Трудные участники группы.




 

В каждой группе как правило есть негласный или гласный список

- кого берём в группу

- кого не берём в группу

- список самого ведущего, с кем он в принципе не работает

 

"Выкидывать" человека из уже сформированной группы непросто и не всегда безвредно для группы, поэтому всех "нежелательных" как правило отсеивают на входе, после предварительной беседы. Профессиональные психологи обычно не берут на консультации или в группы тех, к кому испытывают сильную антипатию либо симпатию, сильные эмоции.

 

Ирвин Ялом, знаменитый психолог и групповой терапевт, приводил свой список нежелательных участников групп:

- люди с повреждением мозга

- истерические личности

- аутические личности

- социопаты, психопаты

- психически больные

- люди с химической зависимостью (алкоголики, наркоманы)

- неизлечимые соматические больные

- находящиеся в остром кризисном состоянии и имеющие суицидальные мысли

- не способные регулярно посещать занятия

- неприятные терапевту (вот просто вот так, и всё)

 

Перед тем, как принимать человека в группу, следует выяснить: мотивы (что побудило и насколько это решение было самостоятельным), ожидания от занятий, какие проблемы человек хочет решить, что и насколько он готов менять, был ли опыт участия в группах и представляет ли человек себе, что это и как происходит. А также рассказать: цели группы, время и место занятий, их продолжительность, описание процедуры включения в группу, предпочтения к участникам, квалификацию и опыт работы ведущего, размер и формат оплаты, а также при необходимости дополнительные орг. вопросы.

 

 

Игра "журналист"

 

Тема - трудная ситуация в группе. Каждый размышляет над тем, с какими трудностями в группах сталкивался или мог бы столкнуться. Выбирает одну такую проблемную ситуацию. Потом все разбиваются на пары, и в каждой паре выбираются роли "журналист - интервьюируемый", то есть тот, кто задаёт вопрос, излагает проблему, и тот, кто отвечает, ища и предлагая свои варианты выхода из трудной ситуации. Лимит времени - 10 минут, то есть по пять минут на одну проблему. И так пять-шесть смен партнёров по диалогу.

 

Игра проста и эффективна, фактически это мозговой штурм по заданной теме, только в индивидуальной форме. Мне казалось, я задал очень сложную задачу, причём в одной из самых острых её форм (неоднородность группы в спортивном тренинге, когда в одну группу приходится сводить и мастеров спорта, и только что пришедших новичков, а развести по разным группам возможности нет). В итоге, после 5 диалогов у меня накопилось не одно, а сразу несколько решений и путей решения этой задачи, при этом вариативность возможных действий такая, что можно быть уверенным, что проблему решить так или иначе получится. "Нерешаемые" задачи, при рассмотрении их "из чужой головы" начинают играть совсем иными красками и новыми сторонами. То есть люди смотрят на ситуацию вообще из каких-то таких позиций, что и в голову тебе не приходили, из своего совсем иного опыта, из своих совсем иных знаний.

Вывод: люди, не молчите, спрашивайте совета у людей, когда что-то решить надо! Это, как выяснилось, работает!

 

 

Игра "карусель", она же "вертушка"

 

Тема - выявление сильных и слабых сторон. Группа бьётся пополам и потом рассаживается на стульчики в два круга друг напротив друга. У каждого получается один собеседник. Дальше даются задания. На каждое задание дано ровно три минуты. После одного задания внешний круг сдвигается на одного по часовой стрелке (можно против, тут нет никаких суеверий, как удобно). Примеры заданий:

- внутренний круг говорит внешнему: "я человек, который..." и далее о себе

- внешний круг сдвигается и говорит внутреннему новому собеседнику то же самое

- внутренний круг говорит внешнему: "мне кажется, твои сильные стороны как ведущего могли бы быть..."

- внешний круг опять сдвигается и повторяет

- внутренний круг говорит: "я умею..." и далее свои умения

- внешний сдвигается и повторяет

и т.д.

Когда круг проходит до конца, то производят пересадку людей из внешнего круга во внутренний через одного - и процесс продолжается.

 

В итоге столько всего нового узнаёшь! Оказывается, люди друг друга воспринимают внешне вообще не так, как сами о себе думают. И собственные мнения о себе самом почти совсем не коррелируют с тем, что тебе говорят, судя по твоему внешнему поведению. Людям, которые сами о себе говорили, что они больше склонны к индивидуальной работе, пророчили большой успех в коллективной. Людям, которые сами о себе высказывались как о не очень уверенных в себе, в глаза прямым текстом утверждали, что они сама уверенность во плоти! То есть то мнение, которое сложилось у участников друг о друге после полутора дней семинара, оказывается радикально не тем, что участники сами о себе привыкли думать.

 

Вывод: игра добавила к итогу предыдущей игры в "жёсткую группу" - по внешности крайне трудно определить, что происходит во внутреннем мире человека, это раз. И второе: не надо бояться, что ваши внутренние страхи, переживания, промахи и т.д. кто-то видит - нет, не видят! То есть, игра весомо добавляет фактуры заповеди "не суди", потому что то, что мы видим по внешнему поведению - это такая тонкая шкурка, настолько далеко от того, что на самом деле у человека внутри творится, что просто туши свет! Причём я лично могу сказать точно: я не врал и не льстил, я честно говорил людям их сильные стороны, насколько я их увидел со стороны. Уверен, так же делали и другие. И когда потом сам слышишь, что уже тебе говорят - всё внутри порывается протестовать "это не так! нет, вы не знаете! вы неверно оцениваете!"

Это также говорит о том, что многие люди склонны затушёвывать свои сильные стороны, не видят их. И именно коллективная работа, нахождение внутри группы может их выявить.

 

 

За два дня у почти двадцати участников, подавляющее большинство из которых - профессиональные психологи, возникали многочисленные вопросы, обсуждения каких-то смежных вопросов, дополнения, примеры из жизни, из практики. И конечно, этот конспект отражает лишь одну из граней прошедшего семинара, насколько возможно полно включая письменную часть, но лишь в малой степени передавая ту "кухню", которая реально происходит на групповом семинаре. Так что лучше, конечно, присутствовать внутри процесса, а не довольствоваться одной лишь конспективной "выжимкой".

 

 

Всем всего доброго! Ваш М.К.

 

 

Список литературы:

1 Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков - М.: Ось-89, 2012.

2 Вачкова И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89», 2000.

3 Гиппиус В.С. Гимнастика чувств. М., 2012.

4 Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского, С. Ледера – М.: Медицина, 1990.

5 Групповая работа: стратегии и методы исследования. М., 2007

6 Кори Д., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж. М. Техники групповой психотерапии. Спб, 2001.

7 Кори Д. Теория и практика группового консультирования– М.; изд-во Эксмо, 2003.

8 Кочюнас Р. Групповая психотерапия: учебное пособие для вузов. – 8-е изд. – М.: Академический проект; Трикста, 2014.

9 Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – М.: Академический проект, 2008

10 Кочюнас Р. Психологическое консультирование: учебное пособие для вузов. – 8-е изд. – М.: Академический проект; Трикста, 2014.

11 Кёнинг О., Шатенхофер К. Введение в групповую динамику. М., 2014.

12 Новые направления в игровой терапии: проблемы, процессы и особые популяции / под ред. ГЛ. Лэндрета. Пер.с англ. – М.: Когито-центр, 2007.

13 Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2006.

14 Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.: Генезис, 2000

15 Смит Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 2000.

16 Флорес Филип Дж. Групповая психотерапия зависимостей. М., 2014.

17 Фопель К. Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе. / Пер.с нем. - М., 2013.

18 Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие / Пер. с нем.- М.:Генезис.2014

19 Фопель К. Технология ведения тренинга. М., 2007

20 Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. М., 2006.

21 Ялом И., Лесц М. Групповая психотерапия. 5-е изд. СПб, 2009.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: