Практическое занятие. 1. Составьте толковый словарь по следующим терминам




В первом вопросе требуется понять сущность полиса как особого типа государства, влияние природно-географических и экономических факторов на процесс формирования античного государства, особенности античного (классического) рабства. Далее, опираясь на труды «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и «Афинская полития» Аристотеля, нужно рассмотреть становление Афинского полиса. Учитывая своеобразие источников, следует по возможности отделять государственно-политические воззрения их авторов от отображения реально существовавшего строя. Необходимо вычленить этапы становления афинской демократии: первый из них связывают с деяниями героя Тесея в Аттике (см. главу «Тесей и Ромул» у Плутарха). Следует выяснить, в чем суть синойкизма. Каков был статус эвпатридов, геоморов и демиургов? В чем выразилось появление государственной власти?

Во втором вопросе необходимо рассмотреть реформы Солона как своего рода «политическую революцию», в результате которой афиняне отказались от целого ряда родовых традиций в жизни полиса. В тоже время важно понять, что реформы Солона носили компромиссный и противоречивый характер. Здесь требуется разобрать причины и цели преобразований, определить их основные направления. В чем суть сисахвии? Каково содержание цензовой реформы? Что представляли собой Совет четырехсот и гелиэя? (см.: Аристотель. Афинская полития. Часть 1. Глава IV; Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. Солон и Попликола). Далее следует рассмотреть реформы Клисфена (VI в. до н.э.) с точки зрения борьбы с пережитками родового строя: административно-территориальная реформа (учреждение фил), реформа Совета пятисот, институт остракизма (Аристотель. Афинская полития. Часть 1. Глава VIII).

Целью третьего вопроса необходимо изучить механизмы дальнейшей демократизации политической системы афинского государства в V веке до н.э., была связана с реализацией реформ Эсфиальта и Перикла. Каково содержание их преобразований? Каков порядок формирования и компетенция экклесии, булэ, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов как политических институтов, функционировавших в V–IV вв. до н.э. Существовало ли в Афинах разделение властей? (см. Часть II «Афинской политии»: «Современный государственный строй афинян»).

Рассматривая четвертый вопрос необходимо осветить сословно-классовую структуру общества Спарты, цели принудительного сохранения имущественного и социального равенства среди спартиатов. Также следует разобраться в системе власти и управления в Спарте, проанализировать отличия демократического и аристократического строя, особенно в плане роли народного собрания. Следует обратить внимание на особенности правового положения населения Спарты (спартиатов, илотов, периэков), организацию политической власти; покажите порядок формирования и компетенцию герусии, народного собрания, коллегии эфоров. Важно выяснить причины кризиса политической системы Спарты в III веке до н.э.

Пятый вопрос имеет целью рассмотрение афинского права. Для достижения этой цели требуется проанализировать законы Драконта. реформы Солона, определить источники права. Предлагается акцентировать внимание на праве собственности, делении вещей на видимые и невидимые. Важно подчеркнуть значение государственной собственности. Далее следует рассмотреть вопрос о преступлениях и наказаниях. Судопроизводство.

1. Контрольные вопросы и задания

1. Объясните, чем демократия отличается от олигархии. Почему афинскую демократию называют демократией не для всех? Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Греции? Как возник и как управлялся древнегреческий полис? Каково содержание и какова судьба реформ Солона в Афинах? Объясните, в чем причины кризиса афинского полиса?

2. В чем сущность синойкизма? Каков был статус эвпатридов, геоморов и демиургов? В чем выразилось появление государственной власти? Каковы причины, цели и основные направления реформ Солона? В чем суть сисахвии? Каково содержание цензовой реформы? Что представляли собой Совет четырехсот и гелиэя? Существовало ли в Афинах разделение властей? Кто из жителей Афин пользуется гражданскими правами? Получали ли должностные лица Афин вознаграждения за свою деятельность?

3. Спартанцы называли свое государство общиной равных. Считаете ли Вы такое определение правильным? Охарактеризуйте законы Ликурга. Какую роль они сыграли в дальнейшей жизни Спарты? Каковы были основные способы наказания преступников в Древней Греции?

Практическое занятие

1. Составьте толковый словарь по следующим терминам:

Древние Афины - автократор, ареопаг, архонт, атимия, базилевс, булэ, гелиэя, гоплиты, докимассия, метеки, остракизм, полемарх, полис, псефизмы, сикофант, синойкизм, сисахфия, тритии, феты, фесмофеты, фратрия, эвпатриды, экклессия, геоморы, демиурги, метеки, пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, остракизм, экклесия, стратег, фила, дем, навкрария, исономия, исегория, псефизма, атимия, литургии, ипотека.

Древняя Спарта - апелла, архагеты, геруссия, илоты, клер, периэки, ретра, сиссития, эфоры. спартиаты, гипомейоны, аппела, агогэ, педономы, криптии.

2. Составьте структурно-логические схемы по следующим вопросам темы:

1. Государственный строй Спарты IX - IV веков до н.э.

2. Система центральных органов власти и управления Спарты.

3. Реформы Солона в Афинах 594 г. до н.э.

4. Реформы Клисфена в Афинах 509 г. до н.э.

5. Стадии судебного процесса в Древних Афинах.

6. Структура права Древних Афин.

7. Структура государственного строя Афин (V - IV вв. до н.э.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: