Криминалистическая характеристика взяточничества и коммерческого подкупа




Лекция № 4

(специальность 030501.65)

«РАССЛЕДОВАНИЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА

И КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА»

Подготовил: к.ю.н., доцент

Журавлев С.Ю.

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры криминалистики от 07.03.07, протокол № 11

Начальник кафедры криминалистики, полковник милиции

А.Ф. Лубин

 

Нижний Новгород

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Криминалистическая характеристика взяточничества и коммерческого подкупа

Выявление признаков взяточничества и коммерческого подкупа и тактика проверочных действий

Анализ исходных данных и типичные следственные ситуации при расследовании взяточничества и коммерческого подкупа

4. Выдвижение и разработка версий, планирование расследования взяточничества и коммерческого подкупа

Тактика производства следственных действий при расследовании взяточничества и коммерческого подкупа


Криминалистическая характеристика взяточничества и коммерческого подкупа

Взяточничество и коммерческий подкуп – это тесно взаимосвязанные, родственные явления. В обоих случаях речь идет о разовых или систематических фактах передачи государственному служащему, должностному лицу или управленцу негосударственной сферы денег, подарков или оказания ему различных услуг за действия (бездействия), которые это лицо совершило, совершает, должно было или может совершить в интересах дающего взятку.

В содержательном плане то, что в законе определяется, как коммерческий подкуп представляет собой широко практикующийся в России «откат». Так называется взятка, которую получает менеджер одной организации от представителя другой фирмы за то, что покупает у нее товар или услуги, заключает с подкупающей стороной соглашение на выполнение определённого объёма работ.

По оценке экспертов, в России около 30% всех сделок совершается с «откатами». «Откат» процветает во всех областях российского бизнеса, но больше всего развит в рекламном, финансово-инвестиционном, строительном и торговом.

В целях дифференцированного подхода и содержательного понимания проблемы коммерческого подкупа всё многообразие «откатчиков» следует разделять на две группы:

– лица, выполняющие в организации управленческие функции, решения которых обязательны к исполнению;

– лица, выполняющие в организации управленческие функции, но являющиеся менеджерами среднего звена и фактически выступающие как лоббисты по отношению к интересу подкупающей стороны.

Понимание структуры субъектной дифференциации при коммерческом подкупе имеет важное значение в процессе оперативно-розыскного документирования и последующей квалификационной оценки полученных доказательств. Первая группа лиц может являться субъектом получения коммерческого подкупа. Привлечь к уголовной ответственности за коммерческий подкуп вторую категорию лиц будет весьма проблематично именно в силу того обстоятельства, что решения этих менеджеров не являются обязательными для исполнения и подлежат утверждению вышестоящим руководителем.

В зависимости от последствий действий механизма взяточничества, связи взятки с эффективностью хозяйственного механизма, от того, как взятка или коммерческий подкуп влияют на реализацию норм права, всё многообразие взяток можно условно разделить на «стимулирующие» и «тормозящие». Указанные определения встречаются в работах зарубежных специалистов, а для российской лексики больше подходят исторически устоявшиеся термины «мздоимство» и «лихоимство».

Мздоимство в российской истории понималось как поборы, приносы, магарычи или подарок должностному лицу во избежание возникновения стеснённых обстоятельств в которые может попасть проситель по инициативе чиновника. Под лихоимством понимался подкуп чиновника на незаконное дело.

В зависимости от соотношения времени передачи предмета взятки и получения того, что требуется взяткодателю различают следующие виды взяток: а) взятка-аванс – передача предмета взятки задолго до выполнения взяткополучателем действий необходимых взяткодателю; б) взятка-расчёт – передача взятки и немедленное получение требующегося взяткодателю, например, смотрового ордера на квартиру, пакета документов по результатам инвестконтракта, утверждение в присутствии взяткодателя акта по результатам налоговой проверки, выводы которой фальсифицированы и т.п.; в) взятка-благодарность – передача финансового эквивалента или оказание услуги за прошлые действия взяткополучателя.

В зависимости от наличия или отсутствия специальной маскировки взяточником своих действий под обычные гражданско-правовые отношения существуют:

а) взятки, передача предмета которых осуществляется без специальной маскировки под гражданско-правовые взаимоотношения, но с продумыванием вербальных и поведенческих схем сокрытия на случай задержания;

б) получение и дача взятки, с использованием «фальсифицирующих аргументов»передачи денег или «маскирующих оправданий» встречи с взяткодателем.

К числу фальсифицирующих аргументов относятся купля-продажа, заём, дарение, получение заработной платы или авторского гонорара взяткополучателем. В качестве обстоятельств маскирующих посещения взяткополучателя являются деловые переговоры, ходатайство, получение гарантийного письма, отчёт о выполненных работах, представительство интересов и т.п.

Существование указанных разновидностей взяток следует учитывать в расследовании при планировании операции по задержанию. Выбор времени, места и приёмов задержания непосредственно зависит от того типа дачи–получения взятки, который используется заинтересованными лицами.

Субъект взяточничества и коммерческого подкупа понимается не только как отдельное лицо, но и как группа людей, выступающих в одной «связке», т.е. речь может идти не об одиночном, а о групповом субъекте.

К числу лиц, которых следует рассматривать в качестве возможных субъектов взяточничества или коммерческого подкупа относятся:

1. Лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, либо выполняющие организационно – распорядительные, административно – хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также, в Вооружённых Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной негосударственной организации.

4. Физические лица, предоставляющие вышеуказанным категориям должностных лиц и управленцам коммерческих организаций деньги, подарки, различного рода услуги и преимущества в решении различных вопросов. Применительно к данной категории лиц следует иметь в виду, что физические лица как взяткодатели делятся на две большие группы: дающие взятки и подкупающие взяткополучателя в своих личных интересах и физические лица, выполняющие указанные функции, действующие в интересах определённой «структуры».

5. Различного рода посредники, которые непосредственно передают деньги, подарки, представляют подкупаемым лицам результаты оказанной им услуги, а также принимают от них и передают взяткодателю требуемые ему документы, имущество, необходимую информацию, гарантии и т. д.

В современных условиях по-прежнему широко распространены факты получения взяток за назначение на должность, общее покровительство и поддержку на работе, повышение по службе, за внеочередное получение квартиры, за устройство детей в дошкольные, средние и высшие учебные заведения, за сдачу семестровых и государственных экзаменов в ВУЗах и т.п. Вместе с этим появились новые виды злоупотребления полномочиями, которые могут быть квалифицированны как самостоятельный состав преступления или рассматриваться как предпосылка или последствия получения взятки или коммерческого подкупа.

К числу действий (бездействий) современных взяткополучателей или субъектов коммерческого подкупа относятся:

1. Способствование, дача согласия и поддержка в создании при федеральных и муниципальных предприятиях коммерческих структур, с целью «перекачивания» средств бюджета, выделяемых этим предприятиям, на счета вновь создаваемой «фирмы». Злоупотребление должностными полномочиями в данном случае будет выражаться в перераспределение средств бюджетных и внебюджетных фондов в адрес частных лиц и коммерческих структур на цели не связанные, например, с деятельностью дорожного фонда.

2. Передача федеральной и муниципальной собственности по заниженным ценам предпринимательским структурам, минуя продажу через аукцион. Например, нескольких зданий в центре города – фонду развития предпринимательства, исправительную колонию – акционерному обществу, магазина, во вновь построенном на муниципальные средства доме, – обществу с ограниченной ответственностью.

3. Заключение убыточных для государственных учреждений коммерческих соглашений, (например, сдача в аренду зданий, судов и т.п.), выдача банковских гарантий без закрепления каких-либо ответных обязательств со стороны "партнера", что позволяет ему снимать со счета средства без выполнения работ, поставки товара и т.д.

4. Выдача кредитов и ссуд, в том числе под «заманчивые» проекты, которые используются как ширма для сокрытия хищений денежных средств.

6. Попустительство и сокрытие нецелевого использования кредитов, оказание содействия в «перекупании» льготных кредитов, выделяемых целевым порядком Министерством финансов России в рамках национальных проектов, в том числе на развитие фермерских хозяйств, поддержание и перепрофилирование предприятий, например, военно-промышленного комплекса.

7. Содействие в создании лжепредприятий, выражающееся в открытии в банке счета без соответствующих проверочных действий в отношении «клиента», без юридического оформления и регистрации предприятия, а также переведение клиента на обслуживание в другой банк без приема дел по юридическому оформлению новых счетов и остатков средств по предыдущим счетам банка, ранее обслуживавшего клиента.

8. Попустительство, содействие и непринятие мер к правонарушителям:

– консультирование работниками налоговых инспекций, банков, правоохранительных органов по вопросам уклонения от уплаты налогов, обхождения банковского контроля, скрывающего поведения в ходе предварительного расследования;

– предоставление служебной информации из банка биржи, инвестиционного фонда, фонда имущества, аукциона, налоговой инспекции, прокуратуры, милиции;

– дача выгодного правонарушителю заключения по результатам служебного расследования, по материалам предварительной проверки, уголовному делу;

– фальсификация материалов выездной налоговой проверки, заверение фальсифицированных налоговых деклараций;

– сокрытие компрометирующих материалов, поступивших в газету, на радио, телевидение;

9. Разработка законопроектов, включение и принятие поправок к закону, которые выгодны определенным коммерческим структурам.

10. Представление отсрочки внесения платежей в местный бюджет и дачи отчетности, предоставление налоговых или таможенных льгот, льготных лицензий, квот и т.п.

11. Регистрация и выдача разрешений за взятки, например, разрешения на создание автотранспортного маршрута в черте города, выделение участка леса под вырубку и т.п.

12. Незаконная регистрация или отказ в регистрации конкурентов взяткодателя, отказ в выдаче им лицензий на право заниматься определенной деятельностью, предоставление коррумпировавшей государственного служащего структуре монопольного права торговли, например, газовым оружием, нефтепродуктами, редкоземельными элементами и т.п.

13. Составление и подписание выгодного взяткодателю заключения, например, по результатам проверки о состоянии обеспеченности обязательств должника его оборотными активами. Такие действия взяткополучателя могут иметь место применительно к ситуациям, когда взяткодатель или стоящие за ним лица:

а) планируют фиктивное банкротство своего предприятия для сокрытия следов финансовых нарушений;

б) рассчитывают на захват чужого перспективного предприятия через инициирование его банкротства.

14. Содействие методам недобросовестной конкуренции на потребительском рынке, выражающееся в юридическом и экономическом процедурном подавлении конкурентов взяткодателя (налоговое, арбитражное, прокурорское, следственно-судебное подавление), способствование взяткодателю в захвате предприятий с использованием своего административного, процессуального или судебного ресурса.

15. Принятие необоснованных судебных решений, например, получение судьей взятки за восстановление срока признания права наследования и признание права собственности за «наследниками». На первом этапе реализации данной криминальной схемы производится сбор документов о якобы имевшемся у умершего желании приватизировать свою квартиру. На втором этапе, иск, о признании права наследования, подается в суд, который принимает решение необходимое сообщникам.

Действия субъектов коммерческого подкупа, безусловно, имеют значительно меньшие масштабы. Например, они могут, подкупив одного из руководителей транспортной организацииполучить монопольное размещение рекламы своей организации на автобусах предприятия «Пассажиравтотранс». В другом случае начальник отдела исполнения обязательств дирекции по присоединению и перспективному развитию компании брал деньги за визирование смет и проведение работ по подготовке преддоговорной документации.За изменение технических условий электроснабжения организации был привлечён главный инженер городской электрической сети.

Помимо чисто финансового эквивалента за выгодные действия или бездействия подкупленного чиновника (передача денег, ценных подарков, косвенные выплаты через родственников), заинтересованное лицо может оказать ему иного рода услуги, к числу которых относятся:

– организация приглашений на внутригосударственные и зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки (в том числе и для членов семей должностных лиц) за счет российских и иностранных юридических и физических лиц;

– предоставление не предусмотренных правовыми актами преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества;

– содействие в покупке товаров через фирменные магазины предприятий–изготовителей по ценам, установленным для работников этих предприятий;

– помощь в покупке по относительно низким ценам (путем включения в категорию лиц, пользующихся льготами) товаров по паевым книжкам (как правило, в этом случае, паевая книжка выписывается не по месту проживания "пайщика", а в другом районе республики, области);

– организация радио и телепередач, позволяющих рекламировать то или иное должностное лицо;

– оказание содействия в проведении предвыборной кампании, приобретении бумаги для выпуска рекламной печатной продукции, размещении внеочередного тиража в типографии, содействие в его распространении;

– устройство детей в престижное частное учебное заведение финансируемое группой предпринимателей и т.п.;

Если предмет взятки или коммерческого подкупа имеет овеществленный характер, то местом его передачи может быть:

– служебный кабинет государственного служащего, должностного лица или ответственного сотрудника иной организации (коммерческой, некоммерческой);

– ресторан, бар, дача, баня, общественный транспорт, в которых происходит ранее запланированная встреча взяткополучателя с взяткодателем или посредником;

– условное место на улице, в подъезде, в парке, ином общественном месте;

– квартира или автомашина взяткодателя, посредника или взяткополучателя;

– гостиничный номер, в котором проживает взяткополучатель.

Передача предметов взятки может носить непосредственный и опосредованный характер. В первом случае передача денег, ценных предметов, документов происходит из рук в руки либо путем обмена портфелями, свертками и т.д. Опосредованная передача осуществляется через условное место, тайник, либо с этой целью может быть использован посредник. Практике известно два основных типа посредничества во взяточничестве. Простое посредничество заключается в передаче предмета взятки и предоставлении требующихся взяткодателю с использованием одного посредника.

Сложное посредничество выражается либо в разделении функций между посредниками, либо в увеличении их числа в цепи, связывающей взяткодателя и взяткополучателя.

Знание типов посредников следует учитывать и использовать в раскрытии фактов получения взятки. Например, несколько лет назад в Санкт-Петербурге рассматривалось в суде уголовное дело, связанное с взяткой. Обвинялся налоговый инспектор, который получил деньги от владельца небольшого кафе. Поймать с поличным его не удалось: он послал вместо себя посредника – своего знакомого бизнесмена. После задержания посредник сразу «раскололся», кому предназначались деньги.

Для предупреждения разоблачения предмету взятки может придаваться «законный» характер. Это может быть сделано путем зачисления в штат организации, заключения фиктивного договора на выполнение работ или оказания услуг, оформления дарственной, «наследства» и т.д. Как правило, неформальные договоренности взяткодателя и взяткополучателя подкрепляются официальными документами (заявление, ходатайство, договор, гарантийное письмо и т.д.).

Вымогательство выражается в требовании должностным лицом взятки под угрозой совершения таких служебных действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя. Вымогательство также может выражаться в умышленном создании для взяткодателя таких условий, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения вредных последствий его правоохраняемым интересам. В практике вымогательство может выражаться в требовании должностным лицом взятки за удовлетворение законной просьбы взяткодателя.

Большинство выявленных криминальных ситуаций это те, в которых использовалось либо вымогательство взятки, либо поведение взяткополучателя и посредника входили в явное противоречие с представлениями взяткодателя о количественной и качественной стороне схемы разрешения его «проблемы».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: