Укажите один правильный ответ




ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

САРАНСК 2005

УДК 613. 12/.15

 

Составитель: С.А.Ляпина

 

Рецензенты: Степанов Н.А., доцент, зам. нач. отдела организации и обеспечения деятельности ТУ «Роспотребнадзора по РМ».

Кафедра нормальной физиологии ГОУВПО «МГУ им. Н.П.Огарева»..

 

 

Гигиеническая оценка факторов окружающей среды. Тестовые задания: Методические указания / Сост.: С.А. Ляпина.– Саранск, 2005.

 

В методических указаниях для студентов 3 курса представлены тестовые вопросы по гигиенической экспертизе воздушной среды, воды, пищевых продуктов и пищевых отравлений в соответствии с учебной программой. Вопросы, включенные в методические указания, по своему характеру являются обучающе-контролирующими. Каждой теме предшествует краткое изложение основных теоретических положений, характеризующих гигиеническое значение изучаемых факторов. Методические указания составлены с учетом лекционного материала, содержания лабораторных и семинарских занятий, а также материала основных учебников и методических разработок по гигиене.

Предназначены для студентов 3 курсов медицинских вузов.

 

 

Печатается по решению научно-методического совета ГОУВПО «МГУ им. Н.П.Огарева».

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правильная, строго научная гигиеническая оценка внешней среды возможна только при наличии достаточных знаний о влиянии этой среды на здоровье и трудоспособность человека.

Изучение внешней среды в отношении ее влияния на здоровье человека осуществляется с помощью различных методов исследования.

Методические указания составлены в соответствии с учебной программой по дисциплине «Гигиена с основами экологии человека» и охватывают основные разделы.

Нормативная оценка факторов внешней среды является предметом профильных гигиенических дисциплин и тестовые задания по санитарной экспертизе воды, воздуха, пищевых продуктов формирует гигиеническое мышление будущего специалиста, пропагандирующего здоровый образ жизни.

Основное назначение тестовых заданий по гигиене – ориентировать студентов в гигиенической оценке факторов внешней среды и научить анализировать полученные результаты.

Представленные тестовые задания облегчают студентам усвоение теоретических вопросов и способствуют системному овладению методами санитарно-гигиенических исследований по гигиене. Степень подготовки студента по предлагаемым темам контролируется возможностью ответить на контрольные тестовые вопросы.

Критерии оценки: отлично – 95% правильных ответов;

хорошо – 85% правильных ответов;

удовлетворительно – 75% правильных ответов.

 

 

Тема: ГИГИЕНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

 

Среди факторов внешней среды, действующих на организм человека, наиболее важную роль играет воздух. Без него не могут поддерживаться жизненные функции: дыхание, тепловой обмен, Воздух используется в медицине как лечебный и профилактический фактор, но он может оказывать и отрицательное влияние. Так, неблагоприятные климатические условия (например резкое изменение химического состава воздуха) могут нарушить баланс организма и среды и среды и привести к различным заболеваниям.

При гигиенической оценке воздуха необходимо учитывать такие параметры, как температура, влажность, скорость движения, барометрическое давление, химический состав.

В санитарной практике большое внимание уделяется контролю за состоянием воздуха в различных помещениях (больницы, школы, жилые здания).

 

Предлагаемый тест позволяет контролировать освоение материала по теме «Гигиеническая оценка воздушной среды». Полученные результаты сравните с эталоном ответов.

 

Укажите один правильный ответ

1. Колебания атмосферного давления в обычных условиях составляют:

1. 20 – 40 мм рт ст

2. 50 – 60 мм рт ст

3. 10 – 30 мм рт ст

2. Приборы для измерения давления воздуха:

1. гигрометр, гигрограф, психрометр

2. термометр, термограф

3. барометр, барограф

3. Продолжительное пребывание в сильно нагретой атмосфере вызывает:

1. понижение t тела, урежение пульса, снижение функций ЖКТ

2. повышение t тела, учащение пульса, повышение функций ЖКТ

3. повышение t тела, учащение пульса, снижение функций ЖКТ

4. Оптимальной температурой воздуха в жилых помещениях для человека, находящегося в покое является:

1. 18 - 200

2. 20 - 220

3. 15 - 180

5. Спиртовые термометры используют при измерении:

1. очень высоких температур

2. очень низких температур

3. средних температур

6. С каким диапазоном волн ультрафиолетовая радиация повреждает биологическую ткань:

1. от 275 до 180 мкм

2. от 320 до 275 мкм

3. от 400 до 320 мкм

7. При температуре воздуха выше 25-300С источником теплопотерь является:

1. конвекция

2. излучение

3. испарение

8. Нормальной относительной влажностью воздуха в жилых помещениях считается:

1. 40 - 70 %

2. 30 – 60 %

3. 20 – 50 %

9. Точка росы это:

1. t,при которой водяные пары в воздухе насыщают часть пространства

2. t,при которой водяные пары в воздухе насыщают все пространство

3. упругость водяных паров при полном насыщении воздуха влагой

10. Относительная влажность это:

1. отношение абсолютной влажности к максимальной

2. разность между максимальной и абсолютной влажностью

3. разность между максимальной и абсолютной влажностью при t 370С в момент наблюдения

11. Абсолютная влажность характеризует:

1. степень насыщения воздуха водяными парами

2. содержание водяных паров в 1м3 воздуха

3. количество водяных паров в 1 м3 воздуха

12. Ветер характеризуется величинами:

1. направлением и силой движения

2. расстоянием и силой движения

3. направлением и скоростью движения

13. Температура –300…- 400С переносится легче:

1. в тихую погоду

2. при сильном ветре

3. при умеренном ветре

14. Наиболее благоприятной скоростью ветра в летнее время считается:

1. 1 – 4 м/с

2. 3 – 6 м/с

3. 0,2 – 0,4 м/с

15. Предельно допустимая концентрация углекислоты в больничных помещениях:

1. 0,1%

2. 0,07%

3. 0,10%

16. Особенно вредны резкие колебания температуры для лиц страдающих:

1. пороком сердца, склерозом сосудов, болезнями почек

2. ринитом, бронхитом, плевритом, пневмонией

3. миозитом, миалгией, ревматизмом, радикулитом

17. Наиболее существенной составной частью атмосферного воздуха является:

1. азот

2. кислород

3. озон

18. Микроклимат характеризует:

1. климатические условия на ограниченной территории

2. среднее состояние метеоусловий, характерное для данной местности

3. среднее состояние атмосферных условий, в течение короткого времени

19. Гипоксия возникает вследствие:

1. Падения атмосферного давления и снижения парциального давления О2

2. Повышения атмосферного давления и снижения парциального давления О2

3. Падения атмосферного давления и повышения парциального давления О2

20. Климат складывается в результате воздействия факторов:

1. географической широты, рельефа местности, характера подстилающей поверхности

2. интенсивности солнечной радиации, электрического состояния атмосферы

3. температуры, влажности, давления воздуха, скорости и направления ветра

21. В каком диапазоне волны оказывают эритемное действие:

1. 320-247 нм

2. 274-180 нм

3. 400-321 нм

22. Синоптический фронт это:

1. поверхность раздела между двумя различными воздушными массами

2. изменение погодных условий, приводящее к дисфункции организма

3. изменение различных погодных условий в любой климатической зоне

23. Третий период прохождения синоптического фронта характеризуется:

1. резкими скачкообразными изменениями всех метеорологических факторов

2. восстановлением до исходного уровня электрометеорологических факторов

3. изменением только компонентов атмосферного электричества

24. В состоянии покоя и теплового комфорта теплопотери испарением составляют:

1. 29,1 %

2. 50,3 %

3. 60,2 %

25. Большое значение в защитной реакции организма на холод имеет:

1. химическая терморегуляция

2. физическая терморегуляция

26.В первые месяцы пребывания полярников в условиях крайнего севера отмечается:

1. увеличение АД, урежение дыхания, выраженная брадикардия

2. увеличение АД, учащение дыхания, выраженная тахикардия

3. снижение АД, учащение дыхания, выраженная тахикардия

27. В процессе акклиматизации в условиях жаркого климата наблюдается:

1. брадикардия, устойчивость артериального давления

2. тахикардия, устойчивость АД, учащение дыхания

3. тахикардия, неустойчивость АД, учащение дыхания

28.Одним из признаков акклиматизации к жаре является:

1. уменьшение концентрации хлоридов в потовой жидкости

2. увеличение концентрации хлоридов в потовой жидкости

3. уменьшение концентрации водорастворимых витаминов в потовой жидкости

29.Гигиенические требования к одежде в северных условиях предусматривают:

1. высокую теплопроводность, воздухонепроницаемость

2. низкую теплопроводность, воздухонепроницаемость

3. низкую теплопроводность, воздухопроницаемость

30.Гигиенические требования к одежде в жарком, сухом климате предусматривают:

1. малая теплопроводность, высокая гигроскопичность

2. высокая теплопроводность, низкая гигроскопичность

3. малая теплопроводность, низкая гигироскопичность

31.Атмосфера имеет слоистое строение и включает по мере удаления от поверхности земли:

1. стратосферу, ионосферу, тропосферу

2. тропосферу, стратосферу, ионосферу

3. ионосферу, стратосферу, тропосферу

32.Конвекционная отдача тепла это:

1. отдача тепла предметом, соприкасающимся с поверхностью тела

2. радиационная теплоотдача

3. отдача тепла телом человека менее нагретым слоям воздуха

33.При нормальной температуре воздуха организм теряет в сутки путем потоотделения воды:

1. до 2 литров

2. до 1.5 литров

4. до 1 литра

 

34.Когда радиационный баланс между человеком и окружающими предметами равен 0?

1. тело человека излучает столько тепла, сколько принимает от окружающих предметов

2. тело человека излучает больше тепла, чем принимает от окружающих предметов

3. тело человека излучает меньше тепла, чем принимает от окружающих предметов

35.При действии на организм высокой температуры воздуха (выше 35°С) нарушается в первую очередь отдача тепла:

1. испарением

2. проведением

3. конвекцией

36.На величину потери тепла потоиспарением существенно влияют:

1. влажность и подвижность воздуха

2. температура и влажность

3. температура и атмосферное давление

37.Чем больше дефицит влажности, тем:

1. суше воздух и больше водяных паров он может воспринимать

2. воздух влажный и меньше водяных паров он воспринимает

3. суше воздух и меньше водяных паров он воспринимает

38.В гигиенической практике проводится оценка температурного режима помещения, т.е. измеряется температура воздуха в:

1. 6 точках

2. 9точках

3. 3точках

39.С поднятием на высоту:

1. плотность и давление воздуха уменьшается

2. плотность увеличивается, давление уменьшается

3. плотность уменьшается, давление увеличивается

40.К кислородному голоданию наиболее чувствительны:

1. клетки головного мозга

2. клетки спинного мозга

3. миокард

41.Наибольшая радиоактивность воздуха отмечается:

1. с поднятием на высоту

2. у поверхности земли

3. в средних слоях атмосферы

42.При температуре воздуха выше 350С и умеренной влажности потеря влаги потоиспарением может достигать:

1. 5-8 л/сутки

2. 10-13 л/сутки

3. 13-15 л/сутки

43.Снижение парциального давления кислорода несовместимо с жизнью до:

1. 100-110 мм рт.ст.

2. 50-60 мм рт.ст.

3. 120-130 мм рт.ст.

44.Наибольшее количество озона отмечается от поверхности земли на уровне:

1. 20-30 км

2. 5-10 км

3. 1-3 км

45.С увеличением концентрации диоксида углерода изменяются и другие свойства воздуха:

1. понижаются t и влажность, увеличивается содержание пыли и микроорганизмов

2. повышаются t и влажность, увеличивается содержание пыли и микроорганизмов

3. понижается t и влажность, понижается содержание пыли и микроорганизмов

46.Под атмосферным загрязнением мы понимаем примеси к атмосферному воздуху, которые образуются в результате:

1. стихийных природных процессов

2. изменения химических свойств воздуха

3. деятельности человека

47.Загрязнение атмосферного воздуха способствует:

1. снижению иммунобиологической резистентности организма

2. дисфункции соматической нервной системы

3. снижению общей заболеваемости населения

48.От чего зависит интенсивность УФ-радиации:

1. от широты местности, времени года, прозрачности атмосферы

2. от долготы местности, времени года

3. от температуры, влажности, скорости ветра

49.Ультрафиолетовая радиация оказывает антирахитическое действие в диапазоне волн:

1. от 320 до 275 мкм

2. от 400 до 320 мкм

3. от 275 до 180 мкм

50.Длинноволновая часть солнечного спектра представлена:

1. ультрафиолетовыми лучами

2. инфракрасными лучами

3. видимым светом

51. В гигиенической практике для измерения истиной температуры воздуха используют:

1. сухой термометр аспирационного психрометра

2. влажный термометр аспирационного психрометра

3. гигрометр

52. Что называют интенсивностью ионизации?

1. отношение количества положительных ионов к числу отрицательных ионов

2. отношение числа тяжелых ионов к числу легких ионов

3. число ионов, образующихся в 1 мл газа в единицу времени

53.Дневная освещенность на открытой площадке зависит от:

1. света, отраженного от светлых земных объектов

2. погоды, поверхности почвы, высоты стояния солнца над горизонтом

3. плотности застройки квартала, близкого расположения домов

54.Что является основным фактором, влияющим на изменение метеорологических процессов и определяющим микроклимат:

1. солнечная радиация

2. электрическое состояние воздушной среды

3. атмосферное давление

55.Наиболее опасные эффекты инфракрасного излучения:

1. канцерогенный эффект

2. полинейропатия

3. вегетососудистые нарушения

56.Какие виды психрометров вы знаете:

1. станционный, аспирационный

2. чашечный, аспирационный

3. чашечный, крыльчатый

57.Возможно ли с помощью барометра установить высоту расположения местности:

1. да

2. нет

58.Чему обычно предшествует повышение атмосферного давления:

1. сухой ясной погоде

2. дождю

3. урагану

59.Как влияет высокая температура на теплоотдачу:

1 повышает

2. понижает

3. теплоотдача не изменяется

60.Процентное отношение горизонтальной освещенности внутри помещения к освещенности под открытым небом это:

1. световой коэффициент

2. коэффициент естественной освещенности

3. угол отверстия

61.Основным показателем теплопродукции человека в условиях холодного климата является:

1. основной обмен

2. обмен энергии

3. обмен углеводов

62.Уровни основного обмена у человека в условиях жаркого климата:

1. повышены

2. не изменены

3. снижены

63.К каким изменениям в организме человека приводит усиленное потоотделение:

1. разжижение крови

2. отеки

3. сгущение крови

64.Комплекс факторов жаркого климата оказывает на пищеварение:

1. угнетающее действие

2. стимулирующее действие

3. не оказывает влияния

65.Употребление какого питья быстро устраняет дефицит воды в организме:

1. холодного

2. газированного

3. горячего

66.Для успешной адаптации к условиям холодного климата в пищевом рационе должны быть увеличены:

1. жиры растительного происхождения, углеводы, животные белки

2. жиры животного происхождения, животные белки, витамин С

3. жиры животного происхождения, растительные белки, витамин С

67.Против каких заболеваний проводят вакцинацию людям, выезжающим в тропические страны:

1. брюшной тиф, полиомиелит, холера, столбняк, желтая лихорадка

2. брюшной тиф, коклюш, дифтерия, желтая лихорадка, бешенство

3. полиомиелит, столбняк, коклюш, желтая лихорадка, бешенство

68.Химические методы для защиты от насекомых в условиях тропиков:

1. дезактивация, инсектициды

2. инсектициды, репелленты

3. дезактивация, ядовитые вещества

69.Отношения застекленной площади окон к площади пола это:

1. световой коэффициент

2. коэффициент естественной освещенности

3. угол падения

70.Биологическая активность солнечной радиации определяется:

1. высотой стояния солнца над горизонтом, силой ветра

2. характером облачности, температурой воздуха

3. высотой стояния солнца над горизонтом, характером облачности

71.В атмосфере воздуха по сравнению с закрытыми помещениями плотность кислорода:

1. выше

2. ниже

3. одинаковая

72.В какое время наблюдается наибольшая интенсивность солнечной радиации в средней полосе:

1. 10-14 часов

2. 8-10 часов

3. 15-17 часов

73.Наибольший процент патологических реакций и обострений наблюдается:

1. в момент прохождения синоптических фронтов

2. за 1-2 дня до него

3. на 2-3 день после его прохождения

74.Что такое погода:

1. рельеф местности

2. циркуляция атмосферы

3. комплекс метеофакторов

75.Сколько климатических районов выделяют на территории России:

1. 3

2. 5

3. 4

76.Чем определяется периодичность смены метеорологических условий:

1. температурой, продолжительностью дня и ночи, сменой сезонов года

2. продолжительностью дня и ночи, сменой сезонов, высотой стояния солнца

3. температурой, высотой стояния солнца, влажностью

77.Циклоны в Европе преимущественно перемещаются:

1. с запада на восток

2. с севера на восток

3. с юга на запад

78.Скорость движения воздуха оказывает влияние на:

1. тепловой обмен организма, процесс дыхания, состояние нервно-психической сферы

2. процесс кровообращения, процесс дыхания, состояние нервно-психической сферы

3. процесс кровообращения, тепловой обмен организма, процесс дыхания

79.Перечислите виды воздухоснабжения:

1. проветривание, увлажнение, вентилирование

2. проветривание, вентилирование, кондиционирование

3. кондиционирование, увлажнение, вентилирование

80.Как называется прибор для непрерывного наблюдения за колебанием влажности:

1. сейсмограф

2. гигрограф

3. барограф

81.Чем характеризуется климат крайнего севера?

1. низкой температурой, сильными ветрами, высокой влажностью

2. низкой температурой, отсутствием ветров, низкой влажностью

3. низкой температурой, сильными ветрами, низкой влажностью

82.Дефицит каких витаминов наблюдается в условиях заполярья:

1. А, Е, РР, С

2. В1, В2, В6, РР, С

3. В1, В2, В6, А, Е

83.Какие механизмы поддерживают тепловой баланс человека в пустыне:

1. испарение пота, редкое мочеиспускание

2. испарение пота, отдача тепла с дыханием

3. отдача тепла с дыханием, частое мочеиспускание

84.Что является одним из признаков акклиматизации к жаре:

1. повышение концентрации хлоридов в потовой жидкости

2. повышение концентрации ионов кальция в потовой жидкости

3. снижение концентрации хлоридов в потовой жидкости

85.Какова температура комфорта в помещениях в условиях холодного климата:

1. выше 20° С

2. выше 22°С

3. выше 25° С

86.Каковы особенности акклиматизации детей в условиях жаркого климата:

1. хорошо адаптируются

2. плохо адаптируются

3. часто болеют

87.Климат тропических лесов отличается:

1. небольшой суммой годового тепла, высоким количеством осадков

2. небольшим количеством осадков, сильным ветром

3. большой суммой годового тепла, высоким количеством осадков

88.Что является благоприятным для существования возбудителей инфекционных заболеваний в тропиках:

1. высокая температура почвы, высокая температура воды

2. колебания температуры воздуха, низкая температура воздуха

3. высокая температура воды, колебания температуры воздуха

89.Район крайнего севера характеризуется:

1. достаточно мягкими условиями

2. значительными колебаниями температуры воздуха

3. сочетанием различных экстремальных факторов окружающей среды

90.Полярная ночь сопровождается:

1. магнитными бурями, полярными сияниями

2. характером облачности, высокой температурой воздуха

3.полярными сияниями, высокой температурой воздуха

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: