Развивай чистое внимание 7 глава




Рамана обычно давал своим ученикам такую технику: они должны были всего лишь спрашивать: «Кто я?» На Тибете используют аналогичную технику, еще лучшую, чем техника Раманы. Они не спрашивают: «Кто я?» Они спрашивают: «Где я?» потому что это «кто» создает проблему. Когда вы спраши­ваете: «Кто я? », вы принимаете как нечто известное, что вы есть; единственным вопросом является только то, кем вы являетесь. Вы заранее предполагаете, что вы есть. Это не подвергается сомнению, это принимается как данное: что вы есть. Остается единственный вопрос: кто вы есть. Нужно узнать только тождес­твенность с чем-то, нужно распознать лицо, но оно здесь нераспознанное лицо здесь.

Тибетский метод глубже. Они рекомендуют оставаться безмолвным, а затем искать внутри, где вы есть. Войдите во внутреннее пространство, загляните в каждый уголок и спроси­те: Где я?» Вы не найдете этого «я» нигде. И чем больше вы будете искать, тем в большей степени оно будет отсутствовать. Если вы спрашиваете «Кто я?» или «Где я?», наступит момент, когда вы придете к точке, где вы есть, но нет никакого «я» с вами случится простое существование. Но это случится только тогда, когда мысли не ваши. Это более глубокое царство я.

Мы никогда не чувствуем этого. Мы все время говорим «я». Слово «я» используется непрерывно наиболее используемым словом является «я», но вы не ощущаете этого. Что вы имеете в виду под этим «я»? Когда вы говорите «я», что вы подразуме­ваете? Что обозначается при помощи этого слова? Что выража­ется? Я могу сделать некоторый жест, а потом сказать: «Я имел в виду то-то и то-то». Я могу показать свое тело «Я имел в виду это». Но тогда можно спросить: «Имели ли вы в виду вашу руку. Имели ли вы в виду ногу? Имели ли вы в виду живот?» Тогда я должен буду отрицать это, я должен буду сказать «нет». Тогда будет отрицаться все тело. Тогда что вы имели в виду, когда сказали «я»? Имели ли вы в виду свою голову? Когда вы говорите «я», вы имеете глубоко внутри очень смутное ощущение, и это смутное ощущение вытекает из ваших мыслей.

Установившись на ощущениях, отрежьте себя от мыслей и постарайтесь встретиться лицом к лицу с «я» тогда вы обнаружите, что его не существует. Оно было всего лишь полезным словом, лингвистическим символом необходимым, но нереальным. Даже будда должен использовать его, даже после своего просветления. Это всего лишь лингвистическое изобретение. Но когда будда говорит «я», он никогда не имеет в виду «я», потому что никакого «я» не существует.

Когда вы встречаетесь лицом к лицу с «я», оно исчезает. В этот момент вас может охватить страх, вы можете бояться этого. Это случалось со многими, кто достаточно углублялся в эту технику они начинали так бояться, что убегали от этого.

Так что запомните: когда вы ощутите и столкнетесь лицом к лицу с этим «я», вы будете в таком же состоянии, как если бы вы умерли в том же самом, потому что «я» исчезает, и вы чувствуете, что с вами случается смерть. Вы будете иметь ощущение, что вы тонете, вы будете погружаться все глубже и глубже. И если вы испугаетесь, вы снова выберетесь и уцепитесь за мысли, потому что эти мысли окажутся для этого полезными. Эти облака будут здесь: вы сможете уцепиться за них, и тогда страх оставит вас.

Запомните, этот страх является очень хорошим, очень полезным признаком. Он показывает, что сейчас вы забрались достаточно глубоко, а смерть является самой глубокой точкой. Если вы сможете войти в смерть, то вы станете бессмертным, потому что тот, кто вошел в смерть, умереть не может. Тогда смерть находится вокруг вас; она никогда не в центре, а только на периферии. Когда «я» исчезает, вы подобны смерти. Старого больше нет, новое вступает в свои права.

То сознание, которое выйдет из этого, является абсолютно новым, незагрязненным, молодым, девственно чистым. Старого больше нет и старое даже не прикасалось к нему. Это «я» исчезло, и вы в своей первоначальной чистоте, в абсолютной свежести. Произошло прикосновение к глубочайшим слоям бытия.

Так что думайте об этом таким образом: мысли, затем ниже их «я» и третье:

Ощущай: моя мысль, я, внутренние органы – внутренняя сущность.

Когда мысли исчезли или вы не цепляетесь за них они проходят, это не ваше дело, вы в стороне, вы не связаны с ними, вы не отождествляетесь с ними, и «я» тоже исчезло, тогда вы можете взглянуть на внутренние органы... Это одна из глубочай­ших вещей. Мы знаем внешние органы: руками я прикасаюсь к вам, глазами я вижу вас это внешние органы.

Внутренние органы это те органы, посредством которых я ощущаю свое собственное бытие, свое собственное существо. Внешнее предназначено для других я знаю о вас посредством внешних органов. Как я узнаю о самом себе? Даже о том, что я существую как я узнаю об этом? Кто дает мне ощущение моего собственного бытия? Это внутренние органы. Когда мысли остановились, когда «я» больше нет, только тогда, в этой чистоте, в этой ясности, сможете вы увидеть внутренние органы.

Сознание, интеллект это внутренние органы. Посредст­вом их я осознаю свое собственное бытие, свое собственное существование. Вот почему, если вы закроете глаза, вы можете полностью забыть про свое тело, но ваше собственное ощущение, что вы существуете, останется. И понятно, что когда человек умирает... Это факт: когда человек умирает, то для нас он уже мертв, но для него требуется некоторое время, чтобы осознать тот факт, что он умер, потому что внутреннее ощущение бытия остается тем же самым.

На Тибете имеются специальные упражнения для умира­ния; они утверждают, что человек должен быть готов к смерти. Одно из упражнений заключается в следующем: когда кто-либо умирает, учитель, или священнослужитель, или кто-то другой, кто знает упражнение бардо, будет все время говорить ему: «Помни, будь бдителен, ты оставляешь тело». Потому что если вы даже уже оставили свое тело, требуется некоторое время, чтобы осознать, что вы мертвы, потому что внутренние ощуще­ния остаются теми же самыми; они не изменяются.

Тело прикасается только к другим и ощущает других. Через него вы никогда не прикасаетесь к самому себе, с помощью него вы никогда не узнаете о самом себе. Вы узнаете о себе при помощи некоторых других органов, которые являются внутрен­ними. Но в этом все страдание мы не осознаем свои внутренние органы и наш образ в наших собственных глазах создается другими. Мои знания о себе состоят из всего того, что сказали обо мне другие. Если они говорят, что я прекрасен или что я безобразен, я верю им. Мое понимание самого себя состоит из того, что получили мои органы чувств через других, что отрази­лось от других.

Если вы сможете осознать внутренние органы, то вы полностью освободитесь от общества. Вот что имеют в виду, когда в старых манускриптах говорят, что санньясин не явля­ется частью общества, потому что теперь он знает себя через свои собственные внутренние органы. Теперь его знания о себе не базируются на других, они не являются отраженными. Он нашел внутреннее зеркало, он все узнает при помощи этого внутреннего зеркала. И внутренняя реальность может быть познана только тогда, когда вы пришли к внутренним органам. Внутренние органы... Тогда вы можете смотреть через эти внутренние органы. А тогда – внутренняя сущность. Это поня­тие трудно выразить словами. Вот почему используются слова «внутренняя сущность»: любые слова будут неправильными слова «внутренняя сущность» тоже неправильны, но ведь «я» исчезло. Так что запомните: «внутренняя сущность» не имеет ничего общего с «я». Когда мысли искоренены, когда «я» исчезло, когда внутренние органы познаны, тогда появляется «внутренняя сущность». Тогда в первый раз раскрылось мое реальное существо и это реальное существо мы будем называть «внутренней сущностью».

Внешнего мира больше нет, мыслей больше нет, ощущения эго больше нет, и я пришел к осознанию своих собственных внутренних органов познания, сознания, интеллекта или, как бы вы ни называли это осознанности, бдительности. Тогда в свете этих внутренних органов обнаруживается «внутренняя сущность».

Эта «внутренняя сущность» не принадлежит вам. Эта «внутренняя сущность» является самым внутренним центром, неизвестным вам. Эта «внутренняя сущность» не является эго. Эта «внутренняя сущность» не против любого вас. Эта «внутрен­няя сущность» является космической, эта «внутренняя сущ­ность» не имеет границ. Под этой «внутренней сущностью» подразумевается все. Эта «внутренняя сущность» не является волной, эта «внутренняя сущность» является океаном.

Ощущай: моя мысль, я, внутренние органы. Тогда появля­ется промежуток, зазор – внезапно обнаруживается внутренняя сущность. Когда обнаруживается эта внутренняя сущность, человек приходит к познанию. «Ахам Брахмасми. Я есть Бог». Это познание не является каким-либо притязанием эго; эго больше нет. Благодаря этой технике вы можете мутировать, но сначала установитесь в своих ощущениях.

 

83. Перемести свой фокус на промежутки.

Вторая техника: До появления желания и до познания как могу я сказать «Я есть»? Рассматривай. Растворяйся в красоте.

 

До появления желания и до познания как могу я сказать «Я есть»? Возникает желание: вместе с желанием возникает ощу­щение «Я есть». Возникает мысль: вместе с мыслью возникает ощущение «Я есть». Поищите это в своем жизненном опыте. До желания и до познания нет никакого эго.

Сидите спокойно, смотрите внутрь. Возникает мысль: вы становитесь отождествленным с этой мыслью. Возникает жела­ние: вы становитесь отождествленным с этим желанием. При отождествлении вы превращаетесь в эго. Тогда подумайте: если нет никакого желания, если нет никакого познания, если нет никаких мыслей, вы не можете отождествить себя с чем-либо. Эго не может возникнуть.

Эту технику использовал Будда. Он говорил своим учени­кам не делать ничего, кроме следующего: когда появляется мысль, отметить ее. Будда говорил, что когда возникает мысль, ее появление следует отметить. Просто отметьте это внутри: вот возникла мысль, вот возникла мысль, вот исчезла мысль. Просто запоминайте, что вот появилась одна мысль, вот появи­лась другая мысль, вот исчезла одна мысль так что вы не отождествляетесь с ними.

Это прекрасно и очень просто. Возникает желание. Вы идете по дороге: мимо проезжает прекрасный автомобиль. Вы смотрите на него вы даже не смотрите на него, но возникает желание обладать им. Сделайте это. Сначала все превращайте в слова; просто медленно произносите: «Я видел автомобиль. Он прекрасен. Теперь возникло желание обладать им». Просто выразите это словами.

Поначалу будет хорошо, если вы сможете произнести это вслух. Скажите громко: «Я только что заметил, как проехал автомобиль, ум сказал, что он прекрасен, теперь возникло желание, и я должен обладать этим автомобилем». Превращайте все в слова, говорите вслух с самим собой, и сразу же вы почувствуете, что вы отличны от этого желания. Отметьте это. Когда вы будете достаточно эффективно отмечать все это, то больше не будет необходимости произносить это вслух. Просто отметьте внутри, что возникло желание. Прошла прекрасная женщина; в вас вошло желание. Просто отметьте его как если бы вы не имели к нему никакого отношения, вы просто заметили свершившийся факт, и тогда внезапно вы окажетесь вне его. Будда говорит: отмечайте все, что случается. Просто все время отмечайте, а когда оно исчезнет, снова отметьте, что это желание исчезло. Вы почувствуете дистанцию между собой и желанием, между собой и мыслью.

В этой сутре говорится: До появления желания и до познания как могу я сказать «Я есть»?

И если нет никакого желания и нет никаких мыслей, то как можете вы сказать: «Я есть»? Как могу я сказать «Я есть»? Тогдавсе является безмолвным, нет даже ряби. А при отсутствии ряби как могу я создать эту иллюзию «я»? Если бы была какая-то рябь, я мог бы прикрепиться к ней, и благодаря ей я мог бы почувствовать: «Я есть». Когда в сознании нет никакой ряби, нет никакого «я».

Так что помните состояние перед возникновением желания; когда желание появляется, помните об этом; когда желание уходит, продолжайте помнить это. Когда мысль возникает, запоминайте. Смотрите на нее. Просто отметьте, что возникла мысль. Рано или поздно она уйдет, потому что ничто не вечно, и появится промежуток, зазор. Между двумя мыслями имеется промежуток, между двумя желаниями имеется промежуток, и в этом промежутке нет никакого «я».

Отметьте мысль в уме, и вы почувствуете, что имеется интервал. Каким бы он ни был малым, но интервал имеется. Затем приходит другая мысль; затем опять следует интервал. В этих интервалах нет никакого «я» и в этих интервалах вы являетесь своей реальной сущностью. Мысли движутся в небе. В эти интервалы вы можете заглянуть между двумя облаками, там вы обнаруживаете небо.

Рассматривай. Растворяйся в красоте. И если вы можете рассмотреть, как желание возникло и как желание ушло, как вы остались в промежутке и желание не побеспокоило вас... Оно пришло, оно ушло. Оно было здесь, и теперь его нет, а вы остались невозмущенным, вы остались таким, каким были до этого. В вас не произошло никаких перемен. Желание пришло и прошло подобно тени. Оно не прикоснулось к вам; вы остались не напуганным.

Рассмотрите это движение желания, и это движение мысли, и это отсутствие движения в вас. Рассматривай. Растворяйся в красоте. А этот интервал прекрасен. Растворитесь в этом интер­вале. Упадите в этот интервал и будьте им. Это глубочайшее переживание красоты. И не только красоты, но также и добра, и истины. В этом промежутке вы есть.

Особое значение придается тому, чтобы перейти из запол­ненного пространства в незаполненное. Вы читаете книгу: в ней слова, в ней предложения, но между словами есть промежутки, между предложениями есть промежутки. В этих промежутках вы есть. Вы являетесь белизной бумаги, а черные точки являют­ся всего лишь облаками мыслей и желаний, движущихся по вам. Смените логическое ударение, смените стереотип поведения, гештальт. Не смотрите на черные точки, смотрите на белое.

В вашем внутреннем существе смотрите на промежутки. Будьте безразличным к заполненным пространствам, к занятым пространствам. Интересуйтесь промежутками, интервалами. Благодаря этим промежуткам вы можете раствориться в пред­ельной красоте.

 

Глава 8 (56)

обнаружение пустоты

31 мая 1973 года, Бомбей, Индия

Вопросы:

Как научиться жить с пустотой?

Экзистенциальная трансформация неэкзистенциального эго?

Является ли процесс трансформации тоже сновидением?

Как узнать, является ли духовный поиск реальным?

 

Первый вопрос:

Если в медитации, когда временно отбрасывается «я» и внутри создается пустота, эта пустота не заполняется вхож­дением неизвестного, то ощущается разочарование. Как на­учиться жить с этой пустотой?

 

Пустота это неизвестность. Не ждите и не надейтесь, что что-то заполнит эту пустоту. Если вы ожидаете, надеетесь, желаете, то вы не пусты. Если вы ожидаете, что нечто, какая-то неизвестная сила, спустится на вас, то вы не пусты есть только надежда, есть желание, есть страстное стремление к чему-то. Так что не желайте, чтобы что-либо наполнило вас. Просто будьте пустым. Ничего не ждите.

Пустота это неизвестность. Когда вы действительно пусты, неизвестное уже спустилось на вас. Это не означает, что сначала вы стали пустым, а затем в вас вошло неизвестное. Вы пусты, и неизвестное вошло. Между этими событиями нет ни единого мгновения промежутка. Пустота и неизвестное есть одно и то же.

Сначала это является вам как пустота; это только внешнее проявление, потому что вы всегда были наполнены эго. Вы, в действительности, ощущаете отсутствие эго; вот почему вы ощущаете пустоту. Сначала исчезает эго, но ощущение, что эго больше нет, порождает ощущение пустоты. Просто отсутствие... что-то было здесь, а теперь его нет. Эго ушло, но отсутствие эго ощущается. Сначала исчезнет эго, а затем исчезнет ощущение отсутствия эго. Только тогда вы действительно будете пустым. А быть действительно пустым значит быть действительно напол­ненным.

Это внутреннее пространство, которое порождается отсутствием эго, и есть божественное. Божественное не приходит откуда то извне; оно уже здесь. Поскольку вы наполнены эго, вы не можете осознать его, вы не можете увидеть его, вы не можете прикоснуться к нему. Туманный барьер эго мешает вам.

Когда эго отбрасывается, барьер тоже отбрасывается. Заве­сы больше нет. Ничто не должно прийти; все, что должно было прийти, уже здесь. Запомните это: что ничего нового не должно войти в вас. Все, что возможно, уже здесь, уже задействовано. Так что проблема не в достижении, проблема в обнаружении. Сокровище здесь, но оно скрыто вы должны обнаружить его. После того как Будда реализовался, его много раз спраши­вали: «Что ты приобрел? Чего ты достиг?»

Говорят, что Будда отвечал: «Я не достиг ничего. Скорее, наоборот. Я потерял самого себя. А то, чего я достиг, уже было здесь, так что я не могу сказать, что я достиг его. Я не осознавал этого, а теперь я стал осознающим. Но я не могу сказать, что я достиг этого. Скорее, наоборот, сейчас я удивляюсь, как могло случиться так, что я не знал этого раньше. А оно всегда было здесь, за углом к нему нужно было только повернуться».

Божественное не есть будущее, ваше божественное есть настоящее. Оно здесь и сейчас. В этот самый момент вы им и являетесь – не осознающий, не смотрящий в правильном направ­лении или не повернувшийся к нему, вот и все.

Вот радиоприемник: волны приходят все время, но если приемник не настроен на конкретную волну, волны себя никак не проявляют. Вы настраиваете приемник, и наличие волн становится очевидным. Нужна настройка. Медитация является настройкой. Если вы настроены, то все то, что было неявным, становится явным.

Но помните: не желайте, потому что желание не позволит вам быть пустым. А если вы не являетесь пустым, все становится невозможным, потому что нет пространства, в котором могла бы быть обнаружена ваша неявная природа. Чтобы она была обнаружена, необходимо пространство. И не спрашивайте, как жить с пустотой. Это не реальный вопрос. Просто будьте пустым. Вы еще не пустой.

Если однажды вы узнаете, что такое пустота, то вы полюби­те ее. Это экстаз. Это наиболее прекрасное переживание, возможное для ума, для человека, для сознания. Вы не будете спрашивать, как жить с пустотой. Вы спрашиваете это так, как если бы пустота была страданием. Эго так и считает. Эго всегда боится пустоты, поэтому вы спрашиваете, как жить с нею, как если бы это был какой-то враг.

Пустота является вашим внутренним центром. Вся дея­тельность происходит на периферии; самый внутренний центр является просто нулем. Все явное находится на периферии; глубочайшее ядро вашего существа представляет собой неявный вакуум. Будда дал ему название шуньята. Это означает ничто или пустоту. Это ваша природа, это ваше существо, из этого ничто происходит все, и все возвращается в него.

Эта пустота является первоисточником. Не стремитесь заполнить ее, потому что, когда вы стараетесь заполнить ее, вы создаете все большее и большее эго эго является усилием заполнить пустоту. И даже это желание, что сейчас на вас что-то должно спуститься бог, божественное, божественная сила, какая-то неизвестная энергия, тоже является мыслью. Все, что бы вы ни думали о Боге, богом не является; это является просто мыслью.

Когда вы говорите о неизвестном, вы делаете его известным. Что вы знаете о неизвестном? Даже для того чтобы сказать, что оно является неизвестным, вы должны знать какое-то его качество быть неизвестным. Ум не может постичь неизвестное. Даже неизвестное становится известным, и что бы ни говорил ум, это всего лишь разглагольствования, мыслитель­ный процесс.

Бог не является словом «бог». Мысль о Боге не есть Бог. И когда нет никаких мыслей, то только тогда вы ощутите и осознаете, что это такое. Ничего другого об этом сказать нельзя. На это можно только указать. А все указания являются ошибоч­ными, потому что они не являются прямыми, непосредственны­ми.

Максимум того, что можно сказать это то, что когда вас нет... А вас нет, когда нет никаких желаний, потому что вы существуете с желаниями. Желания являются пищей, благода­ря которой вы существуете. Желания являются горючим. Когда нет никаких желаний, когда нет никаких стремлений, нет будущего и нет вас самих, то такая пустота является полнотой существования. В этой пустоте перед вами раскрывается все существование. Вы становитесь им.

Так что не спрашивайте, как жить с пустотой. Сначала станьте пустым. Нет никакой необходимости спрашивать, как жить с нею. Она настолько наполнена блаженством в ней глубочайшее блаженство. Когда вы спрашиваете, как жить с пустотой, вы, на самом деле, спрашиваете, как жить с самим собой. Но вы еще не знаете себя. Входите все больше и больше в это.

При медитации вы иногда ощущаете что-то вроде пустоты, но это не реальная пустота. Я называю это разновидностью пустоты. Когда вы медитируете, то на какие-то мгновения, течение нескольких секунд вы ощущаете себя так, как если бы мыслительный процесс прекратился. В начале медитации такие промежутки будут появляться. Но хотя вы и ощущаете себя так, как если бы мыслительный процесс прекратился, само это также является мыслительным процессом, очень тонким мыслитель­ным процессом. Что вы делаете? Вы говорите внутри: «Мысли­тельный процесс прекратился». Но что есть эти слова? Это запустился вторичный мыслительный процесс. И вы говорите: «Это пустота». Вы говорите: «Сейчас что-то должно случиться». Что это? Снова запущен новый процесс движения мыслей.

Когда бы это ни случилось вновь, не становитесь жертвой этого. Когда вы ощущаете, что на вас опускается тишина, не превращайте ее в слова, потому что вы разрушите ее. Ждите не чего-то конкретного, просто ждите. Ничего не делайте. Не говорите: «Это пустота». В тот момент, когда вы скажете это, вы разрушите ее. Просто смотрите на нее, проникайте в нее, встречайтесь с ней, но ждите не превращайте ее в слова. Через слова ум снова входит с другой стороны, и вы остаетесь обману­тым. Будьте бдительным по отношению к этим проделкам ума. Сначала так и должно случаться, поэтому, когда бы это ни случилось вновь, просто ждите. Не попадайтесь в ловушку. Не говорите ничего оставайтесь безмолвным. Тогда вы войдете, и тогда это будет не временно, потому что раз вы познали реальную пустоту, вы не можете потерять ее. Реальное не может быть утеряно; таково его свойство.

Раз вы узнали внутреннее сокровище, раз вы вошли в контакт со своим глубочайшим ядром, то вы можете переходить к деятельности, тогда вы можете делать все, что угодно, тогда вы можете жить обычной мирской жизнью, но пустота с вами останется. Вы не сможете забыть ее. Она все время будет внутри. Будет слышна ее музыка. Что бы вы ни делали, все это будет только на периферии; внутри вы будете оставаться пустым.

И если вы сможете оставаться пустым внутри, будучи активным только на периферии, то все, что бы вы ни делали, становится божественным, все, что бы вы ни делали, принимает свойства божественного, потому что теперь это не идет от вас. Теперь это идет непосредственно от первоначальной пустоты, из первоначального ничто. Тогда, если вы произносите слова, то слова эти не ваши. Вот что имел в виду Мухаммед, когда говорил: «Этот Коран говорился не мною. Он пришел ко мне, как если бы кто-то говорил при помощи меня». Это выходит из внутренней пустоты. Вот что имеют в виду индусы, когда говорят: «Веды написаны не человеком, это не человеческий документ, а божественный, рассказанный самим Богом».

Имеются символические способы высказывания чего-либо, что является очень таинственным. А это является таинствен­ным: когда вы глубоко пусты, все, что бы вы ни делали или говорили, идет не от вас потому что вас нет. Это идет от пустоты. Это идет из глубочайшего источника существования. Это идет из того же самого источника, из которого пришло все это существование. Тогда вы входите в утробу, в саму утробу существования. Тогда ваши слова больше не ваши, ваши дейст­вия больше не ваши. Это так, как если бы вы были инструментом целого.

Если пустота ощущается лишь мгновение, если она прихо­дит и уходит как вспышка, то она не является реальной. А если вы начинаете думать об этом, то даже это нереальное теряется. Не думать в подобный момент представляет собой большое мужество. Это величайший самоконтроль, который я знаю. Когда ум становится безмолвным, и вы опускаетесь в пустоту для того, чтобы не думать, требуется величайшее мужество, потому что все прошлое вашего ума будет отстаивать свои права. Весь его механизм будет кричать: «Теперь думай!»

Неуловимыми способами, косвенными методами ваши вос­поминания о прошлом будут заставлять вас думать и если вы думаете, вы возвращаетесь назад. Если вы сможете оставаться безмолвным в этот момент, если вас не искусит механизм вашей памяти и вашего ума... Это просто Сатана ваш собственный ум, который искушает вас. Всякий раз, когда вы попадаете в пустоту, ум искушает вас и создает что-то, о чем нужно думать и если вы начинаете думать, вы отходите назад.

Говорят, что когда один из величайших Учителей, Бодхидхарма, пришел в Китай, вокруг него собралось много учеников. Он был первым учителем дзэна. Один из учеников, который должен был стать его главным учеником, подошел к нему и сказал: «Теперь я стал полностью пустым».

Бодхидхарма немедленно похлопал его по плечу и сказал: «Теперь иди и выбрось также и эту пустоту! Теперь ты наполнен пустотой выбрось ее тоже. Только тогда ты действительно будешь пустым».

Вы поняли? Вы можете быть наполненным идеей пустоты. Тогда она парит над вами, она становится облаком. Он сказал: «Выбрось и эту пустоту, а потом приходи ко мне». Если вы говорите, что вы пусты, то вы не пусты. Теперь приобрел? значение это слово «пустота» и вы наполнены им. То же самое и я говорю вам: выбросьте и эту пустоту.

 

Второй вопрос:

Вы говорили о трансформации и мутации человеческого ума, о преобразовании бессознательного в сверхсознательное, о том, что духовность является экзистенциальным экспериментированием. Но вчера вечером Вы сказали, что эго является ложной сущностью, что в нем нет никакой реальности. Не означает ли это, что все духовное экспериментирование является экзистенциальной трансформацией неэкзистенциального эго?

 

Нет. Духовная трансформация не является трансформа­цией эго; это растворение его. Вы не должны трансформировать эго, потому что как бы его не трансформировать, оно не перестанет быть эго. Оно может стать более возвышенным, более очищенным, более окультуренным, но эго останется эго. И чем более окультуренным оно становится, тем более оно ядовито. Чем более тонким оно является, тем больше оно держит вас, потому что тогда вы не в состоянии осознать это. Вы не осознаете даже такое большое эго. Когда оно станет тонким, вы не будете осознавать его; для этого не будет никакой возможности.

Существуют способы очищения эго, но они не являются духовными. К таким методам относится мораль. Но между религией и моралью имеется разница. Мораль основывается на методах очищения эго; мораль существует на респектабельнос­ти. Поэтому мы говорим человеку: «Не делай этого. Не делай этого ставкой является твоя репутация. Не делай этого что скажут о тебе другие? Не делай этого тебя не будут уважать. Делай это, и все будут уважать тебя».

Вся мораль опирается на ваше эго, тонкое эго. Религия не является трансформацией эго, это трансценденция его. Вы просто отбрасываете эго. И вы расстаетесь с ним не потому, что оно плохое. Запомните это отличие. Мораль всегда говорит: «Расстаньтесь с тем, что неправильно, и делайте то, что правиль­но». Религия говорит: «Оставьте то, что является фальшивым» не неправильным, а фальшивым. «Оставьте то, что является нереальным, войдите в реальное». В духовности имеет значение истинность, а не правильность. Потому что, правильное само по себе может быть фальшивым, а в фальшивом мире мы нуждаем­ся в фальшивом правильном в противовес неправильному.

Духовность не является трансформацией эго, это его тран­сценденция. Вы выходите за пределы эго. И этот выход за пределы является, в действительности, пробуждением. Нужна глубокая бдительность, чтобы увидеть, существует эго или нет. Если оно существует, если оно является частью, реальной частью вашего существа, то вы не сможете выйти за его пределы. Если оно является фальшивым, то только тогда возможна трансценденция. Вы можете пробудиться ото сна, вы не можете пробудиться от реальности не так ли? Вы можете выйти за пределы сновидения, но вы не можете выйти за пределы реальности.

Эго является фальшивой сущностью. А что мы имеем в виду, когда говорим, что эго является фальшивой сущностью?

Мы имеем в виду, что оно существует только потому, что вы не встречаетесь с ним. Если вы встретите его, оно существовать не будет. Оно существует в вашем неведении; оно есть из-за вашей неосознанности. Если вы станете осознающим, его больше не будет. Если вы становитесь осознающим и какая-то сущность исчезает только из-за этого, то это означает, что она была фальшивой. С осознаванием реальное будет раскрываться, а фальшивое будет исчезать.

Таким образом, неправильно даже говорить о том, чтобы отбросить свое эго, потому что когда так говорится, то создается впечатление, что эго есть нечто, что вы можете отбросить. Вы можете даже начать бороться за то, чтобы отбросить это эго. Все подобные усилия будут абсурдными. Вы не можете отбросить его, потому что отбросить можно только реальное. Вы не можете сражаться с ним. Как вы можете сражаться с тенью? А если вы сражаетесь, то помните вы окажетесь побежденным. Не потому, что тень является очень сильной, но потому, что тени нет; вы не можете победить ее. Вы будете побеждены своей собственной глупостью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: