Древний Рим имеет исключительное значение для изучения античной государственности в силу не только его трансконтинентального могущества, но и длительности существования, а также достаточно динамичной смены различных моделей управления. При этом во всей этой теме нужно точно понять значение важных терминов.
При рассмотрении первого вопроса важно обратить внимание на то, что для царского периода его истории было характерно сложное соотношение сил, источником которого было как быстро происходившее социальное расслоение внутри родовой организации, так и наличие многочисленных пришельцев - плебеев. «Инородным элементом» были также и выборные цари.
Рассматривая второй вопрос, следует определить цели реформы Сервия Туллия, выяснить насколько преуспела царская власть в упрочении своего положения, а также рассмотреть итоги борьбы патрициев и плебеев в середине V в. до н. э.? Основное внимание надо уделить мероприятиям по включению плебеев в систему власти. Это означало, что наряду с прежними народными собраниями параллельно им создавалось еще два новых вида собраний.
В третьем вопросе надо рассмотреть структуру органов власти Римской республики в классический период ее развития. Можно отметить черты ее отличия от афинской демократии. Важно обратить внимание то, как внешнеполитические успехи Рима деформировали республиканский строй. Следует остановиться на формах повышения заинтересованности рабов в результатах их труда, а при анализе государственного строя - показать распределение властных полномочий между государственными органами и особо выделить полномочия диктатора, а также кратко рассмотреть организацию и роль армии.
|
Работа с четвертым вопросом предполагает рассмотрение всего комплекса социальных и политических противоречий в Риме, которые привели к падению республики и установлению единоличного правления, а также краткое изложение хода борьбы за власть в Риме в I веке до н. э. Необходимо объяснить изменения в положении свободных неграждан, рабов, крестьян и колонов. Требуется особенности организации власти и управления в период принципата и домината, цели и содержание реформ Диоклетиана и Константина. Здесь же необходимо показать разделение Римской империи и последствия этого шага, а также причины падения Западной Римской империи и значение этого события для всей европейской истории государства и права.
При ответе на пятый вопрос следует сосредоточиться на общей характеристике римского права, вычленения основных этапов его развития (древнейший период (6 в. до н.э. - середина 3 в. до н.э.), классический период (середина 3 в. до н.э. - конец 3 в. н.э.), постклассический период (4-6 вв. н.э.). Необходимо указать и охарактеризовать источники римского частного права древнейшего периода (VI в. до н.э. - сер. III в. н.э.) - Законы XII таблиц; классического пеpиода (сер. III в. до н.э. - III в. н.э.) - императорские законы, эдикты преторов, Институции Гая; постклассического периода (IV - VI вв. н.э.) - Свод законов и кодификация Юстиниана). Таким образом, необходимо акцентировать внимание не столько на содержании права в Древнем Риме, которое рассматривается в рамках учебной дисциплины «Римское право», сколько на развитии юстиции и юридического быта.
1. Контрольные вопросы и задания
|
1. Что представляла собой римская община в древнейший период? Как она управлялась? В чем заключалась основная цель реформ братьев Гракхов? Почему их реформы не могли предотвратить кризис? Дайте оценку деятельности Суллы, Цезаря. Почему имперская форма правления давала возможность для проявления деспотизма и беззакония? Как проявился кризис государственного строя Римской империи? Какие симптомы упадка стали заметны в государственно-политической жизни уже в первые века империи? Как изменились идеалы римского общества? Как Октавиану удалось стабилизировать внутриполитическую ситуацию в Риме? Какие особенные черты были присущи царской власти в Риме? Когда и при каких условиях в Риме установилась республика? Что собой представляют государственные органы Римской республики (сенат, центуриатные и трибутные собрания). Каковы были функции ординарных (обычных) и экстраординарных (чрезвычайных) магистратур?
2. Каково содержание и направления развитии римской юстиции и юридического быта? Определите основные этапы развития римского права? Каковы источники права древнейшего периода? В чем состоит роль римских юристов в развитии права?