Глава I. Теоретико-экспериментальные подходы к исследованию проблем развития памяти




РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОСОБОВ БЫСТРОГО ЗАПОМИНАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

 

Выпускная квалификационная работа

 


Допущена к защите

«___» ________ 2022 г.

 

Заместитель директора

по учебной работе

__________ О.М. Морозова

 

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс 4, группа 45

Руководитель:

Миниханов

Тимур Фларитович

 

 


Челябинск, 2022


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

Глава I. Теоретико-экспериментальные подходы к исследованию проблем развития памяти. 6

1.1. Понятие, виды и физиологические основы развития памяти. 6

1.2 Особенности и условия развития памяти младших школьников. 12

1.3. Способы быстрого запоминания учебного материала. 21

Выводы по первой главе. 29

Глава II. Эксперементальная работа по развитию исследование памяти у младших школьников в процессе обучения. 31

2.1 Задачи и методика экспериментальной работы.. 31

2.2. Пути реализации способов быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников. 38

2.3. Оценка и анализ экспериментальной работы.. 44

Выводы по второй главе. 49

Заключение. 50

Список литературы.. 53

Приложение. 56

 

 

 


Введение

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

До некоторого времени память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далеких от психологии, областей знаний.

Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого-педагогической работе младшие школьники овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям, а, следовательно, и развитию речи. Данные многих исследований говорят о высокой обучаемости детей младшего школьного возраста, а также о том, что потенциальные способности, к сожалению, часто остаются неразвитыми.

Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: П. П. Блонский, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, Т. Б. Никитина, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, А. Бэн, К. Гроос и многие другие.

Актуальность темы заключается в том, что в период младшего школьного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в младшем школьном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития речи и психики ребенка.

Цель исследования – определить и экспериментально проверить влияние комплекса способов быстрого запоминания учебного материала на развитие памяти младших школьников.

Объект исследования – процесс развития памяти младших школьников в условиях обучения.

Предмет исследования – влияние комплекса способов быстрого запоминания учебного материала на развитие памяти младших школьников.

Гипотеза: развитие памяти младших школьников будет более результативным и педагогически целесообразным, при условии:

− учета данных диагностики как основы прогнозирования и планирования последующей работы;

− внедрения способов быстрого запоминания учебного материала;

− обеспечения педагогического руководства в ходе развития памяти младших школьников.

Задачи:

− изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

− изучить уровень развития памяти у младших школьников

− провести констатирующий эксперимент и сделать анализ количественных и качественных результатов.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования:

− теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, достижений практики);

− практические (естественный эксперимент, наблюдение).

Исследования проводилось в три этапа:

I этап (октябрь-декабрь 2021 г.) – выбор и осмысление темы; изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

II этап (январь-март 2022 г.) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

III этап (апрель-май 2022) – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Образовательный центр № 2 города Челябинска», в исследовании участвовали ученики 3 «Б» и 3 «В» классов, количестве 40 человек.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


 

Глава I. Теоретико-экспериментальные подходы к исследованию проблем развития памяти



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: