Одной из основных задач специалистов общественного питания является выпуск конкурентоспособной кулинарной продукции высокого качества.
Качество продукции общественного питания — совокупность потребительских свойств пищи, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения потребности населения в полноценном питании.
Полезные свойства кулинарной продукции характеризуются пищевой ценностью, органолептическими показателями, усвояемостью, безопасностью.
· Пищевая ценность — комплексное свойство, объединяющее энергетическую, биологическую, физиологическую ценность.
· Энергетическая ценность характеризуется количеством энергии, высвобождающейся из пищевых веществ в процессе их биологического окисления.
· Биологическая ценность определяется в основном качеством белков пищи — переваримостью и степенью сбалансированности аминокислотного состава.
· Физиологическая ценность обусловлена наличием веществ, оказывающих активное воздействие на организм человека (сапонины свеклы, кофеин кофе и чая и т.д.).
· Органолептические показатели (внешний вид, цвет, консистенция, запах, вкус) характеризуют субъективное отношение человека к пище и определяются с помощью органов чувств.
· Усвояемость — степень использования компонентов пищи организмом человека.
· Безопасность — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба здоровью (жизни) человека.
· Различают следующие виды безопасности кулинарной продукции: химическая, санитарно-гигиеническая, радиационная.
· Химическая безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен жизни и здоровью потребителей токсичными веществами. Вещества, влияющие на химическую безопасность кулинарной продукции, делятся: на токсичные элементы (соли тяжелых металлов); микотоксины, нитраты, нитриты, пестициды, антибиотики; гормональные препараты, запрещенные пищевые добавки и красители.
· Санитарно-гигиеническая безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может возникнуть при микробиологических и биологических загрязнениях кулинарной продукции, вызываемых бактериями и грибами.
· Радиационная безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен жизни и здоровью потребителей радиоактивными веществами или их ионизирующими излучениями.
6 Основные технологические операции при производстве холодной кулинарной продукции
Качество кулинарной продукции формируется в процессе всего технологического цикла производства. Основными его этапами являются:
Ø маркетинг;
Ø проектирование и разработка продукции;
Ø планирование и разработка технологического процесса;
Ø материально-техническое снабжение;
Ø производство продукции;
Ø контроль качества (проверка);
Ø упаковка, транспортирование, хранение;
Ø реализация;
Ø утилизация отходов.
Маркетинг — прогнозирование, управление и удовлетворение спроса потребителей.
Проектирование и разработка продукции включает составление меню, разработку рецептур новых или фирменных блюд, подготовку нормативной (технико-технологические карты — ТТК, технические условия — ТУ, стандарты предприятий — СТП) и технологической (технологические карты, технологические инструкции) документации.
На основе нормативной и технологической документации осуществляются планирование и разработка технологического процесса: составляются технологические схемы приготовления отдельных блюд; устанавливается последовательность операций; определяется потребность в сырье, оборудовании, инвентаре, посуде.
Своевременное и бесперебойное снабжение предприятий общественного питания сырьем, оборудованием, мебелью, столовой посудой, кухонным и торговым инвентарем, специальной одеждой является необходимым условием нормального функционирования предприятия.
Производство продукции складывается из трех стадий:
1) обработка сырья и приготовление полуфабрикатов (для предприятий, работающих на сырье);
2) приготовление блюд и кулинарных изделий;
3) подготовка блюд к реализации (порционирование, оформление).
Контроль качества — проверка соответствия показателей качества кулинарной продукции установленным требованиям.
Контроль качества — это один из важнейших этапов технологического цикла производства. Его условно подразделяют на три вида: предварительный (входной), операционный (производственный), выходной (приемочный).
Предварительный ( входной ) контроль — это контроль поступающего сырья и полуфабрикатов.
Операционный ( производственный ) контроль охватывает все этапы технологического процесса — от принятых по качеству сырья и (или) полуфабрикатов до выпуска готовой продукции. Он включает проверку:
Ø организации технологического процесса (последовательности операций, соблюдения температуры, продолжи
тельности тепловой обработки и т.д.) и отдельных рабочих мест;
Ø технической оснащенности и состояния оборудования, соответствия его параметрам технологического процесса;
Ø гигиенических параметров производства (температуры на рабочем месте, вентиляции, освещенности рабочих
мест, уровня шума и т.д.);
Ø наличия нормативных и технологических документов на рабочих местах, знания исполнителями нормативов,
регламентированных этими документами;
Ø наличия измерительной аппаратуры, ее исправности и своевременности поверки;
Ø обеспечения выхода полуфабрикатов и готовой продукции в соответствии с установленными требованиями
по количеству порций, весу и качеству.
Выходной ( приемочный ) контроль — проверка качества готовой продукции.
На предприятии проводят бракераж пищи, лабораторный контроль полноты вложения сырья, безопасности и т.д.
Упаковка, транспортирование, хранение
должны обеспечивать сохранение достигнутого уровня качества.
Кулинарную продукцию, доставляемую с заготовочных предприятий на доготовочные и реализуемую потребителям вне предприятий общественного питания, упаковывают в транспортную тару. Полуфабрикаты, кулинарные изделия, блюда (охлажденные и замороженные), которые потребитель покупает непосредственно на предприятии-изготовителе, в отделах кулинарии и столах заказов, упаковывают в потребительскую тару.
Тара и упаковочные материалы в процессе хранения, транспортирования и реализации оказывают существенное влияние на сохранение качества кулинарной продукции. Поэтому к упаковке предъявляют такие требования, как безопасность, совместимость, надежность, экономическая эффективность и др.
Транспортируют кулинарную продукцию в соответствии с санитарными правилами перевозки скоропортящихся продуктов. Особо скоропортящуюся продукцию перевозят в охлаждаемом или изотермическом автотранспорте.
Кулинарная продукция должна быть приготовлена такими партиями, которые можно реализовать в строго определенные санитарными правилами сроки.
При реализации холодные блюда должны иметь температуру 7…10°С в летнее время и 12…14°С — в зимнее.
Салаты, винегреты, гастрономические продукты и другие холодные закуски выставляют в порционированном виде на охлаждаемых прилавках-витринах, салат-барах, которые пополняют продукцией по мере ее реализации в течение не более чем 1 ч. Не допускаются к реализации салаты, винегреты, студни, заливные и другие особо скоропортящиеся холодные блюда, оставшиеся от предыдущего дня.
Каждая партия кулинарной продукции, реализуемая вне зала предприятия общественного питания, должна иметь удостоверение о качестве. Сроки хранения, указанные в удостоверении, являются сроками годности кулинарной продукции и включают время пребывания продукции на предприятии-изготовителе (с момента окончания технологического процесса), время транспортирования, хранения и реализации.
Пищевые отходы частично используются на самом предприятии (головы рыб, плавники, чешуя используются при варке бульонов и т.д.), частично направляются на корм скоту. Остатки пищи, а также продукция с нарушенными сроками реализации применяются для откорма скота или уничтожаются. Отправку их на специализированные предприятия по уничтожению отходов контролируют представители санитарно-эпидемиологического надзора.