Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата: слушание объяснений учителя, наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов, работа с раздаточным материалом, выполнение работ практикума.
Формы организации учебных занятий:
Основная форма организации: урок (занятие).
Урок (занятие) делится на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность.
Оценочный инструментарий: тесты.
Содержание коррекционного курса.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с множественными нарушениями развития. Тяжелые нарушения моторики, зрительно-двигательной координации, внимания, восприятия и памяти требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений.
Изучение учебного материала рассчитано на 105 часов в год (3 часа в неделю).
Контроль полученных знаний и умений учащихся осуществляется в виде тестов.
I четверть.
Предметно-манипулятивные действия
Развитие координации движений кисти и пальцев
Выполнение подражательных действий со сменой вида движения «Стучим - прячим»
Развитие координации движений рук и глаз. Шнуровка. Наматывание шнура на паллллочку.
Восприятие цвета, формы величины.
Выбор по образцу инструкции «Дай такой»
Группировка по цвету, по форме, величине.
«Подбори по цвету» размещение мелких цветных предметов на цветные круги.
|
«Разложи ряд» чередование предметов через один по форме, по величине, по цвету.
Выбор по образцу и расскладывание 10-15 предметов различных цветов.
Выбор по образцу и группировка объемных предметов.
Выбор по образцу и группировка плоскостных форм.
Дидактическая игра «Геометрическое лото»
Дидактическая игра «Почтовый ящик»
Зрительное восприятие.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 детелей)
Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков.
«Что лишнее» Исключение предмета из нескольких однородных по цвету, форме, величине.
«Что изменилось»
Пространственное восприятие
Ориентировка в помещении. Понятия близко-далеко. Движение в заданном направлении
Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии.
II четверть
Пространственная ориентировка на листе бумаги
Тактильно-двигательное восприятие
«Чудесный мешочек» узнавание на ощупь хорошо известного детям предмета
Работа с мазаикой.
«Выкладывание из мозики чередующегося ряда» через один элемент.
Выкладывание мозаики по показу узора с облюдением цвета и ространственных отношений элементов мозаики.
Выкладывание мозаики по образцу «Дом с крышей и трубой»
Выкладывание мозаики по образцу «Цветок на стебле»
Выкладывание из мозайки геометрических фигур
Деятельность с разборными игрушками.
Собирание вкладных кубиков разных по величине.
Складывание 3-х, 5-ти местных матрешек.
|
Складывание пирамиды из 8-10 колец.
Слуховое восприятие
Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, бубен, ложки)
Музыкальные инструменты и их называние.
III четверть
Характеристика звуков по громкости
Предметно-манипулятивные действия.
Выполнение сложных подражательных движений за учителем по инструкции «Делай вместе»: движения рук, кистей («Замочек», «Топор», «Мельница» и др.)
Восприятие цвета, формы, величины.
Выбор по образцу и группировка предметов, окрашенные в контрасные и в близкие по цвету.
Выбор предметов одного цвета из 8-12 предметов двух сходных цветов (красные и желтые, зеленые и синие и т. п.) по образцу и интрукции «Дай такой»
Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов.
Сопоставление предметов по цвету.
Выбор по образцу инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-8 предметов двух сходных форм (куб-паралепипед, цилиндр- шар)
Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб, параллепипед и тд.
Выбор по образцу и группировка плоскостных фигур
Зрительное восприятие.
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти.
Игра «Что изменилось», «Что убрали» развитие зрительного восприятия.
Пространственное восприятие.
Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных предметов.
Работа с рисунками «Нарисуй в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник и тд.»
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии.
|
Ориент ировка на листе бумаги. Игра «Делай, что я говорю»
Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.)
Расположении предметов на картине: "Что нарисовано в середине, вверху, внизу и тд.»
Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии, делящей картину на треугольники.
Предметно-манипулятивные действия
Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук.
Восприятие цвета, формы, величины.
Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию и образцу («Разложи, какие куда подходят»).
IV четверть
Сравнение предметов по величине.
Подбор и группировка одинаковы по величине предметов.
Зрительное восприятие.
Нахождение различий у двух сходных сюжетных игрушек.
Подбор и выкладывание плоскостных форм разного цвета и величины (не более 4-5)
Пространственное восприятие.
Нахождение предметов по заданным признакам.
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Движение в заданном направлении
Ориентировка налисте бумаги
Тактильно-двигательное восприятие.
Узнавание предметов на ощупь «Чудесный мешочек»
Работа с мозаикой.
«Чередующиеся ряды» из деталей двух цветов через два элемента.
Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета.
Выкладывание по показу, по образцу узоров из мозаики «Елочка и грибок»
Деятельность с разборными игрушками
Собирание вкладных кубиков разных по величине.
Складывание 3-х, 5-ти местных матрешек.
Складывание пирамиды из 8-10 колец.
Элементарное конструирование
Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и словесной инструкции (домик, снежинка, лестница)
Учебно-тематический план
№ | Кол-во часов | Тема |
Предметно-манипулятивные действия | ||
Восприятие цвета, формы величины. | ||
Зрительное восприятие. | ||
Пространственное восприятие | ||
Тактильно-двигательное восприятие | ||
Работа с мазаикой. | ||
Деятельность с разборными игрушками. | ||
Слуховое восприятие | ||
Элементарное конструирование | ||
Всего |