Героическое в литературе





 

Михаил Юрьевич Лермонтов

Портрет

1814-1841

А

Перед чтением текста вспомните известные вам стихотворения М.Ю. Лермонтова. Прочитайте их наизусть. Что объединяет все прочитанные стихотворения?

 

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова разделяется на три периода. Первый период (1828-1832) называется юношеским. Это было очень плодотворное время для юного поэта: он написал сотни стихотворений, много поэм, несколько драм и незаконченный роман «Вадим». Шедевры лермонотовской лирики «Ангел», «Парус» и «Нет, я не Байрон, я другой» относятся к этому периоду.

В 1832 году Лермонтов переезжает из Москвы, где учился в Московском университете, в Петербург и поступаеть в юнкерскую школу, после окончания которой становится офицером. Второй период его творчества приходится на 1833-1836 годы. В это время Лермонтов живет в Петербурге: сначала учится, затем служит офицером в звании корнета, но главное – продолжате оттачивать свое писательское мастерство.

Последний, зрелый период творчества начался для Лермонтова в 1837 году и оборвался в 1841 году с гибелью поэта. Начало этого периода, во время которого были созданы самые значительные произведения Лермонтова, совпало со смертью Пушкина, умершего 29 января (10 февраля по новому стилю) от смертельного ранения на дуэли с Жоржем Дантесом. Лермонтов откликнулся на это горестное для России событие гневными, страстными стихами «На смерть поэта». За это стихотворение Лермонтов был арестован и в наказание выслан на Кавказ. В апреле 1837 года началась первая кавказская ссылка поэта. На Кавказе в сражениях с горцами закалялся дух Лермонтова – поэта и воина.

 

В

1. Кратко охарактеризуйте основные этапы жизни и творчества Лермонтова.

2. К каким этапам творчества поэта относятся известные вам стихотворения Лермонтова?

 

Ж

Дополните рассказ об основных этапах творчества Лермонтова интересными, значительными фактами и эпизодами. Найдите соответствующий материал в энциклопедии, специальной литературе или Интернете и сделайте сообщение на уроке.

 

 

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»

А

Перед чтением текста вспомните основные события отечественной войны 1812 года. Какую роль в этой войне сыграло Бородинское сражение? Кого из великих полководцев, отличившихся в войне 1812 года, вы можете назвать? В случае необходимости, отвечая на вопросы, обращайтесь к энциклопедии, специальной литературе или Интернету.

 

Стихотворением «Бородино» открывается последний период творчестве Лермонтова, период его творческой зрелости. Лермонтов напи сал его в самом начале 1837 года. Со времени нашествия Наполеона на Россию в 1812 году прошло 25 лет; в том же году отмечалась годовшина главного, судьбоносного для страны события – Бородинского сражения. Подобно двум другим великим сражениям – Куликовской битве в 1380 году и Курскому сражению в 1942-43 годах – в нем решалось, быть или не быть России независимой страной. Среди многих других произведений, посвященных Бородинскому сражению, стихотворение Лермонтова прозвучало мощно и страстно. Оно проникнуто истинно национальным чувством, гордостью и болью за солдат-богатырей, сражавшихся на поле Бородина. Стихотворение Лермонтова «Бородино» вошло в сокровищницу русской культуры, к нему неизменно обращаются все поэты и писатели при создании своих произведений на эту историческую тему.

К теме и значения Бородинского сражения для истории Российского государства Лермонтов обратился еще в юношеские годы. В 1830 (31-?) году молодой поэт пишет стихотворение «Поле Бородина», которое, как и почти все другие произведения тех лет, было не опубликовано. В нем Лермонтов стремится найти подходящую для темы поэтическую форому, выразить свое понимание смысла великого события. И, наконец, находит подход и художественное освещение темы Лермонтов в стихотворении 1837 года. «Бородино» представляет собой разговор двух солдат: вопрос молодого солдата и ответ старого солдата, который принимал участие в сражении, будучи солдатом первого года службы (в русской армии срок службы солдата составлял 25 лет). Лермонтов нашел таким образом способ передать народный взгляд на Бородинское сражение, его роль в нем, выхватив из бесконечной беседы русского народа о самом значительном событии его жизни фрагмент – разговор двух солдат. И главный вопрос, тревожащий душу любого русского человека, возникает уже в первой строфе стихотворения:

...Ведь не даром

Москва, сраленная пожаром,

Французу отдана?

 

Бородино

А

Читая стихотворение, найдите в нем ответ на вопрос молодого солдата, прозвучавший в самом начале: «ведь не даром Москва… французу отдана?»

 

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые?

Да, говорят, еще какие!

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

 

– Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

 

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

 

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут-как-тут.

 

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат, мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

 

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

 

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

 

И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

 

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

– И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

 

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

 

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

 

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

 

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны –

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

 

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Январь 1837

 

Главная тема стихотворения «Бородино» – богатырство и сила духа русского народа, спасающего свою родину от захватчика. На Бородинском поле сражается весь народ. Вот как это показано в стихотворении:

Полковник наш рожден был хватом,

Слуга царю, отец солдатам...

Солдаты, офицеры, государь – все поднялись на бой в едином героическом чувстве.

Язык стихотворения отражает речь всех слоев народа. Речь соладата вначале проста, она наполнена разговорными, просторечными выражениями, например, «у наших ушки на макушке», «французы тут-как-тут», «постой-ка, брат, мусью». И тон и лексика рассказа изменяются при описании сражения, речь становится возвышенной, торжественной, выражения книжные, поэтические, такие как «сверкнул за строем строй», «носились знамена как тени», «изведал враг в тот день немало». Разделяют простой и возвышенный рассказ солдата строки, предваряющие картины великой битвы:

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тань

Лермонтов широко используется поэтический прием метафоры. Метафора –это употребление слова в переносном значении, например, «звучал булат, картечь визжала». Слова «звучать» и «визжать» являются эпитетами к неодушевленным предметам, но поэт использует эти сочетания для выразительного описания горячего сражения. Таким образом, метафора употребляется как средство художественной выразительности.

В стихотворении применяется уникальная в русской поэзии строфа, состоящая из 7 строк, объединенных особым способом рифмовки: рифмуются первые две строки, третья и седьмая строки обрамляют три рифмующиеся подряд строки. Получается, что группы рифмованных строк выполняют каждая свою роль. Например, первые две строки задают тему строфы:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром...

Три строки с одинаковой рифмой служат для эмоционального описания событий:

Ведь были ж схватки боевые?

Да, говорят еще какие!

Не даром помнит вся Россия...

Третья и седьмая строки называют главный вопрос строфы, ее идею:

Французу отдана...

Про день Бородина!

Обратите внимание, что выделены именно третья и седьмые строки: все стихотворение написано четырехстопным ямбом, а эти строки укороченные, то есть содержат по три стопы ямба. Числа 3 и 7 используются в стихотворении как числа символические, священные, чтобы подчеркнуть значение дня Бородинского сражения.

 

Д

1. Какими вы представили себе двух солдат – участников диалога? Проиллюстрируйте свой рассказ о героях примерами из текста стихотворения.

2. Какая фраза в речи старого солдата повторяется в начале и в конце стихотворения? С какой целью? Отвечая на этот вопрос, вспомните о времени создания стихотворения.

3. Проследите по тексту, как меняется настроение рассказчика. Почему? Какими поэтическими средствами передается это изменение?

4. Пронаблюдайте, в каких случаях, рассказывая о событиях, старый солдат употребляет местоимение «я», а в каких – «мы». Сделайте вывод из ваших наблюдений.

5. Какова особенность ритмической организации стихотворения? С какой целью использует ее автор?

6. Приведите примеры метафор в тексте стихотворения. Объясните их роль.

7. Выделите глаголы в речи солдата. С какой целью они используются в стихотворении.

8. Согласны ли вы с героем стихотворения, называющим своих современников «богатырями»? Подтвердите свою мысль текстом.

9. Выучите стихотворение наизусть и подготовьте его выразительное чтение.

 

З

Проведите самостоятельный сопоставительный анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова и поэмы «Полтава» Пушкина. Сопоставьте тему, идею, пафос этих произведений. Сравните их героев, поэтические образы, язык, ритмическую организацию, изобразительные средства. Сделайте выводы из своих наблюдений.

 

Виктор Петрович Астафьев

Портрет

(1924-2001)

 

Виктор Петворвич Астафьев – русский писатель-прозаик. Родился Астафьев в крестьянской семье в селе Овсянка Красноярского края. Как и большинство крестьянских детей, росших в 1930-е годы, Астафьев испытал с тяготы деревенской жизни, бедность и невзгоды. Мальчик в раннем возрасте остался сиротой: трагически погибла его мать, и он рос и воспитывался в детском доме.

Юношеские и молодые годы Астафьева прошли как у обыкновенного простого человека. В 1942 году, в 18 лет Астафьев ушел добровольцем на фронт Великой Отечественной войны, воевал рядовым солдатом, был тяжело ранен. После войны работал слесарем и подсобным рабочим. Трудное детство, война и трудовая деятельность простого рабочего дали Астафьеву необходимый жизненный опыт, обогативший его литературный талант. В послевоенные годы Астафьев начинает писать.

Главная тема творчества Астафьева – многообразная русская жизнь, русский человек с прямым характером и глубокой душой. Поэтому многие его произведения посвящены изображению сибирской жизни, где среди величественной и суровой природы расцветает душа человека и крепнет характер. Эта тема проявляется во всех произведениях Астафьева: от рассказа «Васюткино озеро» до эпического романа «Царь-рыба».

Особое место в прозе Астафьева занимает война. Эта тема постоянно сопровождает писателя на протяжении всего его творчества. Сначала это острые, еще свежие впечатления спустя всего несколько лет после войны, затем происходит их осмысление и воплощение в зрелой прозе 1970-х годов и, наконец, возвращение к теме войны в последнее десятилетие творчества, в 1990-е годы. Вершиной военной прозы Астафьева является повесть «Пастух и пастушка» (1971). В ней писатель с большим художественным мастерством утверждает мысль, что война и любовь не могут сущестовать одновременно в мире.

Открывается повесть главой «Бой», в которой Астафьев показывает, как страшна жизнь человека на войне, в сражении. Герой повети лейтенант Борис Костяев героически защищает свою землю от врага, и, будучи истинно русским человеком, не думает о себе как о герое.

 

Пастух и пастушка

Современная пастораль

Часть первая. Бой





Читайте также:
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.054 с.