· Упражнения по теме «Масштаб»
Упражнение 1.
Перевести длины каждого этапа дистанции (на учебной карте) в метры, учитывая масштаб (1:2000, 1:15000, 1:10000).
Упражнение 2.
Ответить на вопросы:
1. Скольким метрам на местности будет соответствовать 2; 1,8; 5 см на спорткартах масштабом 1:20000; 1:15000; 1:10000?
2. Каков масштаб карты, если расстояние в 1 км составляет на карте 4; 5; 10 см.
Упражнение 3.
При помощи измерительной ленты измерить продольные и поперечные размеры класса, спортивного зала, тренировочной площадки. Изобразить на листе бумаги контур класса, зала, площадки в разных масштабах.
Пользуясь легендой закончить рисунок:
1. 4 клетки на С
2. 3 клетки на З
3. 3 клетки на СВ
4. 3 клетки на СЗ
5. 3 клетки на В
6. 4 клетки на СВ
7. 2 клетки на Ю
8. 9 клеток на В
9. 1 клетки на ЮЗ
10. 1 клетка на ЮВ
11. 4 клетки на З
12. 3 клетки на Ю
13. 4 клетки на В
14. 2 клетки на Ю
15. 2 клетки на ЮЗ
16. 2 клетки наЗ
17. 2 клетки на Ю
Пользуясь легендой закончить рисунок:
1. 4 клетки на С
2. 3 клетки на З
3. 3 клетки на СВ
4. 3 клетки на СЗ
5. 3 клетки на В
6. 4 клетки на СВ
7. 2 клетки на Ю
8. 9 клеток на В
9. 1 клетки на ЮЗ
10. 1 клетка на ЮВ
11. 4 клетки на З
12. 3 клетки на Ю
13. 4 клетки на В
14. 2 клетки на Ю
15. 2 клетки на ЮЗ
16. 2 клетки наЗ
17. 2 клетки на Ю
· Упражнения по теме «Контроль направления»
Упражнение 1.
Снятие азимута. Спортсмены выстраиваются в шеренгу, им раздают карты с одинаковыми дистанциями. Задача каждого участника по команде педагога снять азимут на КП 1, развернуться в сторону предполагаемого движения и вытянуть руку вперёд.
Упражнение 2.
По периметру спортивного зала или площадки устанавливаются 10-20 КП с номерами. По количеству КП готовят картосхемы, на которых изображается точка старта и один из КП, а также указаны линии магнитного меридиана. Группа выстраивается на старте в центре площадки, тренер раздает спортсменам схемы, а также карточки для отметки, в которые внесены номера КП. По команде педагога спортсмены должны снять азимут на «свой» КП, сделать отметку в соответствующей клетке карточки и вернуться в точку старта. Обмениваясь схемами, спортсмены должны отметиться на всех КП.
|
Упражнение 3.
По периметру спортивного зала или площадки устанавливаются 10-20 КП с хорошо видимыми номерами. Подготавливаются картосхемы, на которых нанесены все КП, точка старта и линии магнитного меридиана (север-юг). Участникам выдаются карточки для отметки, в которых указан разный порядок взятия КП. Спортсмены выстраиваются в точке старта в центре площадки. По команде педагога каждый спортсмен снимает азимут на КП, номер которого указан в первой клетке карточки, бежит до него и отмечается. Затем возвращается в точку старта, снимает азимут на следующий КП и т.д. Это упражнение можно проводить в виде соревнования.
Упражнение 4.
На любой площадке или стадионе ставятся КП. Их местонахождение указывается на схеме. Возможно также размещение ложных КП. Спортсмен получает схему трассы и с помощью компаса преодолевает ее. Такое задание позволяет обучать определению и взятию азимута на малых расстояниях при непосредственном контроле тренера, что очень важно для начинающих.
Упражнение 5.
Для более подготовленных спортсменов задание можно проводить в лесу. Спортсмены снимают азимут с карты и по очереди бегут в данном направлении до линейного ориентира (дорога, просека, граница леса и т.п.). Каждый отмечает место, в которое прибежал, потом ошибки обсуждаются. Для того чтобы спортсмен мог оценить допущенную ошибку, на линейном ориентире можно установить КП.
|
Упражнение 6.
Карта разрезается на сектора так, чтобы вершины всех секторов находились в точке старта. В каждом секторе на произвольном расстоянии от старта устанавливается КП, местонахождение которого указывается на карте. Каждый сектор наклеивают на отдельную карточку и указывают линии магнитного меридиана. Спортсмен на карточке-секторе берет азимут и, оценив расстояние, бежит на КП. Задача спортсмена найти КП только по азимуту, но если он в районе КП не уверен в себе, то может воспользоваться картой. Местность с большим количеством ориентиров упрощает задание. Поэтому лучше выполнять упражнение на «пустой» местности.
Упражнение 7.
Для спортсменов подготавливают карты с “окошками”. Производится это следующим способом. Несколько карт положить точно друг под друга и аккуратно вырезать “окна”. Карту с вырезами наложить на чистый лист бумаги и приклеить к нему “окна” в соответствующих местах. Потом в “окнах” рисуют КП, которые спортсмен должен отыскать по азимуту, и наносят линии магнитного меридиана. Когда подготавливается карта, то “окошек” можно сделать больше, чем нужно на данной тренировке с тем, чтобы их использовать позднее. Этот принцип может применяться также при “звездном” беге или при беге в заданном порядке.
Упражнение 8.
|
Звездный бег по белому листу. Под спортивную карту подкладывается белый лист бумаги и острием иглы прокалывают точки КП и старта. Затем на этом листе указывают точки старта, финиша, линии магнитного меридиана и записывают масштаб. По белому листу спортсмен, пользуясь компасом и оценивая расстояние, должен найти КП. После нахождения контрольного пункта занимающийся возвращается на старт и со старта бежит на следующий КП и т.д.
Это задание можно немного видоизменить. На белом листе рисуется не КП, а лишь лучи, исходящие от старта, на которых стоят призмы. КП выставляют на расстоянии от 90 до 100 метров от старта. Упражнение проводится в виде игры. Участники соревнуются, кто быстрее найдет все пункты. Руководитель до старта оглашает общее количество КП и радиус их удаления. На некоторых лучах КП можно не ставить, но никто из участников не должен знать, на каких лучах нет КП. Нашедший все КП сообщает тренеру их количество и самое большое удаление пункта от старта.
Упражнение 9.
Для более опытных спортсменов можно использовать следующее задание в виде игры, в которой большую роль играет случай. На старте спортсмену выдается белый лист на котором отмечено местонахождение 2-4 КП. А на местности наряду с истинными КП ставят несколько ложных. Спортсмен выбирает любой КП из показанных на карте и бежит на него по азимуту. Если он находит истинный КП, то там обнаруживает информацию о следующем КП, если же он попал на ложный КП, то должен вернуться на старт и попробовать другой вариант.
Упражнение 10.
Из карты вырезается “коридор”, ширина которого зависит от подготовленности занимающихся. В этом коридоре рисуются КП, которые необходимо найти по азимуту с возможностью чтения карты. Можно использовать хорошо знакомые спортсменами карты. При этом полоски коридора надо делать более узкими и длинными. Задание выполняется самостоятельно, без контроля тренера. Спортсмен с помощью белого листа и компаса ищет КП в заданном порядке. КП должны стоять довольно часто, максимальное расстояние между ними 900 метров. У каждого КП должна быть легенда. Точки постановки КП и их видимость должны соответствовать уровню подготовленности занимающихся.
Упражнение 11.
На местности, разделенной просеками на квадраты, расположить КП на пересечении просек. Учащиеся должны пробежать эту дистанцию в двух вариантах: методом засечек и методом «бег в мешок». После выполнения задания следует обсудить результаты.
Упражнение 12.
На дистанции, аналогичную той, что использовалась в упражнении 11, поставить перед спортсменами задачу выполнить упреждение на четных КП вправо, на нечетных - влево.
Упражнение 13.
На карте выделяется цепочка ориентиров, которые находятся в пределах видимости друг от друга. На некоторых из них ставятся КП. Спортсмену предлагается, не пользуясь компасом, пройти по цепочке и отметить встречающиеся на местности КП.
Задание №5.
Определить азимут. Градусы округлять до 10.
Задание №6.
Прочти число градусов и запиши. Округляй цифру градусов до 5.
Выполнив задание А, разработай аналогичное упражнение Б (обозначь где угодно старт, четыре КП, финиш).
А Б
Задание №1
Все знаки спортивных карт делятся на пять групп. Перечислите их:
1. ______________________
2. ______________________
3. ______________________
4. ______________________
5. ______________________
Задание №2
Нарисуйте по пять знаков каждой группы. Подпишите их.
Группа линейных ориентиров
1.
2.
3.
4.
5.
Группа точечных ориентиров
1.
2.
3.
4.
5.
Группа площадных ориентиров
1.
2.
3.
4.
5.
Задание №3
Нарисуйте и подпишите названия условных знаков, с помощью которых карта может быть сориентирована по сторонам горизонта.
1. ___________________________________________
2. ___________________________________________
3. ___________________________________________
4. ___________________________________________
5. ___________________________________________
Задание №4
Всё многообразие объектов на местности выражают на спортивных картах шестью цветами. Запишите, к какой группе относятся знаки, обозначенные данным цветом, приведите примеры, изобразив их:
Коричневым__________________________
Голубым_____________________________
Жёлтым____________________________
Белым_____________________________
Зелёным___________________________
Чёрным___________________________
Задание №5
Цветными карандашами зарисуйте по памяти в тетрадь следующие знаки:
Наименование
Знака
Изображение
Наименование
Знака
Изображение
ОТКРЫТОЕ
ПРОСТРАНСТВО
РАЗВИЛКА ДОРОГ
НЕПРОХОДИМАЯ
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
УЗКАЯ ПРОСЕКА
ЧЁТКАЯ ГРАНИЦА
РАСТИТЕЛЬНОСТИ
ШИРОКАЯ ПРОСЕКА
ОТДЕЛЬНО СТОЯЩЕЕ ДЕРЕВО
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ШОССЕ
ВЫСОКАЯ ОГРАДА
УЛУЧШЕННАЯ ДОРОГА
ОГРАДА
ГРУНТОВАЯ ДОРОГА
РАЗРУШЕННАЯ ОГРАДА
ТРОПИНКА
ПРОХОД В ОГРАДЕ
ИСЧЕЗАЮЩАЯ ТРОПИНКА
ОТДЕЛЬНАЯ ПОСТРОЙКА
ЗАСТРОЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ
НЕЧЁТКОЕ БОЛОТО
РАЗВАЛИНЫ
КОЛОДЕЦ
СТРЕЛЬБИЩЕ
РОДНИК
КЛАДБИЩЕ
МУРАВЕЙНИК
КОРЧ, ПЕНЬ
МАЛЕНЬКАЯ РПОМОИНА
КАМЕНЬ
МИКРОБУГОРОК
ЛУЖА (ЯМА С ВОДОЙ)
ЯМА
МАЛЕНЬКАЯ БАШНЯ
ВНЕМАСШТАБНАЯ ЯМА (МИКРОЯМА)
КОРМУШКА
ИСКУСТВЕННАЯ ВНЕМАСШТАБНАЯ ЯМА (ВОРОНКА)
ПРЕОДОЛИМЫЙ РУЧЕЙ
БУГОР
КАНАВА С ВОДОЙ
ГРУНТОВЫЙ ОБРЫВ
Задание №6
Определите, какой из условных знаков в данной строке лишний, и объясните, почему?
________________________________________________________
Определить азимут по карте
от А до В =
от А до С =
от А до Х =
от С до В =
от С до Х =
от С до А =
от В до А =
от В до С =
от В до Х =