Вообще, активизация любого объекта (или сущности) тонкого мира всегда сопровождается определенными психологическими эффектами, которые нужно ясно себе представлять. В первую очередь, это изменение сознания, изменение положения точки сборки, то есть позиции, из которой вы смотрите на мир, и изменение сферы восприятия. Например, вы смотрели узко, а потом начинаете смотреть широко. Вы смотрели в одну сторону, а начинаете смотреть в другую. Вы смотрели одними глазами, и неожиданно для себя начинаете смотреть другими глазами, и при этом происходит магическое изменение окружающей среды.
Это опыт, который есть у многих людей. Вы идете по улице, к вам начинают приставать хулиганы. Что вы делаете? Меняете состояние сознания. Например, берете эту ситуацию и полностью загружаете ее в свое внутреннее «я». Или начинаете громко читать молитву. Когда вы выходите из своего внутреннего «я» (может быть, это будет через пять секунд), когда вы заканчиваете чтение молитвы, вы обнаруживаете, что хулиганов нет, или что они с интересом слушают вас. Вот это и есть моментальное магическое изменение внешней реальности и одновременно изменение сущности тонкого мира, которая ведет вашу ситуацию.
Активизация той или иной тонкой сущности ведет к моментальному изменению поведения человека. Когда у человека меняется модальность, когда у него меняется ведущий его эгрегор, человек меняется целиком, иногда поразительным образом, он как будто становится совсем другим.
Архетип. В переводе с греческого, архетип — это первообраз. В качестве введения я расскажу вам две истории. Одна, так сказать, обычная, профанная, то есть мирская, а другая — возвышенная. Они иллюстрируют идею архетипа с разных сторон.
|
Первую историю я прочитал в одном американском романе.
Герой романа, молодой, очень пылкий юноша, еще не имеющий опыта общения с прекрасным полом, влюбляется в женщину средних лет, которая старше его лет на пятнадцать, и она сначала сопротивляется, а потом уступает его домогательствам. Сколько-то времени она обучает его искусству любви, а потом расстается с ним, и говорит ему на прощание такие слова: «До свидания, дорогой. Я думаю, тебе в дальнейшем будет легко общаться с женщинами. Ты ценишь в них то, что есть у каждой из них». Говоря на нашем языке, ему нравится женский архетип.
А вторая история такая. Во дворце у китайского императора, говоря современным языком, назревал крупный скандал. Сын императора заявил, что он хочет обучаться воинским искусствам, владению мечом, что совершенно не вписывалось в рамки этикета. С другой стороны, прямо отказать ему тоже было нельзя, все-таки сын императора. Император вызвал своего главного мудреца. Мудрец подумал и сказал: «Твой сын вырос. Пора начинать его обучение. Скажи ему, что я буду обучать его воинским искусствам», — и назначил ему встречу в кабинете дворца.
Когда сын императора туда пришел, он первым делом обвел глазами комнату, но не обнаружил никаких воинских доспехов и в изумлении спросил мудреца: «А как же ты будешь учить меня? Где твой меч?» На что мудрец ему сказал: «Меч, о котором ты говоришь, это оружие простого воина. Мы же с тобой будем изучать высший вид меча: тот, который отсекает зиму от весны, а весну от лета». И тут принц сломался и начал изучать философию.
|
Так вот, архетип — это именно то, что отделяет весну от лета. Это очень хороший образ для высших архетипов, о которых у нас с вами будет идти речь, и которые лежат в основе психологии.
Как проявляется архетип? Он проявляется в определенном звучании, в определенной окраске, в определенной модальности. Другими словами, архетип — это всегда как. Это не то, что происходит, а то, как оно происходит. И надо сказать, что человек, будучи существом, настроенным на цель, как правило, на такие вещи внимания не обращает. Хотя для его подсознания и для его основных жизненных целей это «как» является часто самым главным.
По моим наблюдениям, подавляющая часть конфликтов, которые идут в семьях, имеет под собой рассогласование модальностей. Мужа не устраивает не то, что говорит ему жена, а то, как она это ему говорит. Он говорит: «Она меня попросила. Но она меня плохо попросила! Пусть она меня хорошо попросит!» Жену не устраивает не то, что муж ее неправильно понимает, а то, что он ее понимает недостаточно быстро. Ей хотелось бы, чтобы он понимал ее без слов, а ему нужно, чтобы она какие-то слова все же произнесла, то есть потратила какое-то количество работы, чтобы проникнуть в его душу.
Но выразить такие вещи в словах человек обычно не может. Есть, конечно, очевидно различающиеся модальности: вежливо — грубо, обвиняющий тон — льстивый тон. Они еще как-то в словах выражаются, и то люди чаще всего не обращают на них существенного внимания. Но есть модальности высших архетипов, которые в языке вообще не отражены.
Чем глубже мы опускаемся в психику, тем абстрактнее действующие там архетипы. Чем глубже нужные нам изменения в человеческой душе, тем на более абстрактный уровень символов и сюжетов мы вынуждены выходить.
|
Вот почему я читаю эти лекции (как я считаю, по глубинной психологии), следуя в основном даже не астрологическим, а философским идеям, которые по своему уровню абстракции выше астрологических. Связь тут самая прямая, и заключается она в том, что по-другому не получается: невозможно понять глубинные устремления человека, оперируя частными, конкретными понятиями.
Для того, чтобы изложение было не слишком абстрактным, надо, наверное, привести несколько примеров, показать, как действует реальность архетипа, как она волшебным образом меняет и состояние сознания человека, и его поведение, и его мировосприятие.
Модальности работы. Рассмотрим понятие работы. Если вы знакомы с астрологией, то вы можете считать, что я сейчас занимаюсь интерпретацией положения Марса в гороскопе. Зона творения — это первые четыре знака Зодиака (Овен, Телец, Близнецы и Рак), зона осуществления — следующие четыре знака (Лев, Дева, Весы и Скорпион) и зона растворения — последние четыре (Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы).
Что такое работа? Для того, чтобы нормально работать, разным людям нужно совершенно разное состояние психики. Есть, например, люди, у которых ощущение, что они действительно трудятся, возникает лишь тогда, когда активен архетип Творения, то есть когда происходит что-то новое, заваривается какая-то каша, что-то необычное, сбивающее всех с толку, например, организуется грандиозный новый проект, который еще совершенно непонятен. Вот тут человек включается в работу.
Теперь представим себе этого человека, когда активен архетип Осуществления, то есть процесс уже налажен, уже есть четкий ритм, есть четкие правила, каждому работнику нашлось определенное место, у него есть определенные обязанности и обязательства, которые нельзя нарушать. Как он будет себя чувствовать, вот этот человек, если его Марс стоит в Овне, Тельце, Близнецах или Раке, то есть в знаке творения? Конечно, жизнь, как говорится, заставляет, и он будет что-то делать. Но сохранится ли у него настоящий энтузиазм, точность, та непостижимая интуиция, которая включается у него под архетипом Творения? Нет, не сохранится. Будет этот человек работать с интересом, с огоньком на рабочем месте, которое не предполагает никаких неожиданностей, смены реальности? Никаких шансов на это нет.
А теперь представим себе, что включился архетип Растворения. На фирме это, например, чистка, ситуация, когда мы ищем, что нам не нужно и это выкидываем. Или, другой вариант, на фирме идет распад, гниение. Есть люди, которые обожают ситуации декаданса и распада, когда все основное уже сделано, и осталось лишь что-то доделать, нет никакой прямой ответственности, но вокруг распространяется тонкий аромат гниения, и человек в нем буквально блаженствует. Ему в этой ситуации может очень хорошо работаться, если у него Марс стоит, предположим, в Козероге. А если у него Марс стоит в Овне, как он будет себя чувствовать, и что станет делать? Подумайте.
Включения архетипов мы переживаем для себя совершенно реально. На самом же деле они окружают нас постоянно. Высшие архетипы как бы пронизывают собой всю жизнь без исключения; например, в любой ситуации активен либо архетип Творения, либо Осуществления, либо Растворения.
Вот, например, я читаю вам лекции, и у меня — так задуман наш курс — в основном активен архетип Творения, я выдаю новые идеи. Интересно, да? Но не всем. Кому-то, у кого большинство планет стоит в средней трети Зодиака, то есть в знаках осуществления, интересна подробная и практическая разработка этих идей, чем я, кстати говоря, занимаюсь в очень слабой степени. И этот слушатель будет клевать носом, хотя в принципе ему и интересно. И время от времени у него будет падать ширма на глаза, выключаться уши. Или он начнет разговаривать с соседом, или уходить внутрь себя и как-то переваривать новую информацию, пытаться хоть как-то переключиться на модальность осуществления.
А теперь другой пример. Вы приходите в гости — и сразу попадаете под влияние архетипа Творения: входите в комнату, осматриваете хозяев, вам что-то предлагают, рассказывают последние новости. А потом вдруг хлоп — и архетип Творения выключается, сменяясь архетипом Осуществления. И теперь уже идет конкретная проработка того сюжета, ради которого вас пригласили, или просто бытие в рамках ваших отношений. Этот переход ощущается психологически очень четко, хотя обычно мы не обращаем на это внимания. Потом — тоже вдруг — архетип Осуществления сменяется архетипом Растворения: чувствуется, что визит идет к концу, энергетика ситуации падает, разговор не клеится, люди смотрят в разные стороны, выплывают какие-то тонкости: «Ах, да, я забыла тебе сказать, зачем я приходила-то». Если это было что-то тонкое, что-то интимное, его под архетипом Осуществления не произнесешь, здесь нужна модальность растворения, как говорится, «под занавес».
Психологические модальности меняются необыкновенно ярко, но мы не обращаем на это внимания. А еще меньше мы обращаем внимание на то, что именно они зажигают или тушит человека.
Обида. Пример — обида. Острая тема, но я все-таки хочу ее коснуться. Бывает обида трех видов. Обида под архетипом Творения — это обида острая, она подобна пронзающему мечу. Вы задыхаетесь, вы собой не владеете, вам плохо, вас трясет. Обычно так бывает в первый момент, когда вас обидели. И есть люди, которые необыкновенно остро ощущают именно эту фазу. Так бывает, когда у вас в знаке творения стоит Луна, или Белая Луна, или Венера, или, не дай Бог, Сатурн.
А есть совсем другая обида, которая идет под архетипом Осуществления. Очень интересно: есть люди, которые включаются в работу только тогда, когда они на что-то обиделись. «Я обижен, и сейчас я всем покажу!» Энергия работы этого человека обусловлена именно этим психологическим импульсом. Сколько существует взрослых, уже зрелых мужчин, которые делают карьеру исключительно из-за обиды на своих родителей. Те говорили им в детстве: «Ты ни на что не годишься», — и потом уже давно выросшие дети всю жизнь доказывают себе и своим родителям обратное — с большими, надо сказать, издержками.
Обида в модальности осуществления — это нечто очень деятельное. Если вы думаете, что вам будет легко извиниться перед человеком, обиженным на вас в модальности осуществления, то вы ошибаетесь. (Кстати говоря, извинение тоже идет тоже в одной из этих трех модальностей.) Эта обида сейчас им движет, она сейчас — существенная часть его психического процесса. Он каждый день вспоминает, как вы его обидели, и этим живет, посылая по вашему адресу проклятья. А может быть, у него от обиды на вас усиливается трудовой энтузиазм. А вы взяли и извинились перед ним, как будто закрыли тему. Вы думаете, это подействует? Конечно, нет. Как это проявится? Он скажет, не прямо, конечно, но всем своим поведением как бы намекнет: «Ты что же думаешь? Ты меня обидел, я эту обиду интегрировал в свою психику, в свою жизнь. Я теперь с ней живу, а ты у меня эту обиду отнимешь? Фиг тебе! Я сейчас тебе покажу!» И он вас вовлекает в свое обиженное состояние. И он вас пропустит через все подробности своей обиды, как ему было и есть от нее плохо, и вы уйдете от него совершенно измочаленным. Но оно того стоит: его обида в результате перейдет в модальность растворения, и при следующем вашем визите он еще раз десять о ней вспомнит, но уже совсем другим, гораздо более мягким и почти философским тоном. Вы почувствуете, что его обида вот-вот уже растворится. Хотя, надо сказать, это не факт. В модальности растворения есть субмодальность осуществления, и там тоже можно долго находиться. Но если вам повезет, его обида пройдет через модальность растворения полностью, завершится в субмодальности растворения, и вот тогда сюжет обиды действительно закончится.
Люди, которые этого не понимают, не властны над своими модальностями. Например, попала у него обида в психику в модальности осуществления, и там функционирует, и, может быть, вообще не перейдет в модальность растворения самостоятельно — останется на всю жизнь, вопреки очевидной глупости этого обстоятельства.
Помощь. Еще один пример: помощь. Нужно очень ясно понимать, что помощь бывает в разных модальностях. Человек предлагает вам свою помощь. Однако вы посмотрите, какой над ним стоит архетип. Предположим, например, что над ним стоит архетип Растворения. Что это значит? Это значит, что помощь, которую он вам предлагает, фактически уже закончена. Он предлагает как бы из вежливости: «А не надо ли тебе сумочку поднести, бабуля?» У бабули такая сумочка, что вообще непонятно, как она ее в руке удерживает, но предложить надо. И он имеет в виду, что поднесет сумочку до светофора, а дальше ей направо, а ему налево.
А можно предложить помощь в модальности творения, то есть в роли Деда Мороза. Человеку что-то нужно, а у вас, вот сейчас, в данную минуту, этого много. Если он это сейчас возьмет, вы с удовольствием это дадите. А если завтра — извини, дорогой, поздно! Ваша ситуация изменилась, теперь для того, чтобы дать ему то, о чем он просил, вам нужно приложить существенные усилия, то есть включить архетип Осуществления, а вы этого совершенно не имели в виду. Возникает неловкая ситуация.
Тактичный, опытный в общении человек очень внимательно отслеживает такие ситуации. Если дается серьезное, большое обещание, то даже когда оно делается в модальности творения, в ней просматриваются иные субмодальности. Например, «обещатель» скажет: «Я тебе обещаю, ты ко мне заходи, а зайдешь, мы тогда обсудим, как мы проработаем вот это, и когда мы все это дело закончим». Другими словами, даже если серьезное обещание в целом идет в модальности творения, у него можно просмотреть все три субмодальности (творения, осуществления и растворения). А если они не прозвучат, то подумайте сами, что это означает.
Я надеюсь, вам теперь понятно, насколько сильно высшие архетипы влияют на специфику того, что с человеком происходит, хотя человек всего, о чем я говорю, как правило, в виду не имеет. Однако он учитывает это подсознательно или полусознательно. В сознании у него обычно располагается актуальный факт, которым он занимается. Ребенок подходит к маме и спрашивает: «Мама! Ты можешь дать мне три рубля на мороженое?» Мама не думает, в какой модальности находится ребенок: она соображает, есть ли у нее деньги и сколько сладкого ее отпрыск уже съел сегодня. Однако ребенок может быть под архетипом Творения. Эта идея, быть может, только пришла ему в голову, и если мама скажет: «А, некогда мне сейчас!» — он убежит и через минуту забудет о мороженом. А может быть, он находится в модальности осуществления, и для него это хорошо продуманная стратегия, то есть он имеет готовый длительный план наступления на мамин карман, и собирается просить ее не один раз, и не два: он в течение ближайшего часа двадцать раз к ней подойдет и не успокоится, пока этих денег не получит. А может быть, он находится в модальности растворения, уже отчаялся и в жизни, и в судьбе, и в маме, и в себе, и если она ему сейчас сразу этих денег не даст, то он пойдет и выбросится из окна. Однако его мама, когда он к ней подходит, обо всем об этом не думает — а оно бы того стоило.
Мы все как-то живем, взаимодействуем с людьми, некоторые из нас даже большие дела ухитряются прокручивать, и мы каким-то образом все описанные модальности чувствуем, но эти чувства остаются у нас в подсознании. А оно нас бережет. Оно хорошее, но несовершенное, необразованное, неокультуренное. И если мы хотим быть хорошими психологами, то нам нужно его окультуривать и на какое-то время выводить в сознание, проводить обучение, а потом загружать обратно. Потому что если вы мне скажете: «Какой же ты, Авессалом Бонифатьевич, умный, что ты все это постоянно видишь, знаешь и учитываешь!» — то ошибетесь. Не вижу, не знаю и не учитываю — по крайней мере, постоянно и сознательно. У меня, как и у вас, все это находится в подсознании. Разница между нами в том, что я это продумал и написал толстую книгу об основных астрологических модальностях, и теперь, когда у меня в подсознании возникает острый модальностный диссонанс, резкая некомплементарность, я могу вывести ее в сознание и выразить в соответствующих терминах, — хотя, естественно, какие-то усилия для этого все равно нужны.
Неправомерные обобщения. Однако я продолжаю тему психики и архетипов. Что является источником основных проблем человека, с которыми он приходит к психотерапевту, психиатру? Страхи, фобии, неврозы, навязчивые ситуации, с которыми человек не может справиться — всегда результат неправомерного обобщения. Иногда возникает впечатление, что у нас внутри сидит примитивный философ, который действует по принципу: «Обжегшись на молоке, дуем на воду». Например, человека однажды раз в какой-то ситуации обидели. И то ли в этот момент у него Тома была активна, то ли еще что-нибудь произошло, но он принял это настолько близко к сердцу, что теперь всю жизнь строит глубокую эшелонированную оборону. Его, допустим, обидел его друг Васька, а он начинает бояться всех мальчиков. А потом — всех подростков. А потом — всех взрослых. А потом — всех людей. Что это такое, что это за процесс? Такое расширение спектра критических для человека ситуаций, с которыми у него ассоциируется его травматическая ситуация, есть ничто иное, как подъем по уровню абстракции и все более откровенное включение высоких архетипов, потому что архетип — это всегда что-то очень общее, то, что как бы растворено в ситуации, событии, поступке.
Знаете сказочку о том, как богатый посмеялся над бедным? Он позвал его к себе и предложил ему супу. Тот ел-ел, наелся до отвала. Богач говорит: «Хочешь еще?» Бедняк отвечает: «Нет, больше не могу!» А тот зовет повара, и повар приносит второе — вкусное жарк о е, аппетитное, дымящееся. Бедняк не выдерживает соблазна и ест это второе, а потом еще пирожное, а богач над ним смеется: вот, а говорил, будто сыт был. Тогда бедняк зовет богача во двор, берет ящик, набивает здоровыми камнями, и спрашивает: «Полон ящик?» Богач говорит: «Полон». Бедняк берет ведро песку, высыпает его в ящик с камнями, песок уходит в щели между камнями, бедняк высыпает туда же второе ведро, и спрашивает богача: «Ну, что полон ящик?» Богач отвечает: «Полон!» Тогда бедняк притаскивает еще ведро воды, выливает ее сверху, и вода там тоже умещается.
Так вот, высший архетип — это как раз та самая вода или то самое пирожное, которое проникнет всегда, и он всегда присутствует в любой ситуации в одном из своих вариантов. И самые глубинные слои психики ориентируются именно на то, что в жизни человека присутствует постоянно. Я думаю, вы понимаете, чем отличается психологический пациент от обычного человека. У каждого человека есть какие-то моменты, где он пугается, злится или обижается, но они локализованы, они не распространяются на всю его жизнь. А фобия или невроз это то, что имеет очень высокий уровень распространенности — нередко почти на всю жизнь человека.
Например, все мы знаем, что людям доверять опасно, но все мы этим ежедневно занимаемся и не очень на эту тему напрягаемся. А есть люди, которые действительно реально всякий раз, полагаясь на какого угодно человека, поручая ему что-то, страшно нервничают, пока эта ситуация не заканчивается — и это уже невроз. Он связан с подъемом на достаточно высокий уровень абстракции, к высоким архетипам и, соответственно, с отходом от той реальной травматической ситуации, которая когда-то фактически состоялась.
Причины неврозов. Я продолжаю тему неврозов, проблемную, так сказать, тему. Часто задается вопрос о том, что является исходной точкой той или иной психологической проблемы. И хотя очень хочется исходную причину найти, с другой стороны, совершенно ясно, что ответ зависит не столько от фактического течения событий, сколько от философии того человека, который эту причину ищет. Один скажет, что ничего страшного, просто карма у тебя созрела и разрешилась вот в этом сюжете. Другой скажет, что причина проблемы — детские переживания, а третий — что это травма рождения; четвертый же сошлется на прошлые воплощения.
По поводу детских переживаний я должен сказать, что ни у кого из людей, которые живут на этом свете, не было полностью счастливого детства. Какие-то неприятности есть у любого ребенка: где-то его ограничивают, когда-то его обижают, где-то не дают делать того, что он хочет. Но в его психике акцентируются совершенно определенные моменты, и есть впечатление, что человек с этим рождается. То же относится и к процессу родов. Есть люди, которые прошли через очень тяжелые роды и живут довольно благополучно, есть, наоборот, рожденные легко, а неприятностей у них куча. Почему оно так своеобразно откладывается и запоминается?
По-видимому, ответа на этот вопрос нет до тех пор, пока мы не поднимаемся на уровень высших архетипов и их акцентуаций. Если у человека есть определенная акцентуация одного архетипа, другого архетипа и их определенного наложения друг на друга (что в судьбе человека прописано до его рождения и даже зачатия: мое глубокое убеждение состоит в том, что душа с этими акцентуациями прилетает), то обязательно произойдет какое-то событие, которое попадет на это скрещение акцентированных модальностей и запишется как исходная точка, или якорь для будущего невроза. Но это совершенно не означает, что если мы эту исходную точку раскроем, то невроз автоматически ликвидируется.
Я знаю массу людей, которые знают и хорошо помнят исходное травматическое событие (или длинный тяжелый период), но это совершенно их проблем не снимает. Первоначальная идея Фрейда о том, что осознание первичного травматического события и его повторное переживание решает психологическую проблему, на мой взгляд, проверки практикой не проходит. В редких, исключительных, на мой взгляд, случаях так бывает, а по большей части все-таки нет.
Модальности высших архетипов: практическое освоение. Тренинг, который я надеюсь предложить вашему вниманию, посвящен теме повышения культуры взаимодействия с высшими архетипами, обучению тому, как их распознавать, как их воспринимать, как на них реагировать и как себя адекватно выражать. Мне кажется, что этот тренинг может не только помочь вам в нормальной социализации, но еще и снимет или облегчит ваши глубинные проблемы, которые никакими конкретными исследованиями не решаются, независимо от того, удается вам найти их причину или же нет.
Что такое характер? На нашем языке, характер — это определенное сочетание врожденных и приобретенных акцентуаций архетипов. Что это значит? В каждой ситуации у вас есть возможность включить тот или иной архетип из данного семейства: Инь или Ян, Творение, Осуществление или Растворение, Локальный или Глобальный, — но вы, тем не менее, по какой-то причине тяготеете к какому-то одному из данного семейства, скажем, предпочитаете Инь, а не Ян, Творение, а не Осуществление. Гороскоп дает нам в этом смысле, так сказать, развернутую картину характера. Эту астрологию, то есть астрологию характера, я бы назвал атманической астрологией. И в течение нашего курса я покажу, как различные направления современной западной психологии тяготеют к разработке и использованию тех или иных высших архетипов. Это во многом очень поучительный взгляд; по крайней мере, я надеюсь, что вы после этого сможете читать гораздо более широкий спектр психологической литературы с пользой для себя.
Итак, у каждого человека есть свои любимые модальности. Модальности определяют, как человек проявляет или воспринимает архетип. У него всегда есть любимые модальности, которые им чаще всего используются и лучше им освоены, он в них легче ориентируется — и есть, так сказать, нелюбимые модальности. Последние бывают фобические, бывают невротические, а бывают и просто нелюбимые: он мог бы так, но почему-то этого не делает, не любит.
Был в свое время юмористический рассказ про ранимого Власа. Я не помню уже основного сюжета, но смысл был в том, что этот Влас всем сильно хамил, но у него находились защитники, которые говорили: «Не трогайте его, он не виноват, это он такой ранимый». А к концу рассказа кто-то к нему подошел и прямо спросил: «А чего ты хамишь? Это оттого, что ты ранимый или просто характер такой?» На что Влас ответил: «Ничего я не ранимый. Просто хамлю — и все». Ну нравится ему эта модальность, и других причин нет.
Однако нелюбимые модальности, как правило, нелюбимы потому, что они человеком плохо освоены, или вообще не освоены. Это тоже во многих случаях результат неправомерного обобщения, которое когда-то сделало подсознание, действуя по известному принципу: «Обжегшись на молоке...».
И вот, кстати, некоторое замечание для астрологов. Когда астрологи интерпретируют карту, они смотрят, естественно, на то, что бросается в глаза: на сильно стоящие планеты, на напряженные аспекты. Однако опыт показывает, что очень часто основные проблемы людей связаны с пустыми домами, то есть с теми домами, где никаких планет не стоит, и которые астрологу трудно интерпретировать по этой самой причине. Там можно что-то сказать о знаке, в котором стоит дом, а дальше-то что говорить?
