебной задаче;
8) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на
формирование ценностно-смысловых установок; 9) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.

В основу стандарта был положен системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

1) формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в

системе образования;

2) активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

3) построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Системно-деятельностный подход служит основой для разработки понятия УУД. Развитие УУД становится актуальной задачей, так как УУД обеспечивают учащимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Знания, умения и навыки при этом формируются в процессе развития УУД. УУД обеспечивают учащимся возможность самостоятельного обучения (самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства обучения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты), а также обеспечивают возможность успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирования картины мира, компетентностей в любой предметной области. Формирование УУД – это надежный способ повышения качества образования. Снижение качества образования в школе также тесно связано с проблемой организации преемственности обучения на различных ступенях общего образования. Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, но наиболее остро она стоит в момент поступления детей в школу и в период перехода учащихся из начальной школы в основную. Распространено мнение педагогов высшей школы о нынешнем поколении студентов и абитуриентов, что взрослые люди не умеют связно выражать мысли, ставить перед собой осмысленные и соразмерные своим силам и возможностям задачи, удерживать цели своих действий достаточно долго, чтобы они были достигнуты[3]. Эти проблемы связаны с тем, что самым слабым местом школы является ее неспособность научить ребенка самостоятельно учиться, то есть связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования УУД. Для того, чтобы избежать этих проблем, у учащихся должна быть учебно-познавательная мотивация, они должны уметь определять цель предстоящей деятельности и планировать ее, а также оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями. Все эти компоненты присутствуют в концепции УУД. Итак, сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. В широком значении термин «универсальные учебные действия»означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Функции УУД:

1. Создание условий для саморазвития и самореализации личности готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться;

· формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в
поликультурном обществе;
· развитие высокой социальной и профессиональной мобильности.
2.Регуляция учебной деятельности
· принятие и постановка учебных целей и задач;
· поиск и эффективное применение необходимых средств и способов
реализации учебных целей и задач;
· контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной
деятельности.
3. Обеспечение успешности обучения
· формирование целостной картины мира;
· формирование компетентностей в любой предметной области познания;

 

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: