Рассмотрим особенности соблюдения работниками этических норм при помощи бальной оценки.
Оценку этической составляющей поведения работников ООО "Надстройка" мы проводили по пятибалльной шкале.
Таблица 2.5 - Бальная оценка факторов этики поведения работников
Фактор | Оценка эксперты | |||||
Вежливость | ||||||
Доброжелательность | ||||||
Внимание к клиентам | ||||||
Ответственность | ||||||
Коммуникативная компетентность |
Для исследования морально-этических качеств коллектива ООО "Надстройка" 20 работникам было предложено ответить на вопросы анкеты, представленной в приложении 2.
Проанализируем результаты исследования.
На вопрос: "Испытываете ли Вы трудности в общении с коллегами" 48% опрошенных ответили "да", 58% - "нет":
Стоит отметить, что процент людей, испытывающих трудности при общении с коллегами достаточно высокий.
% опрошенных при общении обращает внимание на тон собеседника:
% ориентируется на поведение собеседника и 27% - на содержание речи. Это говорит о том, что большинство сотрудников волнует, какое отношение у собеседника к нему во время разговора, а не то, что он говорит.
Эффективное общение - это результат личных качеств, так считает большинство (58%) опрошенных:
Всего 26% считают, что деловому общению возможно научится.
При общении только 21% стремится понять намерения собеседника, а 54% -ам - это вообще неинтересно:
% опрошенных обращаются к собеседнику на "ты" или на "вы" в зависимости от того, с кем они общаются:
Всего 19% обращаются к собеседнику на "вы".
Большинство опрошенных (57%) нечасто повышают голос на собеседника, однако 43% - это достаточно большая доля людей, повышающих голос.
% вообще не сладят за жестами и манерой держаться собеседника:
Таким образом, проведенное исследование морально-этических качеств коллектива ООО "Надстройка" показало, что этими качествами обладают меньшинство опрошенных, причем большинство из них не интересуют морально-этические качества их собеседников.
Следовательно, исходя из того, что уровень морально-этических качеств в коллективе ООО "Надстройка" достаточно низкие, можно сделать вывод, что уровень делового этикета в организации - низкий.
Было проведено исследование элементов поведения и внешнего вида сотрудников (таблица 2.6).
Таблица 2.6 - Исследование элементов поведения и внешнего вида сотрудников
Элементы поведения | Оценка влияния на достижение организационных целей | Комментарии | ||||||||||
-5 | -4 | -3 | -2 | -1 | ||||||||
1. Применение ненормативной лексики в деловом общении | × | Регулярно применяется руководителями по отношению к подчиненным, что негативно сказывается на работе коллектива | ||||||||||
2. Внешний вид сотрудников | × | Опрятный внешний вид влияет на отношение клиентов к сотрудникам, слишком роскошный внешний вид - недопустим. | ||||||||||
3. Вежливость, владение навыками делового общения | × | Существенно повышает эффективность работы, поднимает престиж сотрудников. |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вежливость, внешний вид сотрудников оказывают большое влияние на деятельность работников.