Методические рекомендации. Целью второго вопроса является изучение одного из самых древних памятников правовой




В работе с первым вопросом следует отметить, что несомненным плюсом Месопотамии являлось удачное географическое положение и адекватные возможности для развития ирригационного земледелия. Важно объяснить: почему здесь сложились более благоприятные условия для создания небольших городов-государств, нежели для создания крупных государств? Необходимо проанализировать общие черты социально-экономического строя, типа хозяйства и общественных отношений, сложившихся в странах Древнего Востока, особенности социальной структуры общества, классового и сословного строя в отдельных странах Древнего Востока. При этом важно помнить, что классовое и сословное деление общества в этих странах довольно сильно различались. Изучите предысторию образования Древневавилонского царства. Раскройте структуру вавилонского общества в период правления Хаммурапи, опираясь, в том числе, и на Законы этого царя, как определялся статус царской власти и т.п.

Целью второго вопроса является изучение одного из самых древних памятников правовой культуры, представленного в научной литературе как «Судебник царя Хаммурапи» или «Законы Хаммурапи» (ЗХ). Необходимо рассмотреть политические, идеологические и социально-экономические причины возникновения ЗХ. Перед характеристикой самого памятника, важно рассмотреть правовую базу, на основе которой создавались ЗХ (обычаи, установившуюся судебную практику, законы других правителей), выявить влияние на ЗХ религиозных норм, традиционной системы ценностей месопотамской цивилизации. Все это позволить объяснить символизм, формализм, казуистичность норм ЗХ и отражение в них пережитков родового строя. Разобравшись с системой изложения норм памятника, можно понять являются ли ЗХ законами (кодексом) в современном понимании. ЗХ позволяют разобраться в специфике социальной структуры древневавилонского общества, которые, при некотором обобщении, применимы и к другим восточным обществам. Опираясь на документ, следует последовательно определить статус различных категорий населения:

- рабы. Здесь важнен тот факт, что раб (вардум) рассматривался не только как вещь, скот (см., напр. ст. 15-17 ЗХ), но и приравнивался к членам семьи, обладал правоспособностью (напр., ст. 176).

- свободные общинники - авилум и мушкенум (вопрос об их происхождении и их статусе, степени свободы и защищенности остается дискуссионным). Следует посмотреть, какие по этому поводу существуют точки зрения. Обратившись к ЗХ, укажите правовые различия между этими социальными категориями (ст. 196-205, ст. 8).

- воины (редум и баирум) обладали высоким правовым положением: необходимо объяснить почему. Для ответа на эти вопросы надо обратиться к ст. 27, 34, 36–38, 98 и др.

- служители храма (надитум), жрецы.

- купцы и ростовщики (тамкары и шаммалум).

С вопросом о социальной дифференциации тесно связан вопрос о формах собственности, в первую очередь, земельной. Здесь нужно учитывать, что для восточных обществ было характерно господство государственной (царско-храмовой) собственности, при сохранении ведущих позиций общинного землевладения. Тогда возникают вопросы: какие операции с землей можно было совершать? Какие формы землевладения еще можно выделить?

Анализируя брачно-семейные отношения необходимо отметить их патриархальный характер (ст. 117, 129, 141) и обратить внимание на регламентацию прав жены (ст. 136, 144-147). Также следует сосредоточиться на институтах брачного договора (ст. 155-158), приданого (ст. 176-184), основаниях для развода (ст. 136-144). Важно здесь рассмотреть и формы наследования и их особенности.

И в конце рассмотрения этого вопроса следует разобраться с судебным процессом в Древнем Вавилоне. Прежде всего надо отметить отсутствие четких различий между уголовным и гражданским судопроизводством (ст. 9,10), обязанность добывать доказательства возлагается, в том числе, и на общину (ст. 26), особую роль в системе доказательств ордалий, свидетельских показаний, письменных документов (ст. 103, 105, 11), практическую невозможность обжаловать судебные решения (ст. 5) и др. Необходимо также вычленить органы, осуществляющие правосудие и основания для возбуждения судебного процесса.

При рассмотрении третьего вопроса необходимо выявить черты организации власти и управления в Древней Индии, особенности так называемой «восточной деспотии», а также изучить систему высших и местных органов власти и управления, особо выделяя при этом наиболее важные государственные органы и структуры, необходимые как для функционирования государства.

В четвертом вопросе необходимо исходить из того, что «Законы Ману» (ЗМ) относятся ко II в. до н.э.-II н.э. и являются одним из крупнейших памятников Древней Индии, дающим возможность определить социальную структуру, принципы организации власти, основные правовые институты той эпохи. Необходимо помнить, что как памятник древней культуры ЗМ не являются исключительно сборником правовых норм, в него входят также религиозные, нравственные и другие предписания. Причем религиозный элемент выражен здесь более сильно, чем в «Законах Хаммурапи». В связи с этим необходимо выяснить, что такое драхма. Почему точнее называть изучаемый документ «Дхармашастрой Ману»? Какие цели преследовали его создатели? Каковы его источники? Как повлияла на него длительность процесса его формирования?

Готовя о социальной структуре древнеиндийского общества необходимо высветить его особенности: разобраться в соотношении понятий класс, сословие, варна, каста, джати. Студентам предлагается объяснить, почему принцип юридического равенства не мог быть реализован в древнем праве применительно ко всему населению страны. Детальную характеристику социальной структуры следует начать с. мифологического (гл. 1, ст. 87-91 ЗМ) и современно-научного объяснения происхождения варн. Но следует учитывать, что реальная социально-экономическая дифференциация не всегда совпадала с предписываемой ЗМ (гл. 10, ст. 129). Важно определить правовой статус различных варн, права и привилегии их представителей, ограничения по роду деятельности, юридической ответственности. Затем надо обратить внимание и на другие социальные группы, выделяемые в ЗМ. Каковы особенности положения вневарновых каст «неприкасаемых»? Каков статус рабов (даса)? В чем заключаются его сходства и различия с положением рабов в Древнем Вавилоне? Рассматривая рабовладение по ЗМ важно понять, почему современная наука считает, что оно «при всей его значимости, не выполняло структурообразующей функции». Варно-кастовое деление общества повлияло на все стороны общественной жизни, в том числе и на имущественные, поземельные отношения. Здесь, базируясь на нормах ЗМ, требуется разобрать следующие вопросы: какие формы землевладения были известны в Древней Индии? Каковы способы приобретения права собственности? Как осуществлялась охрана прав собственника?

При характеристике обязательственных отношений надо установить основания возникновения обязательств, формы обеспечения обязательств и ответственность за их неисполнение. Анализ ст. 163, 167, 168, 264 гл. 8 позволит определить основания действительности договоров. Далее следует дать общую характеристику отдельных видов договоров (купли-продажи, найма, аренды и др.).

Большая патриархальная семья также функционировала в варно-кастовом пространстве, поэтому важно разобраться в специфике ее положения. В связи с этим необходимо определить формы брака, условия его расторжения, права и обязанности супругов, возможность межварновых браков. Особое внимание следует уделить правовому статусу женщины в древнеиндийском обществе, при этом нужно найти противоречия в его регулировании (ср., напр.: ст. 147-155, гл. 5 и ст. 145, гл. 2). Брачно-семейным отношениям посвящены гл. 3 и 9 ЗМ.

Изучая поле «преступление-наказание» необходимо определить, что понимают в ЗМ под преступлением, каковы взаимоотношения понятий «преступление», «деликт», «грех». Далее следует дать классификацию преступлений, учитывая при этом нечеткость границ между преступлениями против государства и религии, личности, собственности, семьи и нравственности. Переходя к характеристике наказания необходимо установить взаимосвязь между преступлением (деликтом) и наказанием, определить цели и формы наказания. Наконец, в этом вопросе необходимо выделить обстоятельства, отягчающие, смягчающие и исключающие уголовную ответственность.

Рассматривая вопрос о суде и судопроизводстве важно выявить систему судебных органов и их полномочия. Допускались ли внесудебные способы защиты и восстановления нарушенных прав? Особо следует остановиться на вопросах возбуждения судебного процесса, его характера, форм, возможностей обжалования и пересмотра судебного решения. Необходимо также установить, какие доказательства использовались в процессе, каковы критерии оценки доказательств.

1. Контрольные вопросы и задания

1. Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда? Какие климатические и природные условия влияли на становление древних государств?

2. Что такое режим «восточной деспотии»? Какие основные функции выполняла централизованная государственная власть в государствах Древнего Востока?

3. Какие характерные черты были присущи общественному строю Древнего Вавилона? Какая форма правления и территориального устройства установились в период правления царя Хаммурапи?

4. Какова структура законов Хаммурапи? Каковы источники древневавилонского права? Являются ли ЗХ результатом исключительно правотворчества Хаммурапи, записью норм обычного права, фиксацией судебных прецедентов? Какова система изложения норм ЗХ? Являются ли ЗХ законами (кодексом) в современном понимании. Какие операции с землей можно было совершать? Какие формы землевладения еще можно выделить? Как осуществлялось судопроизводство в древневавилонском государстве?

5. В чем своеобразие общественного строя Древней Индии? В чем отличие государственно-правовых институтов Древней Индии от рабовладельческих стран Древнего Востока? Как управлялось древнеиндийское общество в период империи Маурьев? Дайте характеристику древнеиндийским государственным органам? Каково было территориальное устройство древнеиндийского государства?

6. Что такое драхма? Почему точнее называть изучаемый документ «Дхармашастрой Ману»? Какие цели преследовали его создатели? Каковы его источники? Как повлияла на него длительность процесса его формирования? Почему при характеристике рабовладения по ЗМ современные ученые делают вывод о том, что оно «при всей его значимости, не выполняло структурообразующей функции»? В чем заключается особенность положения вневарновых каст «неприкасаемых»? Каков статус рабов (даса)? Почему принцип юридического равенства не мог быть реализован в древнем праве применительно ко всему населению страны? Какие виды юридической ответственности предусмотрены в Законах Ману? Какие поводы для обращения в суд предусмотрены Законами Ману?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: