Картотека добрых игр для детей старшего дошкольного возраста
Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умения радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Я воспитываю в детях доброту собственным примером и конечно-же через игры.
Игра Добрые слова»
Цель: расширение представления о положительных качествах людей, формирование умения видеть доброе в близких.
Материал: мяч.
Ход игры: игроки становятся в круг. Педагог предлагает им вспомнить, какие добрые эпитеты используются при обращении к близким людям: родителям, родственникам, друзьям. Дети называют «хороший», «заботливый», «добрый», «щедрый», «красивый», «милый», «дружелюбный», «веселый», «нежный» и другие слова. После этого педагог просит участников посмотреть на соседа по игровому полю и подумать, какими положительными качествами он обладает. Каждый игрок берет мяч, называя доброе качество соседа. Затем передает эстафету стоящему рядом участнику. Например: «Саша щедрый, потому что разрешает играть со своими игрушками».
Игра «Сердечное дерево»
Цель: закрепление знаний добрых и вежливых слов.
Материал: изображение волшебного дерева, вырезать листья в форме сердечек.
Ход игры: педагог объясняет детям, что ураган сорвал листву с волшебного дерева добра. Нужно вернуть листья на ветки. Но сделать это сможет только тот, кто знает добрые и вежливые слова. Каждый игрок берет сердечко. Педагог задает вопрос. Ответив правильно, ребенок может прицепить сердечко к ветке дерева. Если игрок затрудняется с ответом, или если отвечает неправильно, то ход передается следующему участнику.
|
Вот примеры вопросов:
· Сто нужно говорить при встрече;
· Как успокоить плачущего друга;
· Каким словом отблагодарить за помощь;
· Что нужно сказать, если нечаянно ударил локтем человека;
· Что следует сказать при прощании;
· Как пригласить старушку сесть на свободное место в трамвае;
· Что нужно сказать, когда друг делиться с тобой конфетой.
Игра «Заверши предложение»
Цель: закрепление знаний вежливых и добрых слов.
Ход игры: ведущий произносит начало предложения, а игроки по очереди должны его завершить:
· Митя воспитанный и вежливый, при встрече он всегда говорит…. Здравствуйте;
· Когда друг простудился и чихает, нужно сказать ему…. Будь здоров;
· Мама отругала Ваню за баловство, а он ответил ей…. Извини;
· Когда люди встречаются вечером, они говорят друг другу…. Добрый вечер;
· Родители вручили Маше на день рождения подарок, а она ответила…. Спасибо;
· Прощаясь, люди говорят друг другу…. До свидания;
· Мама, укладывая Олю спать, говорит ей…. Спокойной ночи;
· Артем вежливо попросил у друга книгу, друг согласился и сказал…. Пожалуйста;
Игра «Как правильно здороваться»
Цель: развитие концентрации внимания.
Ход игры: педагог объясняет детям, что здороваться можно 3-мя способами: головой, руками и ртом. Играющие рассматривают каждый вариант. Каждый игрок предлагает свой вариант приветствия. Головой – это кивок, моргание, подмигивание. Руками – это пожатие, хлопки ладонями, соединение кулаков. Ртом – это произнесение слов «здравствуй», «добрый день», «привет».
|
Далее дети начинают двигаться по игровой площадке, а педагог дает определенные сигналы. Когда он хлопает в ладоши один раз, каждый ребенок должен поздороваться с оказавшимся рядом игроком за руку. Когда воспитатель хлопает 2 раза, дети здороваются головой, когда хлопает 3 раза, игроки произносят приветственные слова.
Игра «Добрые слова»
Цель:закрепление умения подбирать слова, противоположные по смыслу.
Ход игры: ведущий произносит прилагательные с отрицательным значением, а дети должны заменить их положительными словами. Для примера:
· сердитый – радостный
· грустный – веселый
· шумный – тихий
· трусливый – смелый
· грубый – нежный
· болтливый – молчаливый
· зловредный – дружелюбный
· жадный – щедрый
· лживый – правдивый
· агрессивный – добродушный
· ленивый - трудолюбивый
Игра «Ищем добрые слова»
Цель: развитие речи, мышления.
Материал: карточки, разделенные на несколько частей. В одной из ячеек изображен взрослый определенной профессии или общественного статуса: родитель, незнакомый человек, сосед, врач, продавец, учитель, кондуктор. Также для игры необходимы отдельные карточки со словами, размером соответствующие ячейкам. На них должны быть написаны соответствующие слова и фразы, применяемые при обращении ребенка к взрослому: «здравствуйте», «простите», «будьте добры», «скажите пожалуйста» и прочие.
Ход игры: ведущий зачитывает фразу, а дети размышляют, при обращении к какому взрослому ее можно применить. Когда определятся с выбором, кладут карточку на правильную ячейку.
|
Игра «Оцени поступок».
Цель: развитие представления у детей о добрых и плохих поступках с помощью сюжетных картинок; умения характеризовать и оценивать поступки; воспитание чуткости, доброжелательности.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».
Игра «Да или нет».
Цель: формирование у детей желание беречь свое здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в игру.
Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.