Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
Башкирский государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра гигиены
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
по практическому занятию на тему
«Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за водоснабжением войск в полевых условиях»
Дисциплина Гигиена
Специальность 31.05.01 Лечебное дело
Курс 3
Семестр 5
Количество часов 3
Уфа 2017
Тема: «Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за водоснабжением войск в полевых условиях»
на основании рабочей программы учебной дисциплины «Гигиена» по специальности «Лечебное дело», утверждённой 3июля 2017 г.
Рецензенты:
1. Зав. кафедрой общей гигиены РНИМУ им. Н.И. Пирогова, заслуженный деятель науки РФ, академик РАМН и МАНЭБ д.м.н., проф. Пивоваров Ю.П.
2. Зав. кафедрой общей и коммунальной ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации д.м.н., профессор Боев В.М.
Автор: к.м.н., доцент Зулькарнаева А.Т.
ст. преподаватель Ялаева Э.Т.
Утверждено на заседании №1 кафедры гигиены от 31 августа 2017 г.
1. Актуальность темы. Вода необходима для удовлетворения физиологических, гигиенических, технических нужд военнослужащих, для дегазации, дезактивации и дезинфекции объектов внешней среды. Вода, содержащая в своем составе радиоактивные и отравляющие вещества, болезнетворные микробы, может оказать вредное влияние на здоровье военнослужащих. В связи с этим, врач должен знать основные принципы организации водоснабжения войск в военно-полевых условиях и методы улучшения качества воды с помощью табельных и подручных средств.
2. Учебные цели: Усвоить организацию водоснабжения войскв военно-полевых условиях, в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Овладеть методами улучшения качества воды в полевых условиях.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
· организацию водоснабжения войск в мирное и военное время в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
· методы улучшения качества воды в полевых условиях;
· нормативную документацию.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
· рассчитывать дозу коагулянта для осветления воды;
· определять крепость хлорной извести;
· определять дозу хлорной извести для обеззараживания воды;
· проводить хлорирование воды простейшим способом;
· применять индивидуальные табельные средства для улучшения качества воды в полевых условиях;
· пользоваться нормативной документацией.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен в ладеть:
· основными мероприятиями по улучшению качества воды в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
· навыками применения нормативной документации.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
1. Организация водоснабжения войск в мирное время.
2. Организация водоснабжения войск в военное время.
3. Задачи отдельных служб в организации водоснабжения войск.
4. Пункт водоснабжения, устройство и организация работы.
5. Табельные средства по добыче и подъему воды, их характеристика.
6. Табельные средства по улучшению качества воды, их характеристика.
7. Табельные средства хранения и транспортировки воды, их характеристика.
8. Табельные средства контроля качества воды, их характеристика.
9. Индивидуальные средства обеззараживания воды, характеристика методики применения.
10. Подручные средства очистки и обеззараживания воды, используемые в войсках, их характеристика.
11. Дезактивация и дегазация воды.
12. Требования к качеству воды. Допустимые величины заражения воды радиоактивными веществами.
13. Нормы водоснабжения личного состава при казарменном и полевом размещении.
14. Коагулирование воды.
15. Хлорирование воды.
16. Определение крепости хлорной извести.
17. Хлорирование воды простейшим способом.
4. Вид занятия: Практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 часа
6. Оснащение:
1. методические указания для студентов, нормативная документация;
2. мультимедийное сопровождение;
3. макет «Пункт водоснабжения»;
4. ТУФ – 200;
5. пробы воды;
6. лабораторная посуда: бюретки, воронки, колбы, цилиндры, пробирки,
штативы, стаканы, флаконы, пипетки;
7. реактивы: 5% раствор сернокислого алюминия, 1% раствор хлорной извести, йодистый калий кристаллический, 1% раствор крахмала, вода дистиллированная, соляная кислота (1:5);
8. таблицы.
Содержание занятия
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений
Задания для самоконтроля (примеры тестов):
I. В организации водоснабжения войск участвуют
1. инженерная служба
2. продовольственная служба
3. медицинская служба
4. коммунальная служба
5. служба радиационной, химической и биологической защиты
II. Пункт водоснабжения - это
1. место, где проводится добыча воды
2. место, где проводится добыча и улучшение качества воды
3. место, где проводится хранение и выдача воды
4. место, где проводится контроль качества воды, ее хранение и выдача
5. место, где проводится добыча, улучшение и контроль качества, хранение и выдача воды
III. Продолжительность обеззараживания воды таблетками “Аквасепт”
1. 10 мин
2. 30 мин
3. 1 час
4. 2 часа
5. 3 часа
Эталоны ответов к тестам.
I – 1,2,3,5
II – 5
III – 2
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.
7.3. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (студент определяет дозу коагулянта, крепость хлорной извести, дозу хлорной извести, оформляет заключение и сдаёт его преподавателю для проверки и коррекции).
7.4. Контроль конечного уровня усвоения темы.
Материалы для контроля усвоения темы (примеры ситуационных задач):
Задача I.
Хлорирование воды в колодце. Внутренние размеры 2´3 м, высота стояния воды 1,3 м. Сколько взять хлорной извести (крепость 27%), если хлорировать из расчета 4 мг активного хлора на литр воды?
Задача 2.
Прохлорируйте воду в кадке емкостью 100 л из расчета 2 мг активного хлора на литр воды. Имеется готовый раствор хлорной извести крепостью 3 мг активного хлора в 1 см. Сколько взять раствора?
Эталоны ответов к ситуационным задачам.
Ответ к задаче I.
1. 2х3х1,3=7,8 м3 =7 800м
2. 7 800х4=31 200мг=31,2г
З. 100г - 27г
х - 31,2г х=115,6г
Ответ к задаче 2.
1. Iл - 2мг
I00л - х х=200мг активного хлора
2. Iмл - 3мг активногохлора
х - 200 мг х=66,6 мл
Литература
Основная:
1. Мельниченко П.И., Огарков П.И., Лизунов Ю.В. Военная гигиена и военная эпидемиология: Учебник. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. – 400 с.
2. Мельниченко, П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник / П.И. Мельниченко, П.И. Огарков, Ю.В. Лизунов. - М.: Медицина, 2006. - 400 с. – Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225048498.html.
Дополнительная:
1. Словарь гигиенических терминов и понятий/Под ред. Мурысевой Е.Н. – Уфа, 2000.