Основная документация операционного блока




Занятие № 7

Тема: Организация работы хирургического стационара.

Операционный блок и принципы организации труда в нем (ч.1.).

 

Вопросы:

Основные и вспомогательные помещения операционного блока.

 

Группы помещений:

1. Операционные помещения (операционные залы, наркозные, аппаратные, предоперационные, палаты пробуждения);

2. Помещения для персонала (санпропускник, комнаты хирургов, сестер, анестезиологов, старшей сестры, протокольная);

3. Хозяйственные помещения (бельевая, материальная);

4. Производственные помещения (помещения заготовки перевязочного материала, инструментальная, стерилизационная)

 

Зоны операционного блока.

 

Операционный блок - это набор специальных помещений для выполнения операций и проведения обеспечивающих их мероприятий.

Зонирование операционного блока:

Стерильная зона (доступ имеют работники, непосредственно занятые в операции)

*операционный зал – здесь непосредственно проводятся операции

*стерилизационная – помещение внутри операционного блока для стерилизации ограниченного набора инструментов. Может содержать автоклав, сухожаровой шкаф, современные стерилизационные аппараты (Sterrad). Может быть связана с операционной через специальное окно. Крупные партии инструментов и перевязочного материала сдаются в ЦСО

Зона строгого режима (примыкает к стерильной зоне)

* предоперационная – помещение, где осуществляется надевание непромокаемого фартука, одноразовой шапочки, маски, бахил, хирургическая обработка рук

* моечная (дезинфекция инструментов, ПСО)

* наркозная (в крупных операционных блоках отдельное помещение для дачи наркоза)

* шлюз (где члены хирургической бригады снимают использованную одежду, шапочки, маски)

* аппаратная (АИК)

* помещение для хранения стерильных материалов (биксовая)

Зона ограниченного режима (доступ имеют работники оперблока)

* различные помещения для хранения инструментов и материалов, биксов, дезрастворов (инструментальные, материальные)

* санпропускник (может иметь 2 комнаты, разделенные между собой душевой, с двумя входа­ми, первая комната находится в зо­не общебольничного режима, имеет шкафчики для личной одежды, вторая комната связана с зоной строгого режима. В ней про­шедший через душевую персонал одевается в операцион­ный костюм и обувает сменную обувь).

* коридоры внутри операционного блока

* комната хирургов, медсестер

* пост медперсонала

* протокольная (для заполнения медицинской документации, связанной с работой оперблока)

* послеоперационная палата (палата пробуждения)

* помещения для хранения ультразвукового, рентген оборудования

Зона общебольничного режима (вход в нее не связан с прохождением через санпропускник или шлюз)

* кабинет заведующего

* кабинет старшей медсестры

* кабинет сестры-хозяйки

* помещения для хранения отходов

* шлюз перед входом в операционный блок, коридор к санпропускникам, первая комната санпропускника

Крупные операционные блоки могут быть оснащены дополнительными подразделениями и помещениями: экстренной лабораторией, гипсовой, кабинетом для переливания крови, рентгеноперационной, эндоскопической операционной и тп


 

3. Оборудование, аппаратура и оснащение операционного блока. Особенности плановой, экстренной, «гнойной» операционных.

 

Оснащение операционного зала:

Операционный стол с управлением

Бестеневая лампа (как правило, несколько, с потолочным креплением)

Подставки для биксов с ножным открыванием

Подставки для емкости с использованным в ходе операции материалом

Аппарат ИВЛ и мониторы параметров жизнедеятельности пациента

Мониторы для отображения информации для хирурга (данные КТ, МРТ и тп)

Аппарат для диатермокоагуляции

Электроотсос

Лапароскопическая стойка (монитор, осветитель, ирригатор, аспиратор, инсуффлятор)

Инструментальные столики (малые и большие)

Консоли для подачи кислорода, закиси азота, сжатого воздуха и вакуума

Рабочие столики для операционной медсестры, анестезистки, стулья

Стойки для внутривенного вливания растворов

Бактерицидные лампы

Часы

Сигнализация

Дефибриллятор

Специальная аппаратура и оборудование, опреде­ляемые профилем операции (лазерная, рентгенологическая, ультразвуковая аппаратура, аппараты для аргоноплазменной коагуляции, УЗ-диссекторов, микроскопы, негатоскопы и тп).

 

Основная документация операционного блока

Журнал оперативных вмешательств

Журнал учета бактериологического контроля инструментов, перевязочного материала, операционного белья и смывов с рук

Журнал результатов гистологического исследования

Инвентаризационный журнал

Журнал расхода перевязочных средств

Журнал техники безопасности и инструктажа сотрудников

Журнал учета качества предстерилизационной очистки

Санитарный журнал проверок санэпидстанции

Журнал учета работы бактерицидных ламп

Журнал генеральных уборок

Журнал температурного режима работы холодильника

 

Существуют два основных варианта организации операционных блоков.

1. Отдельный операционный блок у каждого хирургического отделения.

2. Операционный комплекс, включающий операционные для отделений разных профилей (гинекологическая, хирургическая, офтальмологическая, ангиографическая, проктологическая и тп.). Современный вариант.

Операционные желательно проектировать на один стол, площадью 36–48 м2 при высоте помещения не менее 3,5 м.

Операционный блок размещают на верхних этажах, не ниже 2го, удаляют от хирургических отделений, по возможности размещают его в изолированном помещении, соединенном с отделением переходом и связанном с отделением реанимации и интенсивной терапии. Окна ориентируют на север или северо–запад.

Полы в операционных должны быть антистатическими. Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами (кафельная плитка, масляная краска).

Операционные столы бывают универсальными (для общей хирургии) и специализированными (для ортопедических, рентгеноурологических, проктологических, гинекологических, нейрохирургических, эндоскопических манипуляций). Для обеспечения необходимого положения тела пациента хирургические столы снабжаются механическим, гидравлическим или электрическим приводом.

Основные материалы для медицинской мебели – нержавеющая сталь, химически стойкие пластики (хирургические столы, хирургические мойки, стулья для медицинского персонала, кушетки, хирургические и процедурные кресла, инструментальные столики и тп).

Система освещения операционной может работать на галогеновой, газоразрядной и светодиодной лампе, должна обеспечивать бестеневое освещение и не нагревать операционное поле.

Современные системы для телемедицины могут быть реализованы в результате установки видеокамеры и микрофона в операционной лампе. Для наблюдения студентами за операцией могут быть приспособлены мониторы, использоваться прозрачный потолок в операционной.

Помещения операционного блока должны быть обязательно оборудованы аварийными источниками электропитания.

 

 

Особенности экстренной, гнойной операционной:

В составе операционного блока предусматривают два совершенно обособленных, тщательно изолированных отделения: асептическое и септическое, связанные со стационаром шлюзовыми ходами.

В шлюзах между чистой операционной и стационаром следует устраивать систему воздухообмена с положительным воздушным балансом (приток больше вытяжки), в шлюзах между гнойным отделением и стационаром - с отрицательным воздушным балансом, т. е. вытяжка должна быть больше притока.

Желательным является вывод гнойного отделения с септическим операционным блоком в отдельно стоящее здание.

Площадь операционной, предназ­наченной для гнойных операций (также как и для экстренных), может быть несколько меньшей, чем для асептических (обычно 30 м2), в свя­зи со сравнительно меньшей ее за­грузкой оборудованием и, как пра­вило, меньшим объемом работы. В остальном устройство и оснащение операционной для гнойных (и экст­ренных) операций должно отвечать тем же требованиям, которые предъяв­ляются к асептической операцион­ной.

 

К порядку работы в гнойной опера­ционной предъявляются некоторые до­полнительные требования.

Хирурги­ческие инструменты, перевязочный материал и белье хранят отдельно и ни при каких условиях не исполь­зуют при асептических операциях.

Исключается совмещение работы пер­сонала (медсестер, санитарок) в чис­той и гнойной операционной. Персонал по окончании работы в гнойном отделении может заходить в помещения стационара только после соответствующей обработки в шлюзовых помещениях

Ис­пользованный перевязочный мате­риал сжигают в печах.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: