Пути разрешения политических конфликтов




Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

 

Динамика полит., как и любого др., конфликта имеет нек. универсальные стадии – скрытое назревание противоречий, напряженность, эскалацию и разрешение. Однако центральным моментом противостояния в политике всегда является борьба элит за власть.

Борьба за власть между полит. элитами и внутри них – явл., в общем-то, ординарное. В демократич. условиях борьба за власть имеет интегрирующую функцию, т.к. способствует рациональному урегулированию интересов отд. общ. групп. Она приводит к упадку и даже кризису об-ва и гос-ва, если ведется некомпетентными в управлении, коррумпированными группами без соблюдения «правил игры» и без какого-л. влияния общ. групп на х-ер этой борьбы. Когда в подобные полит. конфликты вовлекаются полит. партии и другие полит. субъекты, полит. системы об-ва оказываются под угрозой распада.

Последствия конфликтов между правящими и неправящими гр. и внутри них зависят от степени развития демократич. институтов. В странах, где сущ. разделение власти и парламентаризм имеет богатую традицию, где полит. культура высока и где не сущ. острых нац. и религиозных (или конфессиональных) противоречий, конфликты решаются гл. обр. путем рационального компромисса. В них и переход власти от одной полит. группы к др. происходит без серьезных общественных потрясений.

В странах, где подобная практика отсутствует, конфликты между различными фракциями напоминают военные действия. Парламентские столкновения переносятся на «улицу», власти прибегают к насилию. Такая форма полит. конфликтов чревата гр. войной. Ос. опасность в том, что отд. крупные партии в нек. странах имеют (или имели) свои военизированные или вооруженные отряды. Само собой разумеется, что конфликты между сторонниками этих партий и властью, перенесенные на «улицу», за кот. стоят соответствующие полит. элиты (или псевдоэлиты), не могут быть мирными.

Гл. легитимным средством разрешения полит. конфликтов явл. конституция. Иногда, особенно в усл. перехода к кач. новому состоянию об-ва, возникает необходимость ее пересмотра.

Существуют, обстоятельства, затрудняющие проведение конституционной реформы. Не рекомендуется, в частности, проводить ее в ходе коренной трансформации эк. системы. Деловая активность с самого начала нуждается в большой правовой уверенности, так что конституция должна быть принята до начала трансформации.

Если население питает доверие к законодательным и контрольным органам (типа конституционного суда), а конституция была одобрена квалифицированным большинством, то отдельным гр. уже не удастся с легкостью уклониться от тягот, откорректировав пути трансформации в свою пользу или перетащив в новую систему свои старые привилегии. Порукой тому является укорененность важнейших элементов новой эк. системы в конституции (при усл., что сделано это четко и исключена возможность неоднозначных толкований).

Для стран, проводящих преобразования в эк., ос. значение имеет законодательное закрепление взаимоотношений гос-ва и об-ва, поэтому важно в конституции определить пределы гос. вмешательства в эк.. Представители так называемой эк. теории конституции, основанной на взглядах Нобелевского лауреата Дж. Бьюкенена, разработали ряд предложений в связи с этим. В частности, предложено фиксировать в конституции предельную долю гос-ва в эк., установить границы налогообложения и гос. задолженности. Важное значение имеют также запреты на вмешательство в ценообразование и на определенную практику субвенций. Наконец, может быть ограничен и объем промышленной гос. собственности.

Но с введением подобных запретов возникает опасность, что фиксированные в конституции цели могут оказаться недостижимыми, конституция утратит, т. обр., связь с реальностью, а потому в конце концов и свое влияние. Чтобы избежать этого, целесообразно дополнить конституцию временно действующим «трансформационным наказом», предусматривающим осуществление определенных мер лишь до тех пор, пока не будет создана установленная конституцией экономическая система. Этим «наказом», действующим лишь на этапе реформирования, предписывается принятие и проведение такой программы трансформации, которая сама по себе не является предметом конституции, но, как и конституция, защищена квалифицированным большинством.

Подобная программа трансформации должна охватывать все элементы перехода к рыночному хозяйству, которым угрожает несовершенство политической конкуренции и которые не урегулированы конституцией. Сюда относятся прежде всего эл., связанные со значит. перераспределением доходов и имущества. Именно здесь особенно велика опасность создания полит. неравновесия, потому что наиболее ожесточенные столкновения, естественно, случаются в связи с распределением и перераспределением собственности. Если положения программы трансформации приняты квалифицированным большинством, то вероятность блокирования ее меньше. Т. обр., возрастают шансы того, что полит. конфликты будут проходить в рамках той эк. системы, которую стремятся построить, а не по вопросу о выборе самой этой системы.

Предлагаемая стратегия дает больше преимуществ с точки зр. завоевания доверия населения. Прежде всего политики освобождаются от давления, кот. могли бы оказывать на них разл. гр. по интересам. Поскольку полит. институты с самого начала трансформации защищены конституционным порядком, они перестают быть «переменной», зависящей от превратностей полит. процесса, и становятся долгосрочным постоянным фактором.

Не следует замалчивать того факта, что трансформация, даже и защищенная статьями конституции, не снимает острых проблем. В нек. странах конституции обладают высокой действенностью, даже не будучи полностью кодифицированными. В др. странах конституции остаются на бумаге и беспрестанно нарушаются. Следовательно, шансы на конституционное решение любой проблемы в разных странах различны. Поскольку действенность конституционных норм в значит. степени зависит от опыта, а отдельные восточноевропейские страны, а также Р. имеют некоторый опыт, то шансы такого решения существуют.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Сущность, типология и функции политических конфликтов.

2. Проблематика конфликтов в марксистской политической мысли.

3. Зарубежная конфликтология: достижения и проблемы.

4. Межличностные конфликты в политике.

 

Темы рефератов

1. Основные концепции конфликта в научной мысли России.

2. Функции конфликта.

3. Позитивные и негативные аспекты конфликта.

4. Особенности развития политических конфликтов в современной России.

5. Политическая напряженность как предтеча конфликтов.

6. Соотношения конфликта и консенсуса.

7. Методы и средства достижения социального согласия.

 

Темы презентаций

1. Современные теории конфликтов

2. Политический конфликт, его сущность и природа.

3. Пути разрешения политических конфликтов.

4. Основные этапы развития конфликтологической мысли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: