Молодежные движения в структуре власти




 

Положение молодежи в полит. жизни характе­ризуется степенью включенности молодых людей в структуры власти различных уровней и самоидентификацией с ними в качестве субъекта властных отношений, а также широтой возможностей для их участия в различных фор­мах политической деятельности, в том числе в стихийном волеизъявлении своих политических прав и свобод. Различаются

- формальная

- реальная включенность в полит. жизнь.

От того, насколько сознательно молодой человек включается в ту или иную властную структуру и какова его позиция в ней, способен ли он оказывать воздействие на политику, зависит в конечном счете возможность реали­зации его политических интересов.

О статусе молодежи в полит. жизни об-ва невозможно судить лишь на основе формального включения молодых людей в структуры власти. Для этого важно оценить уровень их самоидентификации с этими структурами, а также степень их активности в разл. формах политической деятельности. Высокий ур. самоидентификации предполагает самоощущение своей причастности к принятию управленческих решений, отождествление себя в качестве субъекта властных отношений и свидетельствует о высокой степени интегрированности молодёжи в полит. жизнь об-ва.

Для современного об-ва характерно многообразие форм участия молодежи в политической жизни. Понимаемое как вовлеченность в той или иной форме человека или социальной группы в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления, полит. участие является важным компонентом полит. жизни об-ва. Оно может служить средством дости­жения определенной цели, удовлетворения потребности в самовыражении и самоутверждении, реализации чувства гражданственности. Участие бывает прямым (непосредственным) и опосредованным (представительным), профессиональным и непрофессиональным, стихийным и организованным и т.п.

В недавнем прошлом в нашей стране исповедовалась идея т.н. стопроцентной политической активности молодежи. При этом признавались лишь те формы активности, которые демонстрировали солидарность молодых людей с официальной идеологией. Любые иные считались антиобщественными и пресекались. Подобное «поголовное участие» лишь в официально одобряемых формах свидетельствовало о бюрократизации политической жизни и наносило огромный вред молодежи, последствия которого ощущаются до сих пор.

В политической жизни современного российского общества, переживающего системный кризис, выделяются следующие формы политического участия молодежи.

1. Участие в голосовании. Политический статус молодежи определяется реальными, а не формально предоставляемыми возможностями оказывать влияние на рас­становку политических сил в обществе через участие в голосовании. Ему предшествует участие в обсуждении предвыборных программ политических партий, кандидатов в депутаты в федеральные и местные органы власти, а также непосредственное участие в выборах. Однако молодежь недостаточно активно использует свой политический потенциал. Многие молодые люди во время выборов в Госдуму (2007 г.) не воспользовались своим правом участия в голосовании, продемонстрировав политический нигилизм и предоставив тем самым возможность для манипулирования ее голосами заинтересованным силам. Участие в выборах принимали всего 47% молодых людей в возрасте 18-30 лет, что значительно ниже электоральной активности старшего поколения. Большинство голосов молодых избирателей получила «Единая Россия» (68,6%), следующие три места по числу отданных за них голосов заняли ЛДПР (12,1%), «Справедливая Россия» (6,2%), КПРФ (5,3%) (Горшков, Шереги, 2010).

Более активное участие (59,2%) молодежь продемонстрировала на выборах Президента РФ (2008 г.). Отдав свои голоса за Д. А. Медведева, 76,9% молодых избирателей проголосовали за продолжение политического курса В. В. Путина. Тем самым молодежь выразила свое одобре­ние политики, проводимой в стране, и надежду на дальнейшее укрепление власти.

2. Представительное участие молодежи в органах власти Российской Федерации и в местном самоуправлении. Оно находит практическое выражение в реализации групповых интересов молодежи посредством ее представителей в органах власти. По данным Госкомстата, на всех уровнях представительной власти РФ в 1990-1991 гг. молодежь в возрасте 21-29 лет составляла 13,3% от числа избранных в эти органы, в том числе в Верховном Совете РФ – 0,4%; в Верховных Советах республик 2,8%; в городских Советах – 10,2%; в районных городских Советах – 11,7%; в сельских поселковых Советах –14,9%.

За годы реформ представительное участие молодежи существенно сократилось. Не может компенсировать недостаток представительных форм участия молодежи в орга­нах власти и создание в середине 1990-х гг. молодежных парламентских структур. Они представляют собой консультативно-совещательные общественные группы при органах законодательной и исполнительной власти, действующие сегодня примерно в 1/3 субъектов Российской Федерации. Однако заметного влияния на реализацию государственной молодежной политики они не оказывают.

Особенно ощутимо изменение представительства молодежи проявилось на уровне учебных и трудовых коллективов. Если в 1990 г. 40,7% молодых людей избирались в разного рода представительные органы в своих коллективах (в советы трудовых коллективов, партийные, профсоюз­ные и комсомольские органы), то уже в 1992 г. их число сократилось вдвое. В 2002 г. участвовали в деятельности различных представительных органов, по данным социологических исследований, 11,5% молодых людей, в том числе на уровне первичного учебного (трудового) коллектива – 6,4%; на уровне учебного заведения, учреждения, предприятия, фирмы – 4,4%; на уровне района, села, города, области – 0,7%. При этом половина мол. людей, судя по рез-там исслед-ий, включена в эти органы формально и даже на ур-не первичных трудовых (учебных) коллективов не оказывала никакого влияния на принятие решений. Часто оказывается неэффективной и деятельность молодых депутатов, не имеющих опыта управления, налаженных связей с аппаратами местных органов власти, с руководством министерств и предприятий, с банковскими структурами.

Особенно извращенные формы дискриминации коренных интересов и прав молодежи отмечаются в частном секторе. Здесь полностью отсутствуют любые формы представительной демократии, защиты прав трудящихся, и прежде всего молодежи. Две трети молодых людей постоянно или часто сталкиваются с фактами несправедливости со стороны работодателя.

Все это никак не согласуется с провозглашаемым курсом на демократизацию об-ва и ведёт к возрождению тоталитаризма в стране, усилению произвола администрации на предприятиях и в учебных заведениях, к дальнейшему ограничению прав молодежи.

3. Создание молодежных организаций, движений. Определенную часть своей полит. жизни молодые люди проводят в кругу сверстников, поэтому вполне объяснимо их стремление к объединению в организации. Неоднородность полит. сознания молодых россиян, многообразие политических ориентаций и интересов способствуют появлению большого количества разнообразных по направленности молодёжных объединений, в т.ч. и политических.

Наиболее крупной мол. организацией является «Российский союз молодежи», объединяющий 220 тыс. индивидуальных членов и имеющий территориальные организации в 70 субъектах РФ. С принятием Федерального закона от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» существенно укрепилась правовая база для участия в них молодых людей. В 2001 г. создана общероссийская ассоциация «Союз молодежных организаций», призванная консолидировать деятельность молодежных объединений и движений.

Анализ тенденций развития молодёжного движе­ния в регионах свидетельствует о разнообразии условий для него в различных субъектах РФ. Несколько большие возможности имеются в регионах, где на деле реализуется государственная поддержка молодежных и детских объединений. Решением ряда региональных и муниципальных органов государственной власти детским и молодежным объединениям предоставлены налоговые льготы. Поддержка детских и молодежных организаций, действующая в некоторых городах, краях и областях, включает в себя предоставление регулярных субсидий и финансирование целевых программ по решению социальных про­блем молодежи.

Несмотря на гос. поддержку, заметного влияния на молодежь и её полит. жизнь эти организации пока не оказывают. Большинство из них избегает постановки полит. целей и четкого опреде­ления полит. ориентаций, хотя они, так или иначе, выступают как гр. интересов. Во мн. из них числится всего по несколько десятков человек, занимающихся под прикрытием мол. орг-ий обыкновенным бизнесом.

Наряду с организациями, поддерживаемыми гос-вом, всего действует более 100 различных мол. объединений и движений. Деятельность многих из них носит хотя и политический, но во многом декларативный х-ер. По целям и х-еру деятельности, зафиксированным в их программах, эти движения подразделяются на нац.-патриотические (7,2%), оппозиционные (27,5%), националистич. (11,7%), протестные (10,6%), прокремлевские (25,7%), правозащитные (8,3%) а также эк., спортивных фанатов и др. (9%).

Являясь формой самоорганизации, молодежные движения рассматриваются в современном об-ве как проявление социальной, в том числе и полит., субъектности молодых людей. О степени становления российской молодёжи в кач. субъекта полит. жизни об-ва позволяют судить мотивы её участия в разл. движениях. Рез-ты исслед-ия показывают, что выделяется 3 группы мотивов.

1. экспрессивные, спонтанно возникающие мотивы, не связанные с идейной направленностью движений (здесь и желание «потусоваться», и романтика, и возможность заработать).

2. инструментальные мотивы, часть которых связана с идейной направленностью движений (это возможности самореализации, стремление поучаствовать в конкретных делах, приобщение к политической карьере).

3. собственно идейные мотивы, представленные как в общей форме (идейная близость, борьба за справедливость), так и в более конкретной (поддержка политического курса, протест против существующего порядка, борьба с инакомыслием, с иноверцами, с представителями других национальностей).

Около половины (48,5%) мотивов отражают в той или иной форме идейную направленность (второй и третий типы мотивации). Это свидетельствует, что самоорганизация молодежи носит вполне осознанный х-ер. Большинство молодых людей включаются в этот процесс, преследуя конкретные цели, а каждый второй использует данную форму самоорганизации для реализации идейных мотивов.

Направленность идейной мотивации существенно дифференцируется по видам движений. Идейными мотивами, соответствующими третьему типу мотивации, в наибольшей степени руководствуются участники нац.-патриотических (33,4%), националистических (23,9%) и оппозиционных (22,2%) движений. При этом важно раскрыть конкретное содержание идейной направленности мотивов. В нём отражаются коренные социально-группо­вые интересы молодёжи – социальные (чувство справедливости), национальные, патриотические, религиозные и политические. Суммируя ответы по 7-балльной шкале (на основе средневзвешенных коэффициентов), общая картина идейной направленности мотивов участия молодежи в общественных движениях выглядит след. образом: на первом месте – социальные, чувство справедливости (К = 5,14), далее в порядке убывания ранговых позиций следуют – национальные (3,63), патриотические (3,33), религиозные (2,82), полит. (2,68) мотивы. Т. обр., ведущим идейным мотивом, значительно опережающим все остальные, является стремление к социальной справедливости, отражающее традиционный х-ер цен­ностей россиян. Факт смещения на последнее место полит. мотивов свидетельствует о слабой выраженности полит. интересов молодежи, что препятствует превращению её в активную полит. силу.

4. Участие в деятельности политических партий. Эта форма политического участия молодежи непосредственно направлена на воспроизводство и обновление политической структуры общества. В условиях социальной стабильности она является важным фактором политической социализации подрастающих поколений. В кризисных ситуациях, как правило, интерес к молодежи со стороны политических партий возрастает. Данная тенденция имеет место и в российском обществе. Однако подобный интерес в России откровенно конъюнктурен и ограничивается лишь предвыборными кампаниями.

Большинство партий и политических блоков даже в период выборов не имели обоснованных программ молодежной политики, а молодые кандидаты в депутаты составляли в них ничтожную долю. В то же время невелик интерес и самой молодежи к участию в политических партиях. Интересуется их политикой менее 2% молодых людей.

В настоящее время лишь отдельные политические партии имеют зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ молодежные организации. Молодежным крылом партии «Единая Россия» является «Молодая гвардия». Аналогичную функцию в КПРФ выполняет «Союз коммунистической молодежи», в ЛДПР – «Молодежный центр ЛДПР». Имеют свои молодежные организации и другие партии. Как правило, это небольшие по численности организации от нескольких десятков до 1-2 тыс. и более чел., разделяющих программы партий, участвующих в проводимых ими полит. акциях и в других партийных мероприятиях. Особенно активизируется их деятельность в период избирательных кампаний. Выполняя преимущественно узкопартийные функции, политическое влияние этих орг-ий на широкие слои молодежи весьма ограниченно.

5. Участие в акциях стихийного волеизъявления своих полит. нрав и свобод. Оно выражается в участии молодых людей в забастовках, в актах гражданского неповиновения, митингах, демонстрациях и других формах соц. протеста в рамках существующего законодательства. Конечно, подобные формы нельзя назвать нормой полит. жизни. К ним прибегают, как правило, люди, доведенные до отчаяния неспособностью или нежеланием властей конструктивно реагировать на их социальные, эко­номические, политические требования. Эффективность таких форм полит. действий зависит от уровня демократичности общества и от степени солидарности борющихся за свои права групп населения.

Наиб. острая форма противостояния – полит. конфликт, который может быть разрешен по линии компромисс – консенсус – сотрудничество – интеграция, а может получить развитие в направлении активизации противоборства, причем в нелегитимных формах, социального исключения различных групп, дезинтеграции об-ва. История знает немало примеров, когда молодежь, используемая противостоящими силами, занимала в кон­фликтных ситуациях крайние и экстремистские позиции.

Данные соц. исслед-ий свидетельствуют об эскалации соц. напряженности в среде рос. молодежи.

Растет число экстремистски настроенной молодёжи. Осознанную готовность к совершению экстремистских поступков по идейным соображениям 12,4% молодых людей проявили в форме участия в не разрешенных вла­стями митингах и демонстрациях и 8,7% - в крайне экстремистских формах протеста (3,6% - через участие в захвате зданий, перекрытии транспортных средств и 5,1% выразили готовность взяться за оружие, если мирные способы борьбы не дадут результатов). Численность данной группы весьма высока, особенно с учетом неопределившегося резерва, равного 25,7% - затруднившихся ответить.

Особую общественную тревогу представляют массо­вые выступления молодежи. Организующую роль в них играют молодежные движения, в каждом из которых при­сутствуют экстремистски настроенные молодые люди. По данным исслед-ия 2007 г., каждый пятый сторонник нац.-патриотических и оппозиционных движений не исключает для себя возможности участия в протестных акциях. Значительно выше уровень готовности к экстре­мистским действиям в националистических движениях. Среди их участников 36,2% готовы к жестким проявлениям экстремизма. Возможность участия в несанкционированных демонстрациях, в захвате общественных зданий и пере­крытии магистралей, а также готовность взяться за оружие не исключил для себя каждый второй (48,2%) член протестных движений. Участники прокремлевских движений также демонстрируют высокую готовность к незаконным протестным действиям (21,1%), а каждый десятый (13,8%) не видит для себя препятствий в выражении экстремизма и в более жестких формах.

Разумеется, рассмотренные формы политического участия молодежи имеют свою региональную специфику.

Отмеченные особенности молодежи как субъекта полит. отношений конкретизируются в усл-ях кризиса в рос. об-ве. Свою специфику имеют полит. сознание и формы участия молодёжи в полит. жизни отд. регионов. Вместе с тем общей является акт. потребность в поли­т. интеграции молодёжи с целью стабилизации рос. об-ва.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Сравнительная характеристика молодёжных организаций и движений современной России.

2. Социально-психологические характеристики молодёжи как возрастной социальной группы и особенности их проявления в сфере политики.

 

Темы рефератов

1. Молодёжь как субъект политического процесса: особенности, свойства, характеристики.

2. Формы политического участия современной молодёжи.

Темы презентаций



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: