ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «РУССКИЙ ЯЗЫК»




Методические рекомендации

По адаптации учебно-методических комплексов (УМК)

К требованиям ФГОС начального общего образования 2021 года

 

 

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

  Пояснительная записка  
Раздел 1 Рекомендации по корректировке тематического планирования по отдельным предметным областям в начальной школе  
1.1. Предметная область «Русский язык» 4-7
1.1.1. Линия УМК «Перспектива» 8-10
1.1.2. Линия УМК «Начальная школа XXI века» 11-13
1.1.3. Линия УМК «Школа России» 14-17
1.2. Предметная область «Литературное чтение»  
1.2.1. Линия УМК «Перспектива» 18-19
1.2.2. Линия УМК «Начальная школа XXI века» 20-21
1.2.3. Линия УМК «Школа России» 21-24
1.3. Предметная область «Математика»  
1.3.1. Линия УМК «Перспектива» 25-27
1.3.2. Линия УМК «Начальная школа XXI века» 28-30
1.3.3. Линия УМК «Школа России» 32--33
1.4. Предметная область «Окружающий мир»  
1.4.1. Линия УМК «Школа России» 34-48
1.4.2. Линия УМК «Перспектива» 48-70
1.4.3. Примерный вариант адаптации тематического планирования по курсу «Окружающий мир» для 1 класса. Линия УМК «Начальная школа XXI века»  
1.5. Предметная область «Технология»  
1.5.1. Линия УМК «Школа России» 72-77

Пояснительная записка

В период перехода на обновленный ФГОС НОО 2021 года могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в действующий федеральный перечень учебников.*

Особое внимание должно быть уделено методике преподавания учебных предметов с позиций системно-деятельностного подхода, формирования функционально грамотной личности при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов

Для перехода на обновленный ФГОС НОО при использовании учебников из действующего федерального перечня необходима корректировка рабочих программ по предметам учебного плана начального общего образования с учетом содержания новых Примерных рабочих программ, утвержденных протоколом ФУМО по общему образованию № 3/21 от 27.09.2021 и размещенных на сайте edsoo.ru

 

* Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021 No 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном год


Раздел 1. Рекомендации по корректировке тематического планирования по отдельным предметам

В начальной школе

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Класс Отличительные особенности УМК и ПРП Рекомендации по преодолению отличий
1.1.1. ЛИНИЯ УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
Автор(ы) учебника: «Азбука» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. «Русский язык» Климанова Л. Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В. 1 класс «Русский язык» Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. 2- 4 класс.
1 класс 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК «Перспектива» совпадают. УМК и ПРП ставят своей целью дать первоначальное представление о языке, сформировать коммуникативную компетенцию, приобщить к культуре и духовно нравственным ценностям. Формированию читательской грамотности младшего школьника отводится значительное место в изучении курса по обновленному ФГОС 2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, совпадает. УМК: 165 ч (5 ч в неделю) из них 115ч. отведено на обучение грамоте. ПРП: Начальным этапом изучения предметов «Русский язык» и «Литера­турное чтение» в 1 классе является курс «Обучение грамоте»: обуче­ние письму идёт параллельно с обучением чтению. На «Обучение грамоте» отводится 9 часов в неделю: 5 часов «Русского языка» (обу­чение письму) и 4 часа «Литературного чтения» (обучение чтению). Продолжительность «Обучения грамоте» зависит от уровня подго­товки класса и может составлять от 20 до 23 недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе мо­жет варьироваться от 13 до 10 недель. 3. Содержание курсов совпадает. Обучение грамоте Разделы совпадают: «Развитие речи», «Слово и предложение», «Фонетика», Графика (изучается параллельно с разделом «Чтение»), «Чтение», «Письмо», «Орфография и пунктуация» (изучается параллельно с разделом «Письмо») Систематический курс: Разделы совпадают: «Общие сведения о языке» (1 ч, далее продолжается изучение во всех разделах курса), «Фонетика», «Графика», «Синтаксис», «Развитие речи». - «Орфоэпия» изучается в разделе «Фонетика и орфоэпия». В курсе по обновленному ФГОС в 1 классе отдельно выделен раздел «Орфоэпия». - Лексика и морфология слово и предложение изучаются в разделе «Лексика». УМК: «Орфография и пунктуация»: Темы «Сочетания –чк-, -чн-» и «Слова с непроверяемыми гласными и согласными» не изучаются. 1. Разработать дидактический материал по разделу «Орфоэпия» и по темам: «Сочетания –чк-, -чн-»; «Слова с непроверяемыми гласными и согласными». 2. Применить в учебном процессе электронные дидактические материалы: - приложения РЭШ https://resh.edu.ru/ - библиотеки МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue 3. Использовать методические указания и комментарии к урокам авторов УМК «Перспектива» издательства «Просвещение» https://prosv.ru/umk/perspektiva.html 4. Применить материалы печатных методических пособий. - Восторгова, Е. В. Методическое пособие к учебникам для 1 класса Букварь (В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, В. А. Левин) и Русский язык (В. В. Репкин, Е. В. Восторгова): [издание в pdf-формате] / Е. В. Восторгова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Просвещение, 2021. https://files.lbz.ru/authors/elkonin-davydov/3/met978-5-09-081287-0_1kl.pdf - Тимченко, Л. И. Обучение грамоте: 1 класс: методическое пособие к учебнику «Азбука» / Л. И. Тимченко. — М.: Дрофа, 2018. — 304 с. https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/ff1/ff1482727f0b78171704ae917052de92.pdf - Климанова Л.Ф., Макеева С. Г. Методическое пособие к учебнику «Русский язык» 1 класс / Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2021. https://detishki.ucoz.ru/Perspektiva_met/rus_jaz_1klass.pdf  
2 класс 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК «Перспектива» совпадают. Цели направлены: - на ознакомление учащихся с первоначальными научными представлениями о системе русского языка и развитие логического мышления; - на развитие функциональной грамотности и формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. 2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, совпадает. - 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели). 3. Содержание курсов совпадает. Разделы совпадают: «Общие сведения о языке» (1 ч., далее продолжается изучение во всех разделах курса), «Фонетика и графика», «Орфоэпия» (изучается во всех разделах курса), «Лексика», «Состав слова (морфемика)», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи». УМК: в разделе «Звуки и буквы. Ударение» включены темы по орфографии. Выделены резервные часы (32ч.). 1. В разделе «Звуки и буквы. Ударение» включены темы по орфографии. Но изучение данных тем в таком ключе существенно не влияет на логику программного содержания курса. Применить резервные часы. 2. Разработать дидактический материал.
3 класс 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК «Перспектива» совпадают. Цель курса направлена: - на развитие коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся; - на формирование умения свободно пользоваться русским литературным языком в различных ситуациях общения; - на духовно-нравственное развитие учащихся. 2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, совпадает. - 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели). 3. Содержание курсов совпадает. Разделы совпадают: «Сведения о русском языке»(1 ч., далее продолжается изучение во всех разделах курса), «Фонетика и графика», «Орфоэпия» (изучается во всех разделах курса), «Лексика», «Состав слова (морфемика)», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи». УМК: Раздел «Морфология» - тема «Имена существительные 1, 2, 3-го склонения» изучается в 4 классе. Выделено 18 резервных часов. 1. На изучение темы «Имена существительные 1, 2, 3-го склонения» выделить резервные часы. 2. Использовать методические указания и комментарии к урокам авторов УМК «Перспектива» издательства «Просвещение» https://prosv.ru/umk/perspektiva.html 4. Применить материалы печатных методических пособий.  
4 класс 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК «Перспектива» совпадают. Цели курса: - познавательная (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование логического мышления учащихся); - социокультурная (формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека). 2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, совпадает. - 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели). 3. Содержание курсов совпадает. Разделы совпадают: «Сведения о русском языке»(1 ч., далее продолжается изучение во всех разделах курса), «Фонетика и графика», «Орфоэпия» (изучается во всех разделах курса), «Лексика», «Состав слова (морфемика)», «Морфология», «Синтаксис», «Развитие речи». УМК: Раздел «Орфография и пунктуация» - правила орфографии и пунктуации изучаются в разных разделах русского языка. Даны резервные 18 часов. В УМК и ПРП уделяется внимание проектно-исследовательской деятельности и умению работать с информацией.  
       

 

Класс Отличительные особенности УМК и РП Рекомендации по преодолению отличий
1.1.2.ЛИНИЯ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»  
Автор (ы) учебника: «Букварь». Журова Л.Е., Евдокимова А.О. «Русский язык». Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. 1 класс. «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. 2- 4 класс  
1 класс 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК «Начальная школа XXI века» совпадают. Формированию функциональной грамотности младшего школьника отводится значительное место в изучении курса и прослеживается в целях и задачах. 2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, совпадает. - 165 ч. (5ч. в неделю, 33 учебные недели). 3. Содержание курсов совпадает. Разделы: «Письмо», «Развитие речи», «Слово и предложение», «Пунктуация», «Графика и орфография» проходит в полном объеме и совпадает с ПРП. УМК: «Фонетика и орфоэпия» - содержание раздела совпадает, но в ПРП темы представлены шире. Логика не нарушена. В ПРП представлен раздел «Чтение», в рамках которого изучается «Графика», «Фонетика и орфоэпия». Тематическое планирование незначительно отличается по содержанию, но не нарушает логики изучения предмета в целом. Выделенное количество учебных часов в ПРП на изучение разделов носит рекомендательный характер и может быть скорректировано для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания с учётом уровня готовности первоклассников.  
2 класс 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК «Начальная школа 21 века» совпадают. Цели направлены: - на развитие функциональной грамотности и формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; - на ознакомление учащихся с первоначальными научными представлениями о системе русского языка и развитие логического мышления. 2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, совпадает. - 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели). 3. Содержание курсов совпадает. Разделы совпадают: «Фонетика и графика», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи». УМК: Раздел «Состав слова (морфемика)» - представлен дополнительный раздел «Способы образования слов: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный». Раздел «Лексика» - дополнительно ведется работа с устаревшими словами и наблюдением за фразеологизмами в речи. Тематическое планирование незначительно отличается по содержанию, не нарушая логики изучения в целом. Даны резервные часы. 1. В обновленных ФГОС НОО есть резерв 32 часа, что упрощает работу педагога и позволяет добавить часы на изучение тем, которые необходимы конкретному классу. 2. Использовать методические указания и комментарии к урокам авторов УМК «Начальная школа 21 века» издательства «Российский учебник» https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/nachalnaya-shkola-xx-veka/ 2. По теме «Способы образования слов: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный» и при работе с устаревшими словами и фразеологизмами применить материалы: - приложения РЭШ https://resh.edu.ru/ - библиотеки МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue - Справочно-информационный портал Грамота.ру – русский язык https://new.gramota.ru/biblio/readingroom/textbooks/author/litnevskaya/part2  
3 класс 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК «Начальная школа 21 века» совпадают. Формирование функциональной грамотности младших школьников и духовно-нравственное развитие. 2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, совпадает. - 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели). 3. Содержание курсов совпадает. Разделы совпадают: «Морфология», «Синтаксис», «Развитие речи», «Слово и предложение», «Орфография и пунктуация». УМК: Раздел «Фонетика и графика» изучается несколько шире. Раздел «Слово и предложение» представлен только в УМК «Начальная школа 21 века». Раздел «Состав слова (морфемика)» - незначительно отличается, но не нарушает логики изучения. Тематическое планирование незначительно отличается по содержанию, не нарушая логики изучения русского языка в целом. Использовать резервные часы
4 класс 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК «Начальная школа 21 века» совпадают. Формирование функциональной грамотности младших школьников и духовно-нравственное развитие. 2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, совпадает. - 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели). 3. Содержание курсов совпадает. Разделы совпадают: «Фонетика и графика», «Лексика», «Состав слова (морфемика)», «Синтаксис», «Развитие речи». УМК: Раздел « Сведения о русском языке» и резервные уроки имеют незначительное расхождение в разделе «Правописание». Представлен дополнительный раздел «Из истории языка». Раздел «Орфоэпия» (изучается во всех разделах курса) изучение раздела совпадает. В УМК «Начальная школа 21 века» представлен дополнительный раздел «Говори правильно». Раздел «Морфология»изучается несколько шире. Раздел «Орфография и пунктуация»изучается несколько шире - правописание глагола. Тематическое планирование отличается по количеству часов, отводимых на изучение разделов. Резервные уроки: Повторение полученных знаний. Систематизация и обобщение полученных знаний по разделам «Правописание», «Синтаксис», «Морфология» с учетом индивидуальных особенностей учащихся при усвоении материала. Проведение комплексных контрольных работ. 1. Использовать методические указания и комментарии к урокам авторов УМК «Начальная школа 21 века» издательства «Российский учебник» https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/nachalnaya-shkola-xx-veka/ 2. Применять материалы: - приложения РЭШ https://resh.edu.ru/ - библиотеки МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue - справочно-информационного портала Грамота.ру – русский язык https://new.gramota.ru/biblio/readingroom/textbooks/author/litnevskaya/part2  
       

 

Класс Отличительные особенности УМК и РП Рекомендации по преодолению отличий
1.1.3.ЛИНИЯ УМК «ШКОЛА РОССИИ»  
Автор (ы) учебника: «Азбука» В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 – 4 класс
1 класс 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК совпадают. Значимые приоритеты на осознание духовно-нравственных ценностей народа. 2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, не совпадает. УМК: 132ч. (4 часа в неделю). Резервные часы не предусмотрены. 3. Содержание курсов не совпадает.
Примерная РП (проект) УМК "Школа России"
1 класс (50ч) 1 класс(40ч)
1. Общие сведения о языке 1ч 1.Наша речь 2ч
2. Фонетика (4 ч) 2.Текст, предложение, диалог.3ч
3. Графика (4 ч) 3.Слово и слог.Ударение.4ч
4.Орфоэпия (изучается во всех разделах курса) 4.Звуки и буквы 30ч
5. Лексика и морфология (12 ч) 5.Повторение1ч
6.Синтаксис (5 ч)  
7.Орфография и пунктуация (14ч)  
8.Развитие речи (10 ч)  

УМК: «Составление предложений из набора форм слов» нет темы.

1. Обсуждение на заседаниях методических объединений способа компенсации допущенных несоответствий при реализации примерной рабочей программы. Результаты обсуждения отражать в протоколах и локальных актах школы. 2. Способы ликвидации: - использование резервных часов, предусмотренных для повторения и обобщения по разделам (темам) содержания образования; - слияние близких по содержанию тем уроков; - укрупнение дидактических единиц по предмету; -организация блочно-модульной технологии подачи учебного материала; 2. Разработать дидактический материала к теме «Составление предложений из набора форм слов»  
2 класс 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК совпадают. Цели направлены: - на развитие функциональной грамотности и формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; - на ознакомление учащихся с первоначальными научными представлениями о системе русского языка и развитие логического мышления. 2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, не совпадает. УМК: 132ч. (4 часа в неделю). Резервные часы - 32ч. 3. Содержание курсов не совпадает. Разделы совпадают: « Орфоэпия» (изучается во всех разделах курса), «Орфография и пунктуация». Количество часов не совпадает: - материала много часов недостаточно в разделах: «Общие сведения о языке (1 ч., далее продолжается изучение во всех разделах курса), «Фонетика и графика», «Лексика», «Состав слова (морфемика)», «Морфология», «Синтаксис», «Развитие речи». УМК: « Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слов с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов» и «Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение)» (курс 3 класса) – тем нет. 1. Количество часов, восполняется за счет использования резервных уроков 2. Разработать дидактически материал для тем: « Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слов с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов» и «Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение)». 3. Использовать методические указания и комментарии к урокам авторов УМК «Школа России» издательства «Просвещение» https://school-russia.prosv.ru/ ИЛИ https://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29170 4. Применить в учебном процессе электронные дидактические материалы: - приложения РЭШ https://resh.edu.ru/ - библиотеки МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue  
3 класс 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК совпадают. Формирование функциональной грамотности. 2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, не совпадает. УМК: 132ч. (4 часа в неделю). Наличие резурвных часов. 3. Содержание курсов не совпадает. Разделы совпадают: « Сведения о русском языке» (1ч., далее продолжается изучение во всех разделах курса), «Фонетика и графика», «Состав слова (морфемика)», «Синтаксис». Количество часов не совпадает: - материала много часов недостаточно в разделах: «Орфоэпия» (изучается во всех разделах курса), «Лексика», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи», «Морфология». 1. Использование резервных часов, предусмотренных для повторения и обобщения по разделам (темам) содержания образования. 2. Организация блочно-модульной технологии подачи учебного материала;  
4 класс 1. Цели изучаемого курса ПРП и УМК совпадают. Формирование функциональной грамотности. 2. Количество часов, отведенных на изучение предмета, не совпадает. УМК: 132ч. (4 часа в неделю). Наличие резурвных часов. 3. Содержание курсов не совпадает. Разделы совпадают: «Состав слова (морфемика)», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи». Отсутствует материал на тему: «Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект» Темы не изучаются: «Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление)» «Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление)» «Предлог. Повторение: отличие предлогов от приставок» «Частица не, ее значение (повторение)», «Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов автора», «Использование орфографического словаря для определения написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов». Материал по орфографии и пунктуации включен во все разделы учебника и изучается параллельно с темами по морфологии, морфемике, синтаксису. Резервное время: 18ч. 1. Проведение корректировки рабочей программы, на основании решения методического объединения школы. 2. Для тем: «Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление)», «Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление)», «Предлог. Повторение: отличие предлогов от приставок», «Частица не, ее значение (повторение)», «Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов автора», «Использование орфографического словаря для определения написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов»: - разработать дидактический материал; - использовать интерактивные образовательные онлайн-платформы: Учи.ру, Яндекс.учебник. 3. Использование: - электронного приложения РЭШ https://resh.edu.ru/ - библиотеки МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue 4. Применение печатных методических пособий. - Блохина Г.В., Степанова И.Д. Изучение темы “Состав слова” в начальной школе. - Псков, 2000.- 120 с. https://window.edu.ru/resource/101/22101/files/pspu009.pdf - Гогун Е. А. Открываю законы языка. Состав слова: Рабочая тетрадь по рус) скому языку. — М.: ООО «Кирилл и Мефодий», СПб.: «Издательство «Дрофа» – Санкт-Петербург», 2007.- 55 с. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/04/24/sostav-slova    
       

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: