Сусловская машинно-тракторная




станция

М ашинно-тракторная станция (МТС), государственное сельскохозяйственное предприятие, созданное для технической и организационной помощи колхозам. Обслуживание колхозов МТС осуществлялось на основе договорных отношений. В с Суслово МТС была создана в марте-апреле 1932г. Она сыграла значительную роль в укреплении колхозного строя, материально-технической базы сельского хозяйства, механизации производственных процессов. Основной производственной единицей МТС были тракторные бригады, которые выполняли наиболее трудоемкие работы в полеводстве (пахота, боронование, сев, уборка, обмолот урожая и пр.). МТС оказывала помощь колхозам в составлении производственно-финансовых планов, установлении правильного севооборота, организации труда и распределении доходов, подготовке колхозных кадров и постановке учета. МТС получала определенную долю от урожая (натуроплата) с учетом объема выполненных работ.

Первым директором Сусловской МТС был назначен Никита Павлович Фатьянов (1932-37 гг.), а начальником политотдела – Шмаков. У истоков создания МТС стояли: Петр Севастьянович Скоморохов, Алексей Федорович Непомнящий, Василий Иванович Коржов, Михаил Михайлович Тихонов. Главным агрономом МТС трудился Кетарев, старшим механиком – Н.П. Хмелевский, слесарем – А. Сафетин.

В том же, 1932 году, были организованы первые курсы трактористов. Их организатором был П.С. Скоморохов. Занятия проводились в Нардоме. Сусловская МТС обслуживала колхозы восточной зоны заречной стороны Мариинского района, села: Ивановка, Константиновка, Шестаково, Федоровка, Святогорка, Усть-Серта, Курск-Смоленка, Знаменка, Суслово, Александровка, Сухаревка, Николаевка, Рубино – участок участкового механика А.Ф. Непомнящего.

Григорий Золотарев, Иван Григорьевич Стариков, Цыбульский, Лапшин были первыми бригадирами тракторных бригад МТС. Первыми же трактористами МТС были Алексей Васильевич Колесов, Павел Демьянович Савкович, Иван Михайлович Тихонов, Егор Яковлевич Коновалов, Иван Феоктистович Русалеев, Василий Иванович Коржов, Иван Григорьевич Стариков. Первыми комбайнерами МТС были: Алексей Непомнящий, Николай Иванович Староверов, Федор Николаевич Воров, Петр Максимович Гуторов, Куприян Михайлов, Григорий Алексеевич Алексеенко, Егор Алексеевич Манекин.

Наличие техники в момент организации МТС: комбайнов “Саратовец” – 36 шт., “Сталинец” – 4 шт; тракторов СХТЗ – 43 шт., ЧТЗ – 4 шт; молотилок “ЭКМ-1100” – 18 штук.

Расклад наличия техники в МТС на 1 марта 1941 года был таков: тракторов СХТЗ – 47 шт., ЧТЗ – 7 шт., “У-2” – 8 шт., Т2СТЗ “Натти” – 9 шт., СТЗ “Натти” – 7 штук.

В разные годы Сусловскую МТС возглавляли Александр Сергеевич Чертовских (1937-1939 гг.), Николай Владимирович Серебряков (с 1939-1949 гг.), Дмитрий Григорьевич Котов (1949-1.04.1957 гг.).

С началом войны мужчины-механизаторы ушли на фронт. Их места за рычагами тракторов и штурвалами комбайнов заняли женщины. История сохранила имена женщин-механизаторов военного времени, работавших в Сусловской МТС. Вот их имена:

 

Суслово

Зоя Федоровна Непомнящая, Екатерина Никитична Гайнова, Мария Андреевна Хмелевская, Анастасия Осиповна Скачилова, Елизавета Яковлевна Ступина, Пелагея Васильевна Бычкова.

Святогорка

Елена Павловна Шевелева, Лидия Бобровская, Антонина Данилова, Ефросинья Сомова, Феня Томилина, Анастасия Елагина, Евдокия Кириллкина, Ольга Даниловна Нелюбова.

Ступинка

Анна Максимовна Сотникова (с 1936 года и всю войну), Евдокия Фурдилова, Евдокия Филипповна Морозова, Ева Федоровна Страженкова (с 1937 г. и всю войну).

Ивановка

Марфа Максимовна Головко (пом. бригадира), Анна Никифоровна Ткаченко, Ефросинья Никифоровна Ткаченко, Евдокия Лазоренко (Смакотина), Екатерина Семеновна Дорохова, Ольга Дмитриевна Дорохова, Анна Алексеевна Попова (Святенко), Ирина Ильинична Синченко (Крыловецкая), Мария Федоровна Кибалко, Екатерина Саенко, Мария Косенко, Екатерина Третьякова, Притуло.

Знаменка

Анастасия Григорьевна Плакушко (Гуторова), Лидия Петровна Гуторова-штурвальная, Пелагея Федоровна Горелова, Мария Андреевна Левченко, Ульяна Ивановна Мяус (Яковлева) - бригадир, Татьяна Осиповна Гуторова - штурвальная, Лидия Кузьминична Глотова, Наталья Ивановна Романцова, А.Н. Сторублева (Назина)-штурвальная, Анастасия Михайловна Клименко (Сторублева) – штурвальная, Мария Емельяновна Тарасенко, Ольга Ивановна Сильченко (Сергеева).

Константиновка

Мария Ивлева, Лукерья Кибалко, Варвара Дмитриевна Сарычева, Екатерина Петровна Сергеева (Денеко), Анна Козлова, Елена Кустова.

Федоровка

Мария Андреевна Каленкова.

 

Александровка

Екатерина Семеновна Балачкова.

Рубино

Сестры Цыбулькины: Наталья, Васса, Феня, Валентина Фроловна Павлова – с 1938 по 1941 гг. – трактористка, с 1941 – 1946 гг. – бригадир тракторной бригады, а с 1946 по 1961 гг. – штурвальная.

О женской тракторной бригаде из села Рубино как-то рассказал в газете журналист Петр Герасимов:

Много воды утекло с тех пор, когда Наталья Егоровна Важова (в девичестве - Цыбулькина) впервые вывела трактор на поля Рубинского колхоза им. Буденного. Она была первым бригадиром женского тракторного отряда, а потом стала комбайнером и до конца сорок пятого убирала урожай. А начиналось это так…

 

- Н е женское это дело возиться с трактором, - твердили колхозницы, узнав о том, что Наташа и ее подруги Матрена Воробьева и Ирина Пермикина записались на курсы трактористов при Сусловской машинотракторной станции.

-А мы докажем, что и мужское дело не выпадет из наших рук, - парировали подруги.

И доказали. Да так, что даже парни им завидовали: любо поглядеть, как их слушаются “стальные кони”.

В начале 1937 года трактористок пригласили в контору МТС, рассказали им, что в стране создаются женские тракторные отряды.

-А как вы на это смотрите? – спросили у них.

Девчата переглянулись между собой и хором заявили:

-Согласны…

Бригадиром назначили Наталью Егоровну. В отряд пришли ее сестры Федосья Савельевна, Василиса Афанасьевна и другие девчата. Самой старшей – Анастасии Федоровне Фроловой поручили поварское дело.

Закрепили за ними два трактора, и девушки вступили в соревнование с мужским отрядом. Без малого два года боролись за первенство, нередко выходили победителями.

В жизни вожака женского отряда произошло радостное событие. Механизатор Федя Важов покорил ее сердце. Год работали вместе на одном тракторе. Народился сын. Пришлось одной его растить: муж ушел на действительную службу, трудно было, но с техникой не расставалась.

В первую военную весну Наталья была помощником бригадира тракторного отряда. Дружно провели посевную и стали готовиться к жатве. Некоторые комбайны остались без хозяев. Несколько механизаторов (в том числе и Важову) послали в Мариинск на курсы комбайнеров.

Так, всю войну она пахала, сеяла и убирала урожай. Наталья Егоровна вспомнила любопытную историю:

-Пахали день и ночь, хотелось сделать больше. У меня был трехкорпусной плуг.

-Давай, Наташа, подцепим четвертый, конный, я ходить буду за ним, - предложила однажды Варвара Игнатьевна (моя тетя). Ох, и умаялись тогда, но зато три нормы дали…

Зиму девчата ремонтировали машины в Суслове, а субботним вечером за 30 километров ходили домой, чтобы помыться в бане и взять на неделю продукты.

Весной опять на трактор, а осенью – на комбайн. Пускали в ход все средства, чтобы быстрее убрать урожай. Колхозницы жали хлеб серпами, вязали снопы и ставили в суслоны, а потом их свозило на гумно. На помощь молотилке ставили комбайн. Работали посменно, круглые сутки. Своим самоотверженным трудом в глубоком тылу люди приближали победу над врагом.

Никто не считался со временем. Если случалась поломка, и за день не успевали сделать, то, работали до темна, чтобы утром всем вместе выехать в поле.

Весть о победе хлеборобы узнали в поле. Все облегченно вздохнули: словно гора с плеч свалилась. Механизаторы обнимались, целовались, жали друг другу руки, а по лицам катились слезы. Но то были слезы радости и счастья…”.

 

При МТС были созданы политотделы, которые особенно напряженно трудились в военное лихолетье. К примеру, в 1942 году секретарем комсомольской организации был Иван Бизин, а парторгом – Тихон Васильевич Манухин.

В напряженном ритме трудилась Сусловская МТС и в послевоенные годы становления народного хозяйства. В 1954 году в штате Сусловской МТС числилось 22 бригадира тракторных бригад, 11 бригадиров полеводческих бригад, 142 тракториста, 42 комбайнера, 50 штурвальных, 4 слесаря и 4 токаря.

Вот как выглядел рост посевных площадей за 1950 год (2-я строка) и 1955 год (3-я строка):

 

Общая посевная площадь (в га) 12912 17400

-зерновые 11545 15700

-озимые 2776 2208

-яровые 8769 13492

-яровая пшеница 4530 7100

- конопля 84 40

-махорка 55 55

-кормовые культуры 659

-кукуруза - 217

-гречиха - 40

-просо - 20

-рыжик - 220

-картофель - 400

-овощи - 40

 

1 апреля 1957 года на базе МТС создается совхоз “Сусловский”, который возглавил Герой Социалистического Труда Дмитрий Григорьевич Котов, проработавший в этой должности до 15 марта 1965 года.

 

 

 

СУСЛОВСКАЯ МТС

Контора МТС

 

 

Комбайн «Сталинец»

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: