Каждое из заданий выполняется в процессе обсуждения и представляется классу как общее решение. Для мотивации можно использовать форму командного соревнования-конкурса. Материал: карточки с пословицами. На карточке приведены пословицы, в которых перепутаны части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части.
Таблица 2
1. | Глуп совсем, | тому ни с кем не ужиться. |
2. | Есть что слушать, | чего в горшке не варить. |
3. | Скучен день до вечера, | кто не знается ни с кем. |
4. | Кто умеет беситься, | да нечего кушать. |
5. | Молчанкой никого | ничему не претит. |
6. | Нечего про то говорить, | когда делать нечего. |
7. | Русский аппетит | не обидишь. |
Аналогичное задание можно придумать и с фразеологическими оборотами. Например, даются разные фразеологизмы с каким-то ключевым словом и их значения. Надо привести фразеологизмы и значения в соответствие.
Таблица 3
1. | Сами с усами | расстроен, потерял душевное равновесие. |
2. | Сам не свой | самостоятельно, без помощи, отдельно. |
3. | Сам по себе | нисколько не хуже, не глупее других. |
4. | Сам себе хозяин | невольно, непроизвольно, без каких либо усилий. |
5. | Само собой | совершенно независимый, самостоятельный человек. |
________________________________________________________________________________________________________
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
– сравни; – найди отличия (можно задать их количество);
– на что похоже?;
– поиск лишнего;
|
– лабиринты;
– составление схем-опор;
– работа с разного вида таблицами;
– работа со словарями;
– диспут;
· упорядочивание;
· «цепочки»;
· хитроумные решения;
· составление и распознавание диаграмм.
Задания на развитие способности видеть проблемы
Древнегреческое слово «problema» в буквальном переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность». Иначе можно сказать, что проблема – это затруднение, неопределённость. Способность человека видеть проблемы – интегральное свойство, в целом характеризующее его продуктивное мышление. Развивается эта способность в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для специальной работы по развитию этой способности можно подобрать упражнения и методики, которые в значительной мере помогут решать эту сложную задачу.
Задание «Изменение точки зрения на объект». Если смотришь на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для того чтобы в этом потренироваться, можно использовать методику «продолжения неоконченных рассказов от имени разных персонажей».
«Третий класс всю первую четверть осваивает новые компьютерные игры. Ребята активно обмениваются дисками с новыми играми. Постоянно спорят, рассказывают друг другу об успехах, достигнутых в них…» - Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя информатики, одноклассника этих ребят; вороны, живущей в «живом уголке»; воробьёв, чирикающих за окном; студентов педагогического университета, пришедших в школу на практику и др.
|
- Посмотри на ситуацию глазами разных участников событий и сторонних наблюдателей.
Задание «Что имел в виду мыслитель?»
- Что имел в виду один мудрый человек, сказав: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения»?
Задание «Составь рассказ от имени другого».
- Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии. Опиши один день своей жизни.
Задание «Составь рассказ, используя данную концовку».
- Подумай, а потом расскажи о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так:
Задание «Сколько значений у предмета».
- Найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Задание «Наблюдение как способ выявления проблем».
- Понаблюдай: «Почему?..»
Задание «Увидеть в другом свете».
Развитие умений высказывать суждения, делать выводы
Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить – значит высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает своё развитие.
Задание «Проверь правильность утверждений».
Задание «Скажи, на что похожи…»
- Выскажи суждение, сделай вывод: на что похожи: