С чем ассоциируется понятие «гражданство»: | К* | Ранг |
принадлежностью к государству | 5,09 | |
долгом, обязанностью | 4,87 | |
национальным достоинством | 4,84 | |
конституционными правами | 4,69 | |
безопасностью, защищенностью | 4,52 | |
патриотизмом | 4,37 |
К – среднеранговый коэффициент по семибалльной шкале
Гражданство для современной молодёжи идентифицируется прежде всего с формальной принадлежностью к государству, со своего рода членством в нем. Вместе с тем чувства гражданской ответственности (долг, обязанность) и гордости, национального достоинства гражданина своей страны занимают высокие (вторую и третью) позиции в структуре ее идентификаций, т.е. идентичности молодежи, соответствующие современным представлениям, как бы чередуются с традиционными. Еще более рельефно это можно проследить в распределении ответов на вопрос: «Что означает для Вас быть гражданином России?»
Первые 2 места занимают типично современные идентификации (страна, где живет респондент, и малая родина). С любовью к Родине, с готовностью ее защищать и с причастностью к ее истории, занимающими соответственно третью, четвертую и пятую позиции, связаны традиционные идентификации.
Т. обр., к наследству, доставшемуся молодежи от советского прошлого, относятся этатистские ориентации, прочно укоренившиеся в историческом сознании россиян. От государства ожидаются гарантии – трудоустройства, социальной защиты, удовлетворения минимальных потребностей, принятия на себя ответственности за судьбу людей. В современных условиях ожидания входят в противоречие с нежеланием государства их реализовывать. Подобное отношение вызывают недоверие молодежи государственным органам и рост ориентаций на западные модели государственного устройства. Но это лишь усиливает существующее противоречие с либеральными традициями западных обществ, которые вовсе не предполагают патернализм государства в отношении к молодежи. В результате в политическом сознании значительной части российской молодежи удивительным образом сочетаются, с одной стороны, низкий уровень доверия государственным органам и одновременное ожидание помощи от государства – с другой. Данная ситуация, переплетаясь с привнесенными извне новыми современными идеями, социокультурными образцами и стилями жизни, конструирует причудливые ценностно-нормативные конфигурации, так называемые культурные гибриды, сочетающие часто весьма противоречивые ценности.
|
Аналогичную картину демонстрирует сложный и противоречивый процесс кристаллизации нового типа ее сознания. Происходит не простое замещение одних ориентаций другими, а их рекомпановка, перераспределение в новые «гибридные» формы.
Противоречия, сопровождающие данный процесс, нередко приобретают острый характер, выраженный в экстремистских проявлениях, рискуя перерасти в прямой конфликт с обществом. Молодежный экстремизм представляет собой особое социальное явление, обусловленное социально-психологическими особенностями молодости и ее взаимодействием с обществом. К основным сущностным свойствам экстремальности сознания молодежи можно отнести крайние проявления фанатизма, нигилизма. Экстремизм проявляется в форме индивидуальных и групповых настроений, побуждающих молодых людей к максимализму в выборе моделей поведения. Как показывают исследования, уровень экстремальности сознания различается в разных сферах жизнедеятельности молодежи. Ее доля с высокой степенью экстремальности колеблется от 5-11 % в политической жизни, учебе, труде, досуге и до 40% в отношении к представителям других национальностей. По сравнению с 2002 г. доля молодых людей с высокой степенью экстремальности выросла во всех сферах в 1,3-2 раза.
|
Исследования подтверждают наличие взаимосвязи между различными формами политического, религиозного, национально-этнического, бытового экстремизма молодежи. Однако политическая составляющая в подобных проявлениях экстремизма молодыми людьми не осмыслена до конца и реализуется чаще спонтанно, на эмоциональном уровне или под влиянием внешних сил. Данная особенность не только не уменьшает, но наоборот, повышает общественную опасность политического экстремизма в молодежной среде, учитывая его слабую предсказуемость, а значит, ограниченность возможностей предупреждения.
Каковы факторы, определяющие состояние и направленность изменения полит. сознания молодежи?
1. Мат. положение. Снижение жизненного ур-ня оказывает влияние на полит. ориентации молодых и на их отношение к властным структурам. Сравнительный анализ показал, что доверие Президенту и Правительству РФ среди малообеспеченных слоев молодёжи в 3-5 раз ниже, чем в высокообеспеченных слоях. Эк. нестабильность и соц. неопределенность отражаются и на отношении молодёжи к своей стране. Сравнение ответов на впр.: «Гордитесь ли Вы своей страной?», полученных в следующем после дефолта 1999 г. и в относительно благополучном 2007 г., выявило след. тенденцию. Положительно ответили (сказали «да» и «скорее да») – соответственно 68,1 и 75,4%. ¾ (78%) молодёжи с низким достатком считают, что необходимо радикальное изменение полит. системы российского об-ва.
|
2. Ориентация на будущее. Большинство мол. людей выросло в новых соц.-эк. усл-ях. Их интересы и ценности все больше расходятся с родительскими. Молодые не обременены грузом прошлого и отличаются стремлением определить актуальные для себя ценности и осуществить выбор поведенческих моделей, отвечающих требованиям не столько сегодняшнего, сколько завтрашнего дня. Апелляция к прошлому, попытка достучаться до сердец современных юношей и девушек, используя ценности старших поколений, не встречает у них понимания. Наоборот, большим успехом у молодых пользуется призыв к будущему. При этом каждый второй видит его как результат особого для Р. пути развития и каждый пятый – сторонник западных моделей общества.
3. Х-ер межпоколенных отношений. Процесс обнищания населения хоть и не обошел стороной молодёжь, но психологически легче переживается молодыми в силу их возраста и мат. поддержки со стороны родителей. Почти ¾ молодежи в той или иной мере находятся в эк. зависимости от родительского поколения, что сглаживает остроту её мат. положения. Поэтому неоднозначное влияние на молодых людей оказывают как агитация с классовых позиций, так и оголтелый антикоммунизм. В силу этих причин не возымела действия и попытка использовать межпоколенный конфликт в политических целях.
4. Влияние референтной группы. Значительная часть мол. людей, особенно в крупных городах, сумела приспособиться к новым ус-ям, образовалась хотя численно и небольшая (ок. 5% молодежи), но быстро растущая, экономически продвинутая группа, референтная для молодого поколения в целом. Глядя на преуспевающих сверстников, многие надеются и на собственный успех. Этим объясняется бесперспективность дискредитации в наст. время «новых русских» в глазах молодёжи и популярность в её среде тех лидеров, которые выступают за развитие всех форм частного предпринимательства, особенно мелкого бизнеса.
5. Собственный опыт рыночных отношений. В отличие от отцов и дедов молодые лишь понаслышке могли судить о реальностях прошлого своей страны, однако зачастую имеют более непосредственный опыт рыночных отношений в современной жизни. Отсюда высокая мотивационная зависимость молодёжи от степени включенности в предпринимательскую деятельность. Группа молодых предпринимателей заметно выделяется среди других категорий молодежи как в оценках властных структур, так и в своих политических ориентациях.
6. Влияние СМИ. Хотя 34,4% молодёжи высказали недоверие СМИ, влияние их на молодёжь остаётся высоким. Учитывая полит. ангажированность ТВ, радио и большинства газет, отсутствие плюралистической молодёжной прессы, молодые люди получают весьма одностороннюю, часто искаженную инф-ию, становятся жертвами манипулирования их сознанием.
7. Региональные факторы. Характеристики полит. сознания, в т.ч. и молодёжи, сильно различаются по регионам. Это связано с различиями усл-ий жизни, с социальным составом населения, со сложившимися традициями, с активностью тех или иных полит. сил. Часто решающее влияние оказывает этнонацио-нац. фактор. Как пр., добиваются наиб. успехов те полит. лидеры и партии, которые строят свою политику на стремлении решать конкретные региональные проблемы.