Федеральное государственное бюджетное образовательное. Учреждение высшего образования




Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра гигиены

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по практическому занятию на тему

«Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за водоснабжением войск в полевых условиях»

 

 

 

Дисциплина Гигиена

Специальность 31.05.01 Лечебное дело

Курс 3

Семестр 5

Количество часов 3

 

 

Уфа 2017

 


Тема: «Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за водоснабжением войск в полевых условиях»

на основании рабочей программы учебной дисциплины «Гигиена» по специальности «Лечебное дело», утверждённой 3июля 2017 г.

 

 

Рецензенты:

1. Зав. кафедрой общей гигиены РНИМУ им. Н.И. Пирогова, заслуженный деятель науки РФ, академик РАМН и МАНЭБ д.м.н., проф. Пивоваров Ю.П.

 

2. Зав. кафедрой общей и коммунальной ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации д.м.н., профессор Боев В.М.

 

 

Автор: к.м.н., доцент Зулькарнаева А.Т.

ст. преподаватель Ялаева Э.Т.

 

 

Утверждено на заседании №1 кафедры гигиены от 31 августа 2017 г.

1. Актуальность темы. Вода необходима для удовлетворения физиологических, гигиенических, технических нужд военнослужащих, для дегазации, дезактивации и дезинфекции объектов внешней среды. Вода, содержащая в своем составе радиоактивные и отравляющие вещества, болезнетворные микробы, может оказать вредное влияние на здоровье военнослужащих. В связи с этим, врач должен знать основные принципы организации водоснабжения войск в военно-полевых условиях и методы улучшения качества воды с помощью табельных и подручных средств.

2. Учебные цели: Усвоить организацию водоснабжения войскв военно-полевых условиях, в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Овладеть методами улучшения качества воды в полевых условиях.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

· организацию водоснабжения войск в мирное и военное время в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;

· методы улучшения качества воды в полевых условиях;

· нормативную документацию.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

· рассчитывать дозу коагулянта для осветления воды;

· определять крепость хлорной извести;

· определять дозу хлорной извести для обеззараживания воды;

· проводить хлорирование воды простейшим способом;

· применять индивидуальные табельные средства для улучшения качества воды в полевых условиях;

· пользоваться нормативной документацией.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен в ладеть:

· основными мероприятиями по улучшению качества воды в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;

· навыками применения нормативной документации.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

1. Организация водоснабжения войск в мирное время.

2. Организация водоснабжения войск в военное время.

3. Задачи отдельных служб в организации водоснабжения войск.

4. Пункт водоснабжения, устройство и организация работы.

5. Табельные средства по добыче и подъему воды, их характеристика.

6. Табельные средства по улучшению качества воды, их характеристика.

7. Табельные средства хранения и транспортировки воды, их характеристика.

8. Табельные средства контроля качества воды, их характеристика.

9. Индивидуальные средства обеззараживания воды, характеристика методики применения.

10. Подручные средства очистки и обеззараживания воды, используемые в войсках, их характеристика.

11. Дезактивация и дегазация воды.

12. Требования к качеству воды. Допустимые величины заражения воды радиоактивными веществами.

13. Нормы водоснабжения личного состава при казарменном и полевом размещении.

14. Коагулирование воды.

15. Хлорирование воды.

16. Определение крепости хлорной извести.

17. Хлорирование воды простейшим способом.

4. Вид занятия: Практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 часа

 

6. Оснащение:

1. методические указания для студентов, нормативная документация;

2. мультимедийное сопровождение;

3. макет «Пункт водоснабжения»;

4. ТУФ – 200;

5. пробы воды;

6. лабораторная посуда: бюретки, воронки, колбы, цилиндры, пробирки,
штативы, стаканы, флаконы, пипетки;

7. реактивы: 5% раствор сернокислого алюминия, 1% раствор хлорной извести, йодистый калий кристаллический, 1% раствор крахмала, вода дистиллированная, соляная кислота (1:5);

8. таблицы.

Содержание занятия

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений

Задания для самоконтроля (примеры тестов):

I. В организации водоснабжения войск участвуют

1. инженерная служба

2. продовольственная служба

3. медицинская служба

4. коммунальная служба

5. служба радиационной, химической и биологической защиты

II. Пункт водоснабжения - это

1. место, где проводится добыча воды

2. место, где проводится добыча и улучшение качества воды

3. место, где проводится хранение и выдача воды

4. место, где проводится контроль качества воды, ее хранение и выдача

5. место, где проводится добыча, улучшение и контроль качества, хранение и выдача воды

III. Продолжительность обеззараживания воды таблетками “Аквасепт”

1. 10 мин

2. 30 мин

3. 1 час

4. 2 часа

5. 3 часа

Эталоны ответов к тестам.

I – 1,2,3,5

II – 5

III – 2

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (студент определяет дозу коагулянта, крепость хлорной извести, дозу хлорной извести, оформляет заключение и сдаёт его преподавателю для проверки и коррекции).

7.4. Контроль конечного уровня усвоения темы.

Материалы для контроля усвоения темы (примеры ситуационных задач):

Задача I.

Хлорирование воды в колодце. Внутренние размеры 2´3 м, высота стояния воды 1,3 м. Сколько взять хлорной извести (крепость 27%), если хлорировать из расчета 4 мг активного хлора на литр воды?

Задача 2.

Прохлорируйте воду в кадке емкостью 100 л из расчета 2 мг активного хлора на литр воды. Имеется готовый раствор хлорной извести крепостью 3 мг активного хлора в 1 см. Сколько взять раствора?

Эталоны ответов к ситуационным задачам.

Ответ к задаче I.

1. 2х3х1,3=7,8 м3 =7 800м
2. 7 800х4=31 200мг=31,2г
З. 100г - 27г
х - 31,2г х=115,6г
Ответ к задаче 2.

1. Iл - 2мг
I00л - х х=200мг активного хлора

2. Iмл - 3мг активногохлора
х - 200 мг х=66,6 мл

 

Литература

Основная:

1. Мельниченко П.И., Огарков П.И., Лизунов Ю.В. Военная гигиена и военная эпидемиология: Учебник. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. – 400 с.

2. Мельниченко, П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник / П.И. Мельниченко, П.И. Огарков, Ю.В. Лизунов. - М.: Медицина, 2006. - 400 с. – Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225048498.html.

Дополнительная:

1. Словарь гигиенических терминов и понятий/Под ред. Мурысевой Е.Н. – Уфа, 2000.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: