Позитивные функции способствуют интеграции общества.




Негативные угрожают его единству.

И те, и др. одинаково необходимы для обеспечения саморегуляции и развития общества.

Р. Мертон доказал, что каждый эл. системы может быть одновременно функциональным и дисфункциональным, и в соц. системе нет незаменимых функций, а существуют функциональные альтернативы, функциональные заменители и функциональные эквиваленты. Функции одних эл. системы проявляются в открытой (явной) форме и осознаются людьми, функции других проявляют себя скрытно, находятся в латентной форме и не осознаются людьми.

Основываясь и развивая идеи и положения Т. Парсонса и Р. Мертона, политические социологии в 50-60-е г. XX в. создали новую парадигму анализа политики – парадигму полит. системы (ПС). В ее разработке приняли участие ам. ученые Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч.

Теория ПС основывана на синтетическом соединении принципов функционального и системного подходов к изучению политики, разработок Р. Мертона в области структурного функционализма и применении к сфере политики общей теории соц. систем Т. Парсонса. Теория ПС исходит из существования противоречивого единства институтов власти и институтов гр. участия, которые вместе образуют ПС общества.

Существование ПС определяется через разделение системы и окр. среды. ПС – это ряд взаимодействий, абстрагируемых от общего соц. поведения, посредством которых происходит авторитарное распределение ценностей в обществе. Это распределение носит «авторитетный» характер (Д. Истон), т. е. обязывающий к подчинению.

В схематическом виде модель ПС выглядит следующим образом.

Окружающая среда

Под «входами» понимается материал, кот. ПС должна принять, переработать и оформить ради установления общих норм и правил поведения общества в процессе распределения ценностей для предотвращения конфликтов.

Среди «входов» ПС выделяют 2 основных вида: требования и поддержка.

Требования явл. необходимым компонентом организации любой соц. системы, т. к. индивиды вступают в процесс общения ради удовлетворения своих потребностей.

Поддержка – это социальная энергия, необходимая ПС для ее работы.

Принятые решения – это «выходы» системы. Они реализуются в обществе.

В модели сущ. обратная связь. Суть её в том, что результат принятия полит. решения воспринимается окр. средой (как интрасоциетальной, так и экстрасоциетальной), которая реагирует на принятое решение и посылает импульсы этой реакции на «входы» ПС.

Осн. функции ПС разделяются на функции вх. и вых.

К функциям вх. относятся:

- артикуляция (выражение),

- агрегирование (согласование, объединение) социальных интересов (политические партии),

- полит. коммуникация,

- полит. социализация,

- полит. рекрутирование (привлечение к участию и отбор элиты).

К функциям вых. относятся:

- выработка политики (парламент),

- осущ. политики (правительство),

- арбитраж (судебные органы).

Усл. стабильности ПС явл. её эффективное функционирование.

Эффективность функционирования, зависит от характера взаимодействия ПС с социальной средой.

По этому основанию (характер взаимодействия) ПС делятся на откр. и закр.

Открытые способны поддерживать состояние динамического равновесия с окр. средой, быстро реагируя на взаимодействия с ней, принимая адекватные ее требованиям решения. Такие ПС называются гибкими.

Закрытые способны поддерживать в основном состояние статического равновесия со средой и не способны оперативно реагировать на её требования, перестраиваться в соответствии с ее изменениями. Такие ПС называются негибкими, или ригидными.

Для традиционного об-ва характерны закрытые авторитарные системы, адекватные содержанию и динамике социальных процессов, происходящих в нем. Для совр. (индустриального и постиндустриального) об-ва типичны откр. (демократические) системы. Переход от закрытых систем к открытым происходит в процессе модернизации. На эт. основе все ПС современности можно разделить на традиционные, переходные и современные.

Обращение к категории «ПС» стало способом изучения власти как продукта совокупной деятельности людей, как процесса и результата взаимодействий законов, административной системы, партий, ассоциаций, лидеров, элиты.

Эти эмпирически наблюдаемые явления рассматриваются в теории как взаимодействия внутренне сложных структур и процессов по поводу принятия и реализации властных решений.

Парадигма ПС позволила объединить отдельные концепции политики и власти, созданные на ранних этапах развития полит. социологии. Созданная в период относительной полит. стабильности в мире, она несколько десятилетий служила едва ли не основной моделью интерпретации политики. Долгое вр. функционалистское мышление было ведущей традицией социологии, в ос. в США. Но в посл. годы популярность функционализма начала снижаться, т.к. стала очевидной его ограниченность.

Парадигма ПС не была ед. теорией политики 2-й пол. XX в. Кр. того, рост динамики соц. изменений и конфликтов в мире, появление кризисов в системах представительной демократии, сопровождающееся ростом недоверия к её основным институтам и усилением протестного поведения, все сложнее было объяснить исходя из теории ПС. В результате в полит. социологии появляются несколько новых парадигм, в которых с альтернативных позиций раскрываются проблемы совр. политики.

Остановимся более подробно на некоторых из них.

1. Парадигма конфликта возникла в кач. дополнения к парадигме ПС и стала своеобразной альтернативной парадигме кл. борьбы, созданной в рамках марксистской методологии. В отличие от теории кл. борьбы, утверждавшей неизбежность постепенного отмирания государства, теория конфликта считает социальную напряженность важнейшим усл. нормального функционирования и развития любой общ. системы. Вследствие этого, теория конфликта приходит к выводу, что полит. жизнь органически вкл. в себя борьбу за распределение и перераспределение власти, и поэтому борьба за власть была, есть и будет основой политики.

Борьба за господство есть необходимое условие существования полит. организма, она создает необходимые гарантии осуществления гражд. и полит. прав и свобод, а также способствует изменению ПС путем дезинтеграции и дезорганизации устаревших полит. институтов. Осн. разработчиком теории конфликта применительно к полит. действительности в XX в. стал нем. социолог Р. Дарендорф.

В отличие от К. Маркса, он считал источником конфликта не собственность (эк. отношения), а власть (отн-ия господства). Oн считал, что господство, а не собственность, явл. универсальным феноменом чел. Об-ва. Согласно его представлению, господство наделяет тремя полномочиями:

- гарантировать и сохранять (консервативные) нормы,

- развертывать и применять (эволюционные) нормы,

- устанавливать и изменять (реформистские) нормы.

Этим 3- м аспектам права, создаваемых господством, соответствуют три классические формы власти – судебная, исполнительная и законодательная.

Господство во всеобъемлющем смысле, заключает Р. Дарендорф, можно понимать «как установление, применение и принуждение к выполнению норм». Классы, в его понимании, есть гр. людей, вступающие в конфликты в сфере властных отношений. «Структуры господства в обществе, - пишет Р. Дарендорф, - обусловливают неравенство социальных позиций, которое, со свой стороны, превращается в отправную точку для столкновений и конфликтов, а тем самым – в мотор изменения».

Полит. неравенство (отношения господства и подчинения) явл. причиной соц. конфликтов. Конфликты сущ. всегда в явной, или в скр. форме. Они обостряются тогда, когда власть монополизируется одной частью общества, и др. часть лишается не только доступа к власти, но и перспектив его получения в будущем.

Группы, занимающие подчиненные позиции, предъявляют претензии гр., занимающим доминирующие позиции. Последние оказывают противодействия устремлениям первых. В рез. напряженность перерастает в конфликт, который принимает либо мирную, либо немирную форму. Р. Дарендорф считает, что в совр. об-ве постепенно сложился алгоритм мирного разрешения конфликтов, исключающий необходимость принесения человеческих жертв ради достижения социального равновесия. В осн. этого алгоритма – процесс повышения социального и демократического минимума, доступ к которому гарантируется всем соц. группам вне зависимости от их положения в системе властных отношений. Способ разрешения соц. конфликтов в совр. об-ве, согласно Р. Дарендорфа не в бесконечном совершенствовании конституций и институтов, а в развитии прямого гражданского соучастия в принятии гос. решений, в совершенствовании способов и форм действия людей в сфере политики.

2. Парадигма полит. культуры создавалась и развивалась па­раллельно с теориями полит. систем и соц. конфликтов. Парадигма полит. культуры пришла на смену парадигме полит. активности, господствовавшей в социологии до сер. XX в.. Пионерами создания теории полит. культуры стали ам. социологи Г. Алмонд и С. Верба. Разработка теории совпала с началом бихевиористской революции, развернувшейся в полит. науке в США во 2-й. пол. 1950 – нач. 1960-х гг., кот. открыла для исследователей возможность изучать более широкий спектр общ. отношений и их связей с государством. Бихевиоризм вкл. в себя постулат о том, что если раскрыть мотивы, намерения отд. индивидов в полит. процессе, то можно правильно понять и полит. систему в целом, в которой они действуют.

Феномен полит. культуры, как его определили сами авторы концепции, подразумевает существование специфических полит. отношений к ПС, ее разнообразным элементам и роли самого человека в этой системе. Это определенная ориентация на специальный набор соц. объектов и процессов. Исходя из указанной методологии, работа была выполнена в психологич. ключе, и сама полит. культура понималась прежде всего как психологич. отношение к соц. объектам.

Г. Алмонд и С. Верба выделили специфич. виды полит. ориентаций и классов полит. объектов, являющиеся внутренними аспектами этих объектов. Эти ориентации включают:

1. «когнитивную ориентацию », или знание и убеждение о ПС, ее роли и тех, кто выполняет эти роли, ее входах и выходах;

2. «аффективную ориентацию », или чувства относительно полит. системы и ролей её должностных лиц;

3. «оценочную ориентацию », или убеждения и мнения о полит. объектах, которые, как правило, включают комбинацию ценностных стандартов и критериев с информацией и чувствами.

Опираясь на эти ориентации как на основные составляющие элементы политической культуры, Г. Алмонд и С. Верба, действуя в духе веберовской «понимающей социологии», исходя из сочетания этих ориентаций, выделяют три идеальных, или чистых типа полит. культуры:

1) В патриархальной культуре знания о гос., эмоции и суждения о связанных с ним ценностях равны, образно говоря, «нулю»; основными характеристиками этого типа являются индифферентность, аполитичность, отсутствие ожиданий у основной части населения.

2) Подданническая культура существует тогда, когда гос. выступает в качестве источника норм, которые необходимо соблюдать, и регламента, которому нужно подчиняться.

3) Культура участия предполагает, что власть рассматривают и как источник спускаемых норм, и как объект воздействия со стороны заинтересованных лиц в процессе принятия решений. Люди здесь уверены, что они могут играть акт. роль в политике, хотя и оценивают эту возможность по-разному.

Данные типы не встречаются в обществах в чистом виде, и на практике, по мнению ученых, существуют их комбинации, образующие три типа смешанной политической культуры:

- патриархально-подданническая,

- подданническо-участная,

- патриархально-участная.

Особое место среди классификаций культур, образованных в рез. смешения трех идеальных типов, занимает гр. культура. Этот тип полит. культуры базируется на «рационально-активистской» модели поведения, позаимствованной авторами из идей эпохи Просвещения. Данный тип культуры, по мнению ученых, является наиболее подходящим для демократической политической системы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: