Ориентации | ||||
К* | р** | К | Р | |
Государственнические | 6,1 | 1/2 | 6,1 | |
Традиционно-демократические | 6,1 | 1/2 | 6,0 | |
Либерально-демократические | 5,6 | 5,4 | 4/5 | |
Коммунистические | 5,3 | 5,7 | ||
Национально-патриотические | 5,2 | 5,4 | 4/5 | |
Националистические | 4,6 | 5,0 | ||
Радикально-демократические | 4,2 | 4,5 |
*К – средневзвешенный коэффициент по семибалльной шкале.
**Р – ранг
Анализ этих данных позволяет выявить следующие тенденции.
Во-первых, в полит. сознании современной молодёжи доминируют государственнические и традиционно-демократические ориентации.
Во-вторых, есть основания говорить об укреплении коммунистических ориентаций, поменявшихся местами с либерально-демократическими ценностями. В данной тенденции проявилось не столько стремление молодежи к возврату в советское прошлое, сколько к справедливости и порядку, подорванными в ее представлении либеральными демократами.
В-третьих, сохранили и даже увеличили свое прежнее ранговое значение национально-патриотические, националистические и радикально-демократические ориентации.
Данный процесс демонстрирует выстраивание представлений молодежи о новом типе соц.-полит. порядка. Сформировавшаяся ориентационная композиция свидетельствует о саморегуляции полит. сознания молодёжи в соответствии с формулой «порядок как условие свободы» в противовес другой композиции, соответствующей формуле «свобода во имя порядка». Как видно, российская ментальность расставила акценты иначе, нежели ожидалось в ходе либ.-дем. преобразований 1990-х гг., поставивших во главу угла свободу, не обеспеченную безопасностью, стабильностью и порядком.
|
Важной составляющей полит. сознания молодежи явл-ся отношение молодых людей к действующим в стране институтам власти и общественным организациям. Об этом можно судить по тому, насколько доверяют юноши и девушки различным государственным и общественным структурам (табл. 2).
Таблица 2
Изменение отношения молодежи к институтам власти, государственным и общественным структурам, % к числу опрошенных
Институты власти, государственные и общественные организации | Степень доверия | |||||
Доверяю | Не доверяю | Д – Н* | Доверяю | Не доверяю | Д – Н | |
Президенту РФ (В.В. Путин) | 57,2 | 20,1 | +37,1 | 62,1 | 12,9 | +49,2 |
Правительству РФ | 24,9 | 48,4 | -23,5 | 28,7 | 34,9 | -6,2 |
Государственной Думе | 15,8 | 55,7 | -39,9 | 18,7 | 43,3 | -24,6 |
Руководителям регионов | 22,0 | 50,3 | -28,3 | 23,3 | 37,9 | -14,6 |
Милиции | 20,1 | 63,3 | -43,2 | 20,5 | 49,5 | -29,0 |
Суду | 30,4 | 48,4 | -18,0 | 33,6 | 34,4 | -0,8 |
Прокуратуре | 28,6 | 47,1 | -18,5 | 30,3 | 33,3 | -3,5 |
Армии | 34,4 | 45,2 | -10,8 | 31,8 | 37,0 | -5,2 |
Профсоюзам | 22,0 | 46,2 | -24,2 | 17,2 | 36,8 | -19,6 |
Церкви | 48,1 | 25,7 | +22,4 | 46,2 | 18,6 | +27,6 |
Политическим партиям | 8,2 | 69,7 | -61,5 | 53,1 | -46,1 | |
СМИ | 30,5 | 46,1 | -15,6 | 31,7 | 33,4 | -1,7 |
Руководителям предприятий | 24,2 | 44,4 | -20,2 | 18,9 | 36,3 | -18,0 |
Средние значения | -18,8 | -7,1 |
* - Д – Н – разница между значениями «доверяю» и «не доверяю».
Как видно из этой таблицы, отмечается тенденция роста доверия молодежи к государственным и общественным институтам, что подтверждается позитивной тенденцией изменения средних значений абсолютной разницы между доверием и недоверием (с -37,3 в 1999 г. до -7,1% в 2007 г.). Очевидна положительная динамика отношения к федеральным органам власти – Президенту, Правительству, правоохранительным органам. Позитивные изменения отмечаются в уровне доверия церкви, средствам массовой информации (СМИ) и региональной власти.
|
По данным исслед-ия 2009 г., доверие Президенту А. Д. Медведеву выразили 71,3% молодых людей. Молодежь в большей степени, чем в предыдущие годы, связывает также свои представления о стабильности и благополучии страны с деятельностью Церкви как гражданского института духовной консолидации общества, правоохранительных органов как гарантов соблюдения законности и порядка, СМИ как института, обеспечивающего свободу выражения общественного мнения (Горшков, Щереги).
Однако нельзя не видеть, что кроме Президента РФ и Церкви тенденции изменения уровня доверия (разница между доверием и недоверием) ко всем другим институтам сохраняют отрицательные значения. Каждый десятый молодой человек (9,3%) выразил полное недоверие всем без исключения политическим институтам, что подтверждает вывод о распространенности в молодежной среде политического нигилизма. Отражая депрессивное состояние молодежного сознания, нигилизм не менее опасен в своих крайних проявлениях, чем радикализм. При определенных условиях он так же, как радикализм в саморегуляционных стратегиях, может перерасти в экстремистские проявления.
Разветвление полит. ориентаций выявляет 2 вероятных пути в саморегуляции отношений молодежи и общества.
Первый связан с укреплением этих отношений. Судя по тому, что приближаются к положительным значениям оценки доверия к суду (-0,8%), СМИ (-1,7%), прокуратуре (-3,5%), укрепление отношений пойдет в правовом русле.
|
Второй путь, наоборот, может способствовать конфронтации в отношениях молодежи с институтами власти. На это указывают сохраняющиеся высокие отрицательные значения отношения к политическим партиям (-46,1%), милиции (-29%), Гос. думе (-24,6%). В этой связи важно обратить внимание на тенденции, которые прослеживаются в отношении молодежи к таким фундаментальным понятиям, как гражданственность, патриотизм, долг – важным составляющим ее полит. сознания (табл. 3).
Таблица 3