Тема № 1. Введение в историю психологии.
План:
1. Предмет истории психологии. Уровни научной рефлексии (М.Г.Ярошевский).
2. Задачи истории психологии.
3. Основные подходы при объяснении развития психологии. Факторы развития науки.
4. Научные принципы в истории психологии.
5. Периодизация истории психологии.
6. Методы и источники истории психологии. Литература:
Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1997. С. 5-20.
Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1976. С. 3-16.
Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1966. С. 4-16.
Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999. С.3-22.
Д.Шульц, С.Э.Шульц. История современной психологии. СПб., 1998. С. 17-36.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч., 1 Т.,М., 1982.-С. 291-436.
Кольцова В.А., Медведев A.M. Об изучении истории психологии в системе культуры//Психологический журнал. - 1992, № 5. - С. 3-11.
Никольская А.А., Задачи разработки истории психологии в России//Вопросы психологии. - 1989, № 6. - С. 14-22.
Предмет истории психологии.
Предмет истории психологии (по Ярошевскому М.Г.) - это изучение в исторической перспективе исследовательской деятельности тех, кто добывает научные знания о психике. История психологии пытается объяснить, как от незнания о психике человеческая мысль перешла к знанию о ней, как происходит переход от одной теории к другой, как рождаются новые представления о психике, чем объяснить процесс развития научного знания.
Коротко, история психологии изучает процесс развития научного знания о психике.
История психологии - это наука о науке. В связи с этим необходимо отметить следующее:
1. Специфика научного труда предполагает иметь информацию о
прошлом. Любое исследование должно быть органически связано с историей
изучаемого вопроса, т.к. нет такой проблемы в современной науке, которая
могла бы решаться без учёта предшествующей истории.
Бернштейн Н.Л. (1896-1966):
«Нет в природе такого явления, суть которого можно понять, не вникая в то, как оно возникло».
Т.е., современные идеи в области психологии должны быть поняты через их становление.
2. Наука совершается деятельностью многих учёных и не одним днём.
Г.Эббингауз (1850-1909):
«Психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю».
3. Наука - это знание развивающееся. Неизбежно возникает вопрос о
производстве, становлении этого знания, возникает потребность сделать
однажды возникшую мысль о психических явлениях объектом специального исследования. Т.е. потребность в «мышлении второго порядка» - рефлексии.
История психологии как научная рефлексия.
Разные уровни рефлексии помогают раскрыть предмет истории психологии.
1 - предрефлексивный
Нет осознанного отношения к вопросам истории психологии.
A) Б.М.Теплов (1896-1965):
«Многие просчёты учёных-психологов обусловлены тем, что они не знали разработок психологических проблем предшественниками» => игнорирование того, что уже достигнуто (не надо «изобретать велосипед»), неэффективность работы.
Б) На работе учёного лежит «табу на повтор», т.к. его открытия должны иметь социальную значимость, его основная задача - генерирование новых идей => необходимо знать достижения, уже существующие в науке. Т.о., в науке нельзя стать генератором идей, не будучи эрудитом, т.е. хранителем информации о прошлом.
B) Даже игнорируя историю, учёный не является свободным от неё.
Достижения предшествующих поколений учёных, так или иначе, влияют на
воззрение психолога.
Пример: З.Фрейд за несколько лет до создания теории психоанализа изучал сочинения античных философов, в т.ч. Платона, однако, никогда не ссылался на теории других авторов в связи со своей концепцией, считая её оригинальной.
Платон: учение о душе - части души
1 - Низшее начало - чёрный конь стадо
2 - Яростный дух - белый конь собака
3 - Разумное начало - возница пастух
Фрейд 3.: структура личности Ego (возница)
Sego (белый конь)
Id (чёрный конь)
Усвоенное в молодости оказало влияние на Фрейда, но не осознавалось им при создании психоаналитической теории личности. Т.о., знания о прошлом всегда присутствуют.
2 - рефлексия при обращении к истории вопроса
Исследователь сознательно обращается к истории вопроса. Например: теоретическая часть, обзор, историческая справка и т.п. Это даёт возможность определиться в вопросе, определить новизну исследования. Высок элемент субъективности:
- анализ прошлого исходя из собственных интересов;
- поиск поддержки для выбора направлений исследования;
- разбор прошлых ошибок;
- опора на авторитеты.
творческий диалог с прошлым
Исследователи не ограничиваются воспроизведением прошлых воззрений, а производят анализ их, оценивают с точки зрения влияния на развитие науки. Эта форма обращения к истории науки особенно важна в переломные моменты её развития.
Пример: Выготский Л.С. (1896-1934)
«Исторический смысл психологического кризиса» (1927).