А с психологической точки зрения все обстоит как раз наоборот. Планеты, особенно пораженные, и дома, в которых они стоят, человеком прорабатываются довольно быстро, часто еще в детстве. Он по опыту знает: здесь надо быть внимательным, здесь надо быть осторожным, здесь карму на кривой козе не объедешь. Бывают, конечно, люди, которым хоть кол на голове теши, что называется, и у них можно обнаружить в сорок лет совершенно непроработанный квадрат. Смотришь на такого человека и думаешь: «Чем он сорок лет занимался?» Непонятно. Но, как правило, это люди, живущие под жесткими эгрегорами по жестким жизненным программам. А обычно хотя бы минимальные проработки у пораженных планет и домов есть. А вот в пустых домах, и в связи с неаспектированными планетами, бывают огромные проблемы, потому что эти области слабо задействованы естественным порядком жизни: в какой-то момент времени они включаются, а потом быстро переключаются на что-то другое, так что человек не успевает отреагировать, не успевает понять, что это тоже важно, что этим тоже надо заниматься. И здесь — золотое дно астрологии, которое астрологами очень мало используется. Часто человеку надо рассказывать о том, чего у него нет, а не о том, что у него есть.
Например, человеку с сильным седьмым домом надо рассказывать не о том, какие у него замечательные партнеры, а о том, как он грозен как противник, какая у него сильная на самом деле личность. Просто она включается лишь тогда, когда у него появляется враг или партнер. Подумайте об этом.
А человеку с пустым седьмым домом, но с сильным первым, надо рассказывать, какие у него замечательные и интересные люди вокруг, просто он забивает их своей личностью. А если он хоть немного их послушает и даст им высказаться, ему это будет очень интересно, и у него после этого пойдет интенсивное самопознание. Ему надо объяснить, что внешний мир — это символическое отражение внутреннего, и что у сильного человека интересные партнеры.
Однако я продолжаю. Тонкий мир правит плотным. Модальности высокого уровня абстракции управляют модальностями более низкого уровня абстракции, которые материализуются в виде жизненных сюжетов. Если мы хотим понять глубинные структуры, которые управляют поведением и самыми тонкими, самыми тайными пружинами человеческого существования, то нам нужно изучать акцентуации высших архетипов в самой глубине индивидуального подсознания. А с другой стороны, эти самые глубинные личностные акцентуации, то, что определяет истинную неповторимость личности человека, проявляется самым откровенным и недвусмысленным образом в виде модальностей чисто внешнего человеческого поведения: жестов, манер, того, как человек одевается, как он смотрит, как он реагирует на то или другое. И если вы научитесь читать эти модальности по непосредственному поведению человека, то вы поймете самые глубинные черты его индивидуальности.
Я могу сказать по-другому: атманическое тело в символическом виде пропечатано на сетчатке глаз человека, и основной сюжет жизни человека прорывается сквозь самые мелкие акцентуации, мелкие детали его поведения. И если вы к ним внимательны, то вы к этому ритму подстраиваетесь и начинаете его хорошо чувствовать.
Если вы гармонизируете те модальности, которые человек использует во внутреннем и во внешнем мире, взаимодействуя с другими людьми, то есть устраняете его грубую некомплементарность и неконгруэнтность, то есть несоответствие друг другу его собственных модальностей, то вы тем самым на тонком уровне совершенствуете его жизнь и его судьбу.
Я не хочу сказать, в отличие от авторов различных книг по гуманистической психологии, что целью психотерапии является гармонизация жизни человека. Более того, я очень далек от этой мысли. Душа на то и воплощается, чтобы совершить какую-то работу, чтобы пережить трудные ситуации, создать и разрешить определенное напряжение, и это все есть дисгармония. Более того, многие люди созданы для того, чтобы вносить в мир дисгармонию. Вопрос заключается в том, на каком уровне человек это делает, и насколько точно то, что он делает, соответствует его жизненной миссии. А ключ к его жизненной миссии как раз и дается пониманием акцентуаций высших архетипов в его внешней и внутренней жизни. И это, с моей точки зрения, — царский путь в подсознание, к глубинам психики.