МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
П Л А Н
Введение
§ 1. | Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению |
§ 2. | Тактика первоначальных следственных действий |
§ 3. | Особенности назначения и производства судебных экспертиз |
Заключение
Список литературы
Введение
Понятие налогового преступления в УК РФ 1996 г. не дается. Однако, учитывая положения Общей и Особенной частей, такое понятие можно сформулировать.
Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.
Основная функция налогообложения - формирование бюджета государства и регулирование экономики. Эта задача оставалась постоянной на протяжении веков, в то время как сами налоги изменялись; создавалась и совершенствовалась налоговая система. Элементы принуждения, используемые государством и составляющие часть налоговой системы, также прошли историческим путем развития от жестких мер уголовного принуждения к более либеральным мерам административного воздействия, от карательных мер к мерам восстановительным.
Анализ российского опыта позволяет получить представление о практике борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями.
Налоговую преступность как общественно опасное явление нельзя назвать принципиально новым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять перераспределение доходов вне налоговой системы. После октября 1917 г. в стране произошли коренные перемены во всех сферах жизни, в том числе и законодательстве. Однако проблема собираемости налогов была актуальна и в тот период. Налоги были превращены в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления. Если обратиться к статистике тех лет, то видно, что доля налоговых преступников была весьма велика. Так, в 1922 г. по РСФСР из общего числа осужденных (107704 человека) за преступления против порядка управления 20572 человека были осуждены за уклонение от государственных повинностей и налогов, т.е. примерно 1/5 часть. В период с начала 1930-х до конца 1980-х гг. налоговые преступления носили эпизодический характер и сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами.
|
Социально-экономические преобразования в России в начале 1990-х потребовали кардинального изменения налоговой системы. В конце 1991 г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.
Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому, по некоторым оценкам, характеризуется как катастрофический. Как показывает статистика, чаще всего налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.
|
Признаками налогового преступления являются:
- вина субъекта преступления, то есть лица, совершившего деяние (более подробно о субъекте налогового преступления ниже);
- общественная опасность деяния;
- нарушение норм законодательства о налогах и сборах;
- наличие запрета уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за совершение деяния.
Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению по делам о налоговых преступлениях
Начало уголовно-процессуальной деятельности закон связывает с появлением у правоохранительных органов повода и основания к возбуждению уголовного дела, перечень которых содержится в ст. 140 УПК РФ.
Поводами к возбуждению уголовных дел по ст.ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, как правило, служат сообщения контролирующих органов МНС, которые в соответствии с ведомственными указаниями в 10-дневный срок со дня принятия решения по акту камеральной или выездной налоговой проверки налогоплательщика, согласно ст. 88, 89 НК РФ должны направить материалы о нарушениях налогового законодательства в УНП МВД России.
Для этапа проверочных действий характерны две типичные ситуации: первичная информация получена негласным путем; первичные данные поступили из открытых и официальных источников (документов налоговых инспекций, заключений аудиторских служб, актов КРУ, от средств массовой информации).
Для первой ситуации закономерна оперативная проверка: негласное наблюдение за передвижением и сбытом товарно-материальных ценностей, сырья, продукции, за технологическими процессами производства; изучение документооборота, осмотр помещений, транспорта, беседы с работниками, возможными свидетелями. На этой же стадии осуществляются запросы в криминалистические учеты и банки данных (о личностях, об аналогичных способах совершения преступлений и т.п.).
|
При получении информации из официальных источников проверка носит комбинированный характер. Основное внимание уделяется открытым (гласным) действиям, осуществляемым до возбуждения уголовного дела: ревизии, аудиторские проверки по заданиям налоговой инспекции, службы УНП; запросы и проверки налоговой инспекции; осмотры помещений и документов оперуполномоченными службы УНП; получение образцов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции путем «проверочных закупок»; получение объяснений от должностных и материально ответственных лиц. Указанная проверка проводится в соответствии с процессуальным законом (ст.144,145 УПК РФ) и Инструкцией о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утвержденной приказом МВД России №177 от 16 марта 2004 г.
Существенная роль в ходе выполнения как гласных, так и негласных проверочных действий отводится специалистам. Такие специалисты, как бухгалтер, ревизор, аудитор, могут дать консультацию по вопросам: определения вида документа и его относимости к данному расследованию; установления того, кто из должностных лиц мог быть причастен к составлению конкретного документа; каким образом может быть истолкована собранная информация; в чем выражались отступления (и какие) от существующих правил и т.п.
Если в качестве проверочного действия осуществляется ревизия, то типичными вопросами являются: какова величина сокрытой части налогооблагаемой прибыли; какова сумма неуплаченного налога; каким образом скрывался налогооблагаемый доход; какова продолжительность выявленных налоговых правонарушений; что способствовало их совершению.
В ходе любого из перечисленных выше проверочных действий должны приниматься меры, обеспечивающие: сохранность документов, в особенности тех, которые предстоит изъять; подбор свободных образцов (прежде всего, подписей должностных лиц); поиск всевозможных черновых записей; нейтрализацию противодействия следствию (проверке). Такое противодействие возможно в самых различных формах: уничтожение документов и вещественных доказательств, инсценировка несчастных случаев в отношении имущества или людей; утаивание партнеров по нелегальному бизнесу; прямые угрозы свидетелям, специалистам, инспекторам, оперативным работникам.
Информацию, собранную в ходе проверочных действий, оценивают с нескольких позиций:
а) ее относимость к целям и задачам расследования;
б) допустимость и целесообразность использования (в качестве доказательственной, в качестве ориентирующей);
в) достаточность полученных данных для возбуждения уголовного дела и принятия процессуальных решений;
г) перспективы расследования.
Результат проверочных действий на стадии доследственной проверки напрямую зависит от состояния взаимодействия следствия и оперативно-розыскных служб. Вопросы взаимодействия подробно регламентированы Инструкцией по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в раскрытии преступлений, утвержденной приказом МВД России №334 20 июня 1996 г. и временной инструкцией, утвержденной приказом МВД России 7 марта 2002 №215. Сотрудник оперативно-розыскного подразделения на любой стадии документирования преступной деятельности вправе обратиться к следователю за помощью в правовой оценке имеющейся информации, а также за иными необходимыми рекомендациями, что несомненно должно способствовать более полному сбору информации, выработки основных направлений выявления и закрепления преступных действий.
Одной из особенностей выявления налоговых преступлений является взаимодействие с подразделениями Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, осуществляемого на основе совместного приказа МВД России и МНС России №76/ АС-3-06/37 от 22 января 2004 г. «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».
С учетом того, что значительное число уголовных дел возбуждается на основании материалов проверок, осуществляемых органами налоговой службы, следует подробнее остановиться на рассмотрении этих материалов.
В управление по расследованию налоговых преступлений налоговой инспекцией направляются:
— акт выездной налоговой проверки, составленный по форме и требованиям к составлению акта выездной налоговой проверки, установленным инструкцией МНС России № 52 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов», утвержденной приказом МНС РФ от 31 марта 1999 г. № ГБ-3-16/66;
— возражения по акту;
— копия принятого по акту решения;
— при обжаловании принятого решения - копии жалоб, ответов на жалобы, а при наличии судебного разбирательства - копии судебных решений (определений);
— документы, содержащие сведения о том, в каком порядке и в какие сроки налогоплательщик должен был предоставить налоговому органу декларацию о доходах;
— копия декларации о доходах, а также документы и расчеты, на основании которых сделан вывод о включении налогоплательщиком в декларацию о доходах заведомо ложных сведений;
— справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды выявлены акты неуплаты физическим лицом (с разбивкой сумм доначисленных налогов или страховых взносов по периодам платежей и с указанием их выражения в количестве минимальных размеров оплаты труда), а в случае погашения налогоплательщиком недоимки по налогам, уплаты пени, налоговых санкций по выявленным в ходе проверки фактам налоговых правонарушений — справка об уплаченных суммах.
По письменному требованию сотрудников УНП из налоговой инспекции может быть получена дополнительная информация к уже переданным материалам. Чаще всего эта информация о предыдущих декларациях и проверках налогоплательщика.
При решении вопроса о возбуждении уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов и (или) сборов основное и первостепенное значение имеет акт документальной налоговой проверки. Этот документ является источником обобщенной информации о совершении данного преступления. Он же выступает одним из основных доказательств, раскрывающих объективную сторону налогового преступления, документально обоснованную заключением о выявленном механизме налогового правонарушения. Отсутствие такого акта не позволяет сделать в ходе проверки правильный вывод о наличии признаков состава преступления и возможности возбуждения уголовного дела.
Процессуальное значение акта документальной проверки налогоплательщика определяет п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 1997 г., которым устанавливается, что при рассмотрении дел, связанных с применением законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, суду надлежит иметь в виду, что фактические данные, подтверждающие наличие или отсутствие в действиях подсудимого состава преступления, могут, наряду с заключением эксперта, устанавливаться также актами документальных проверок исполнения налогового законодательства и ревизии финансово-хозяйственной деятельности.
В процессуальном плане акт документальной проверки является доказательством, на основании которого могут быть выявлены наличие или отсутствие фактов, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В акте налоговой проверки должны быть указаны только документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а так же выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. Не допустимо в акте налоговой проверки делать выводы о наличии либо отсутствии в действиях проверяемых лиц состава налогового преступления. Решение этого вопроса не входит в компетенцию налоговых органов.
К акту документальной проверки прилагаются:
— утвержденный руководителем налогового органа перечень вопросов, подлежащих проверке у налогоплательщика;
— материалы встречных проверок (акты, справки и т. д.);
— расчеты по видам налогов, составленные проверяющим с отметками об ознакомлении с ними налогоплательщика;
— копии или подлинники документов, подтверждающих факт нарушения налогового законодательства;
— справка о месте нахождения филиалов, представительств, других обособленных подразделений с указанием их адресов, ИНН, заверенная налогоплательщиком;
— сведения о наличии денежных средств в кассе или на расчетном счете, стоимости имеющегося у налогоплательщика имущества;
— справка о размере уставного капитала, составе учредителей организации и долях их вкладов в уставный фонд;
— справка ИНН, копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика в проверяемый период;
— объяснения налогоплательщика по обстоятельствам, изложенным в акте;
— иные материалы, подтверждающие факты налоговых правонарушений и связанных с ними обстоятельств.
Изучениеактов налоговых проверок показало, что наиболее распространенными, типичными недостатками, содержащимися в них, являются:
— нарушение методики проведения проверок и неправильное трактование налогового законодательства проверяющими;
— неполнота изложения механизма нарушения налогового законодательства налогоплательщиком;
— неполнота исследования документов, формирующих налоговую и бухгалтерскую отчетность налогоплательщика, и следующая из этого необоснованность выводов;
— расхождения в формулировках выявленных правонарушений с их формулировками в НК РФ.
При наличии таких недостатков в изучаемых актах налоговых проверок для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении следует назначать повторные или дополнительные документальные проверки.
Анализ прекращенных уголовных дел свидетельствует о том, что не являются исключением ситуации, когда имеют место расхождения в выводах актов налоговой проверки и заключениях судебно-экономических экспертиз. Можно выделить, как минимум, две причины такого несоответствия: недостоверность выводов налоговых проверок в силу указанных выше недостатков и неполнота доследственной проверки, в результате чего в ходе следствия представляются новые документы, подтверждающие правильность уплаты налогов налогоплательщиками.
После изучения акта налоговой проверки необходимо получить объяснения у налогового инспектора или сотрудника отдела документирования, проводившего налоговую проверку, об обстоятельствах, методике и результатах этой проверки. При необходимости проводится истребование документов, на которые есть ссылки в акте налоговой проверки или на необходимость выемки которых указывает в своих объяснениях лицо, проводившее проверку.
В то же время, не следует забывать, что, собранные в ходе первичной проверки и направляемые из налогового органа материалы, несут информацию лишь об объективной стороне, т.е. о механизме совершения налогового преступления, не позволяя получить представление о его субъективной стороне. Данный вопрос должен исследоваться в ходе доследственной проверки.
Следует обратить внимание еще на одно важное обстоятельство, которое необходимо учитывать при решении вопроса о наличии в действиях налогоплательщика или налогового агента состава преступления. Согласно п.2 статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. налоговой инспекцией принимаются во внимание только те документы, которые оформлены в установленном порядке и содержат обязательные реквизиты, а именно наименование документа, дату его составления, наименование организации и ее ИНН, содержание хозяйственной операции, наименование должностей лиц, ответственных за содержание хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц и их расшифровки. Аналогичные требования к оформлению счет-фактур содержатся в п.1 ст. 169 НК РФ. Поскольку счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету, отсутствие необходимых реквизитов в документах (например, номера ИНН участников сделки), неустановление контрагентов совершенных сделок и т.п. приводит к тому, что расходы по таким сделкам в учет на принимаются. Это приводит к увеличению суммы неуплаченных платежей, тогда, как фактически эти сделки имели место.
Из этого следует, что в ходе доследственной проверки в обязательном порядке необходимо получить объяснения от налогоплательщика и лиц, связанных с ним по службе и совместной деятельности по фактам, изложенным в акте проверки и иным обстоятельствам, имеющим значение для решения вопроса о наличии в их действиях состава преступления.
Наибольшую сложность при расследовании экономических преступлений, в том числе и налоговых, представляет установление субъективной стороны преступления. Чем раньше станет известна позиция лица, уклонившегося от уплаты налогов, тем больше вероятности опровергнуть его доводы в ходе проверки и в ходе следствия. Игнорирование указанного требования приводит к необоснованному возбуждению уголовного дела. По этой причине прекращено 35,7% всех изученных нами уголовных дел по налоговым преступлениям. Более того, недостаточное выяснение этого вопроса в ходе следствия, чревато вынесением оправдательного приговора.
Серьезное внимание следует уделять рассмотрению возражений, представленных налогоплательщиком на акт налоговой проверки. Согласно ч.5 ст. 100 НК РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или его отдельным положениям. По истечении срока, указанного в ч.5 ст. 100 НК, в течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком (ч. 6 ст. 100 НК РФ). Игнорирование высказанных возражений приводит к неполноте проверки, и, как правило, к последующему прекращению уголовных дел по реабилитирующим основаниям.
Таким образом, только проведенные в совокупности указанные действия позволяют принять правильное решение о возбуждении уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов и сборов.
По делам об уклонении от уплаты налогов с организаций подлежат исследованию и доказыванию следующие обстоятельства.
1. Место совершения преступления. Местом совершения налоговых преступлений признается фактический адрес юридического или физического лица.
Именно здесь, в конкретной организации или по месту жительства, а также осуществления предпринимательской деятельности физическим лицом, начинаются и заканчиваются все действия (бездействие) по уклонению от уплаты налогов - здесь составляются первичные учетные документы с заниженными данными о доходах или завышенными данными о расходах (если по действующим правилам бухгалтерского учета допустимо составление первичных учетных документов о расходах), либо первичные учетные документы о полученных доходах не составляются вовсе и тем самым будут скрыты полностью или частично доходы, учитываемые в целях налогообложения; здесь вносятся в регистры бухгалтерского учета заниженные данные о доходах и искажаются данные о расходах; здесь будут составлены документы бухгалтерской отчетности и налоговая декларация (расчеты налогов) с заведомо искаженными данными о доходах или расходах; здесь будет оформлено, подписано и направлено в обслуживающий банк платежное поручение с умышленно заниженной суммой налога или же такое поручение не будет составлено вовсе.
Налоговая инспекция, в которой налогоплательщик, уклонившийся от уплаты налогов, состоит на налоговом учете, не может быть признана местом уклонения от уплаты налогов, поскольку там не совершается никаких действий по уклонению, если, конечно, в налоговой инспекции нет пособников в совершении налогового преступления.
Обслуживающий организацию или физическое лицо банк может быть признан местом уклонения от уплаты налогов только в том случае, если работники банка при выполнении своих служебных полномочий будут соучастниками при совершении налогового преступления.
Определяя место совершения налогового преступления этого вида, необходимо установить наименование организации, ее фактический адрес и адрес по учредительным документам, ее учредителей, когда и где организация прошла государственную регистрацию и поставлена на налоговый учет, ее идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Установление этих данных необходимо для точного определения места совершения преступления и идентификации организации-налогоплательщика, что позволяет отличить ее от других организаций-налогоплательщиков с таким же или сходным наименованием.
При определении места совершения уклонения от уплаты налогов необходимо также устанавливать место осуществления предпринимательской деятельности, в том числе и через филиалы и представительства, поскольку занижение данных о доходах или искажение данных о расходах в бухгалтерских документах может быть начато по месту осуществления организацией предпринимательской деятельности, если эта деятельность осуществляется не по месту ее государственной регистрации. Это приобретает особую важность при уклонении организации от уплаты налога на прибыль, поскольку закон (п. 2 ст. 288 НК РФ) обязывает организации-налогоплательщиков суммы этого налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, уплачивать по месту нахождения головной организации, а также по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения, исходя из его доли прибыли в общей прибыли организации.
Идентификация организации, уклонившейся от уплаты налогов, необходима и для того, чтобы классифицировать ее как налогоплательщика, отнести ее к определенной категории налогоплательщиков. Это особенно важно при уклонении от уплаты единого социального налога, где законом определены пять категорий налогоплательщиков.
2. От уплаты какого налога имело место уклонение. Было ли совершено уклонение от уплаты одного или нескольких налогов. Какие нормы налогового законодательства при этом налогоплательщик нарушил. Имеет ли лицо (физическое, юридическое) право на льготы по уплате налогов.
Включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах с целью уклонения от уплаты налогов может одновременно привести к занижению не только суммы налога на прибыль, но и суммы налога на добавленную стоимость. А при определенных условиях занижение суммы выручки от реализации подакцизных товаров может привести одновременно к занижению акцизов и сумм налога на прибыль и сумм налога на добавленную стоимость.
Установить виды налогов, от уплаты которых налогоплательщик уклонился, в сочетании с суммами этих налогов, не перечисленными в соответствующие бюджеты, - значит, установить предмет преступного посягательства.
В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 4 июля 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении и приговоре должно быть обязательно указано, какие конкретно нормы налогового законодательства, действовавшего на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым, осужденным.
Например, при уклонении от уплаты налога на прибыль организации всегда будут нарушены:
- ст. 246 «Налогоплательщики» НК РФ, в которой признаются плательщиками налога на прибыль все российские организации, имеющие объект налогообложения, и две группы иностранных организаций, получающих доходы в Российской Федерации;
- ст. 247 «Объект налогообложения» НК РФ, в которой объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль организации, исчисляемая путем уменьшения дохода на величину произведенных расходов. Такой порядок определения прибыли установлен для всех российских организаций, а также для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства. Для целей налогообложения учитываются доходы и расходы только постоянного представительства иностранной организации. Иностранные организации, получающие доходы в Российской Федерации непосредственно, а не через постоянные представительства, уплачивают налог на прибыль со всего дохода, полученного от источников в Российской Федерации. Иначе говоря, в последнем случае объектом налогообложения для иностранных организаций законом признается весь доход, полученный в Российской Федерации.
Включая в бухгалтерские документы искаженные данные о доходах или расходах, виновные скрывают полностью или частично объект налогообложения;
- ст. 274 «Налоговая база» НК РФ, которая определяет налоговую базу как денежное выражение прибыли организации; при этом учитываются не только доходы организации, полученные в денежной форме, но и доходы в натуральной форме, получение организацией имущественных прав, включая товарообменные операции. Занижение виновными объекта налогообложения в денежном выражении является нарушением требований ст. 274 НК РФ;
- ст. 285 «Налоговый период. Отчетный период» НК РФ, в которой налоговым периодом признается календарный год. Это означает, что умышленное занижение организацией своих ежеквартальных авансовых налоговых платежей будет учтено в общей сумме за весь налоговый период (календарный год);
- ст. 286 «Порядок исчисления налога и авансовых платежей» НК РФ, в которой устанавливается обязанность налогоплательщика правильно исчислять сумму налога (по общему правилу) самостоятельно;
- ст. 287 «Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей» НК РФ, в которой устанавливается, что налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 Налогового кодекса. В п. 4 ст. 289 НК РФ установлено, что налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиком не позднее 31 марта следующего года.
Другие нарушения налогового законодательства при уклонении от уплаты налога на прибыль организаций будут обусловлены спецификой способа преступления.
Аналогичные нормы налогового законодательства почти всегда будут нарушены при уклонении от уплаты налога на добавленную стоимость, единого социального налога, акцизов и налога на имущество организаций.
3. Какими способами совершено уклонение от уплаты налогов:
3.1. Совершено ли занижение доходов и (или) искажение данных о расходах либо совершено уклонение от уплаты налогов иными способами.
3.2. Состоялось ли перечисление плательщиком налогов в меньшей сумме или они не были перечислены вовсе.
3.3. В каких конкретно бухгалтерских документах искажены данные о доходах и (или) расходах или с использованием каких других документов совершено уклонение от уплаты налогов иными способами.
Если уклонение от уплаты налогов совершено с использованием бухгалтерских документов, то:
3.3.1. искажены ли эти данные только в налоговых декларациях при правильном отражении в документах бухгалтерской отчетности. Если да, то в каких графах и строках деклараций совершено искажение и в каких размерах.
В такой ситуации налоговый инспектор, проводящий выездную налоговую проверку, обнаружит несоответствия в документах, хотя эти несоответствия можно выявить и при камеральной налоговой проверке. Однако, по нашему мнению, для констатации таких несоответствий в целях осуществления уголовного преследования только камеральной проверки будет недостаточно. Выявление их при камеральной налоговой проверке должно быть поводом для проведения выездной налоговой проверки с целью более глубокого исследования причин появления таких несоответствий. В этом случае результаты проверки должны быть аргументировано изложены в акте выездной налоговой проверки. Разъяснения по ним можно получить при допросе налогового инспектора, проводившего выездную налоговую проверку, а также руководителя и главного бухгалтера организации;
3.3.2. не были ли данные о доходах и (или) расходах искажены одновременно в налоговых декларациях и в бухгалтерских отчетах при правильном отражении в счетах Главной книги и документах аналитического и синтетического учета.
В этой ситуации при проведении выездной налоговой проверки налоговый инспектор также обнаружит несоответствия в названных документах и отразит их в акте выездной налоговой проверки.
Причины этих несоответствий могут быть выяснены при допросе руководителя и главного бухгалтера организации;
3.3.3. не были ли соответствующие данные искажены одновременно в налоговых декларациях, бухгалтерской отчетности и счетах Главной книги при правильном отражении в первичных учетных документах.
Сведения об этом можно получить из акта выездной налоговой проверки, а разъяснения сущности и причин этих несоответствий - при допросе руководителя и главного бухгалтера организации;
3.3.4. не начиналось ли с первичных учетных документов искажение данных о доходах или расходах с последующим включением этих искажений в вышеназванные документы;
3.3.5. не скрывались ли доходы путем несоставления первичных учетных документов, когда и кто эти документы обязан был составить.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которыми являются первичные учетные документы. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими лицами. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее завершения.
При проведении выездной налоговой проверки хозяйственные операции, не учтенные в бухгалтерском учете, можно выявить по документам контрагентов и обслуживающего банка, а также при опросе свидетелей.
Согласно приказам и распоряжениям руководителя организации можно установить лиц, ответственных за составление первичных учетных документов.
3.4. Какими законодательными и иными нормативными актами и какой порядок отражения в бухгалтерских документах и в документах налогового учета данных о доходах и расходах предусмотрен для каждой из указанных выше ситуаций.
Такой порядок может быть установлен Федеральным законом «О бухгалтерском учете», самим Налоговым кодексом РФ, инструкциями Министерства финансов РФ о применении плана счетов бухгалтерского учета и другими, а также инструкциями Министерства Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, при совершении налоговых преступлений виновные совершают нарушение норм налогового законодательства и других законодательных и нормативных актов, что следует отразить в процессуальных документах.
4. Время совершения всех действий по уклонению от уплаты налогов:
4.1. Какие сроки для уплаты налогов данного вида установлены налоговым законодательством.
4.2. Какие сроки представления налоговых деклараций (расчетов налога) для налогов данного вида установлены в законе.
4.3. Какие налоговые периоды для налогов данного вида установлены в законе.
4.4. Когда искаженные данные о доходах и (или) расходах были включены в бухгалтерские документы..
4.5. Если занижение данных о доходах было совершено путем несоставления первичных учетных документов, то когда были совершены хозяйственные и финансовые операции, не учтенные в этих документах.
Все эти данные можно получить из акта выездной налоговой проверки. Они могут быть уточнены при допросе налогового инспектора, руководителя и главного бухгалтера организации.
5. В каком размере была сокрыта налоговая база к каждому сроку платежа.
6. Какая ставка налога должна быть применена к сокрытой налогоплательщиком налоговой базе. Правильно ли применил ее налоговый инспектор.
7. В какой сумме не были уплачены налоги к каждому сроку платежа. Каков общий размер уклонения от уплаты налогов, выявленный налоговым инспектором. Как он распределяется по бюджетам разных уровней.
8. Субъекты преступления.
8.1. Кто подписал платежные поручения о перечислении налогов в меньшей сумме. Если налоги не были перечислены вовсе, то кто персонально обязан был их перечислить.
8.2. Кем составлены и кем подписаны налоговые декларации и документы бухгалтерской отчетности с искаженными данными о доходах и (или) расходах.
8.3. Кем внесены в регистры бухгалтерского учета искаженные данных о доходах и (или) расходах.
8.4. Кем составлены и кем подписаны первичные учетные документы с искаженными данными о доходах и (или) расходах.
8.5. Кто должен был составить отсутствующие первичные документы, по какой причине они не были составлены.