Уровень развития памяти младших школьников экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента




№ п/п Ф.И. ребенка Методика: «Смысловые пары» Методика «Проверка зрительной памяти» Методика «Проверка слуховой памяти» Уровень памяти
  Клим Е. Средний Высокий Высокий Высокий
  Матвей В. Высокий Средний Средний Средний
  Лиза М. Средний Высокий Высокий Высокий
  Руслан А. Средний Средний Низкий Средний
  Настя З. Низкий Средний Средний Средний
  Люба С. Высокий Высокий Средний Высокий
  Аскар Г. Низкий Средний Средний Средний
  Тамара П. Средний Высокий Высокий Высокий
  Ярослав Р. Высокий Средний Высокий Высокий
  Ева А. Низкий Низкий Средний Низкий
  Ника К. Низкий Средний Средний Средний
  Наташа Г. Высокий Высокий Средний Высокий
  Гордей И. Низкий Средний Средний Средний
  Женя Ш. Низкий Средний Средний Средний
  Богдан К. Высокий Высокий Средний Высокий
  Арина Б. Средний Высокий Высокий Высокий
  Ева Б. Высокий Высокий Средний Высокий
  Семен Д. Низкий Средний Средний Средний
  Василиса В. Высокий Низкий Высокий Высокий
  Даша В. Низкий Средний Средний Средний

 

В процентном соотношении результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в таблице 7.

Таблица 7

Общие данные констатирующего этапа эксперимента

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа
Кол-во детей % Кол-во детей %
Высокий        
Средний        
Низкий        

Графически полученные данные можно представить в рис.2.

Рис 2.Гистограмма: Результатов экспериментальной группы

 

Анализируя полученные данные, можно отметить, что по сравнению с результатами, полученными в констатирующем эксперименте, итоги улучшились. В экспериментальной группе преобладают дети, со высоким уровнем развития смысловой памяти, они составляют – 50%. Дети со средним уровнем развития – 45% и учащиеся с низким уровнем составляют только 5%. Основная масса контрольной группы имеют средний уровень развития смысловой памяти (65%). Высокий уровень у 15% детей, средний уровень развития слуховой памяти – 20%. Актуальна работа по развитию смысловой памяти.

После формирующего эксперимента результаты исследования изменились в лучшую сторону.

Анализ уровней показал увеличение количества испытуемых на высоком и среднем уровне и уменьшение на низком уровне.

Таким образом, результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в повышении уровня запоминания у детей экспериментальной группы. Эти различия дают нам основания сделать необходимый вывод о том, что комплекс способов быстрого запоминания учебного материала, разработанный нами, позволяет эффективно развивать память у учащихся 3 класса.


 

Выводы по второй главе

Решая проблему развития памяти у младших школьников, мы провели в ходе исследования констатирующий эксперимент, в котором использовали диагностику развития памяти у младших школьников.

В нашем исследовании мы использовали следующие методики:

− «Смысловые пары»;

− «Проверка зрительной памяти»;

− «Проверка слуховой памяти».

В ходе исследования мы опирались на критерии уровня развития памяти у младших школьников.

Результаты, полученные нами в ходе проведения методик по выявлению уровня развития памяти, представлены в виде диаграмм и гистограмм.

Получив анализ результатов проведенного исследования, мы сделали вывод, что уровень развития памяти у младших школьников, преобладает «ниже среднего»

В связи с этим, мы разработали системно-программный комплекс развития памяти у младших школьников, основной целью которого является поэтапное развитие памяти.

Таким образом, можно утверждать, что при использовании на практике данных уроков и упражнений нам удастся подтвердить выдвинутую нами гипотезу.


 

Заключение

 

 

Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У младших школьников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и недостаточным опытом и незнакомством с приемами запоминания. Если события имели эмоциональную значимость для ребенка и произвели на него впечатление, непроизвольное запоминание отличается особой точностью и устойчивостью. Известно, что дети младшего школьного возраста легко запоминают бессмысленный материал (например, считалки) или объективно осмысленные, но недостаточно понятные или вовсе непонятные им слова, фразы, стихотворения. В качестве причин, лежащих в основе такого запоминания, называют интерес, который вызывается у детей звуковой стороной этого материала, особое эмоциональное к нему отношение, включение в игровую деятельность. Кроме того, сама непонятность информации может стимулировать любознательность ребенка и привлекать к ней особое внимание. Основным направлением развития памяти в младшем школьном возрасте является стимулирование запоминания.

Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет, в конечном счете, на отношение к учебе и школе.

В связи с тем, что данная проблема прослеживается у многих детей данного возраста, для нашего исследования и была взята данная проблема на рассмотрение и исследование.

В результате нашего исследования был проведен анализ специальной литературы по проблеме развития памяти младших школьников.

На констатирующем этапе эксперимента мы определили уровень развития памяти у учащихся 3 класса и установили, что большинство учащихся имеют низкий уровень развития памяти, исходя из критериев, определенных в начале эксперимента. Эти дети с большим трудом запоминают бессвязный материал, у них не проявляется установка на запоминание. У большинства детей отсутствует поиск и применение способов, облегчающих запоминание, они пассивны и почти безразличны к результату запоминания. У них очень медленно образуются связи и дифференцировка в материале, которые все равно являются непрочными. Поэтому сам процесс заучивания осуществляется медленно и с относительно большим количеством ошибок. Для развития памяти через использование способов быстрого запоминания учебного материала нами был проведен формирующий этап эксперимента.

Для анализа реализованных мероприятий по развитию памяти младших школьников нами был проведен контрольный этап эксперимента. В результате проведенной работы большинству учащихся стало характерно быстрое заучивание с незначительным количеством ошибок. Учащиеся стали стремиться к активному поиску приемов, облегчающих запоминание, и использование их. Школьники стали воспроизводить материал в том порядке, в каком он предъявлялся, стали повторять, припоминать и пересказывать единицы материала, а также проговаривать его, что способствует развитию памяти через использование способов быстрого запоминания учебного материала.

В работе также представлены результаты изучения динамики состояния памяти младших школьников. Анализ динамики уровня развития памяти младших школьников на контрольном этапе эксперимента показал, что в результате экспериментальной работы у детей произошло повышение уровня развития памяти. Такие изменения свидетельствуют о том, что система работы, которая реализована в ходе формирующего эксперимента, существенно влияет на эффективность развития памяти у детей младшего школьного возраста.

Задачи, поставленные нами в начале работы, выполнены:

− изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

− изучить теоретические основы запоминания учебного материала как;

− условие развития памяти младших школьников;

− провести констатирующий эксперимент и сделать анализ количественных и качественных результатов.

Цель работы реализована. Гипотеза доказана.

Подводя итог, отметим, что этим исследованием не ограничивается изучение данной проблемы. На современном этапе развития общества необходимо продолжать поиски путей и методов совершенствования учебно-образовательного процесса.


 

Список литературы

1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения Р.Аткинсон. - М.: Наука, 1980. – 321 с.

2. Байбородова, Л.В. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль, 2003. – 198 с.

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2009. – 192 с.

4. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 1984. – 547 с.

5. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002. – 108 с.

6. Дуброва, В.П. Взаимодействие педагогов и родителей / В.П. Дуброва. – Мн.: Феникс, 2008. – 57 с.

7. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология /В.Н. Дружинин.- Спб.: Питер, 2000. – 354 с.

8. Зейгарник, Б.В. Личность и патология деятельности / Б.В.Зейгарник. – М., 1971.

9. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – 350 с.

10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2002. – 387с.

11. Карабанова, О.А. Возрастная психология / О.А. Карабанова. – М.: Айрис – пресс, 2015. – 238с

12. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко: Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 1998. – 347 с.

13. Крижанская, Ю.С. Грамматика общения / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. – М.: Академия, 2016. – 160 с.

14. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников [Текст]/Н.К.Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. – М.: Педагогика, 2001.

15. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания / А.Н.Леонтьев// Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М.: просвещение, 1979. – 672 с.

16. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]/А.Н.Леонтьев. – М.: Наука, 1983. – 219 с.

17. Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х ч / Р.С. Немов. – Ч. 1. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 304 с

18. Пиаже, Ж. Суждение и рассуждение ребенка / Ж. Пиаже. – СПб: СОЮЗ, 1997.- 187 с.

19. Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ "Сфера", 1998. – 327 с.

20. Психологические исследования общения / под ред. Б.Ф. Ломова, А.В. Беляева, В.Н. Носуленко. – М.: Наука, 2015. – 360 с.

21. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Юнити-Дана, 1990. – 84 с.

22. Психологический словарь. Под общ ред. Неймера Ю. Л. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 352 с.

23. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2002.- №5. – с. 15-21.

24. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 317 с.

25. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение / Н.И. Чуприкова. – М.: АО "Столетие", 1994. – 192с.

26. Щуркова, Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога [ / Н.Е. Щуркова. – М.: Аркти, 2007. – 250 с

27. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения Р.Аткинсон. - М.: Наука, 1980. – 321 с

28. Байбородова, Л.В. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль, 2003.– 198 с.

29. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2009. – 192 с.

30. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 1984. – 547 с.

 


 

 

Приложение

 

Приложение 1

Нужно показать ребёнку рисунок, на котором изображены различные фигуры, попросить его в течение 30 секунд внимательно рассмотреть и запомнить все фигуры. Затем показать другой рисунок, на котором все фигуры из предыдущего плюс ещё 6 новых. Ребёнок должен найти и показать знакомые по первому рисунку фигуры. На весь тест затрачивается не более 90 секунд, показывать рисунки можно несколько раз. За минуту ребёнок должен узнать 6-8 изображений.

 

 

 

Приложение 2

Ребёнок смотрит на рисунок в течение 0,5-1 минуты. После этого нужно попросить назвать, какие предметы запомнились, в любом порядке. Если некоторые названия повторяются, это не учитывается. Забытые предметы показывать нужно снова. Затем проверяют ребёнка через 10 минут. Результат отмечается. Следующая проверка - через час. Нормой будет воспроизведение 7-8 предметов из 10.

 

 

 

 

Приложение 3

Возьмите 4 картинки и разложите их перед ребенком. Задание сформулируйте так: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом». Слова: зима, любовь, время, гроза.

 

 


Приложение 4

Этап урока Образовательная задача этапа урока Методы и приемы работы Содержание, виды деятельности Дидактические средства, интерактивное оборудование. Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) Результаты (формируемые УУД: Л-личностные, Пр-предметные, Р-регулятивные, К-коммуникативные, П-познавательные)
Деятельность учителя Деятельность Обучающихся
Организационный этап     Словесный - Добрый день, ребята! Начинаем нетрадиционный урок русского языка - урок общения. - Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. - Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. - Здравствуйте!   Ф Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  
Актуализация знаний Фиксация новой учебной задачи. Словесный На доске написана скороговорка: “Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”. - Я предлагаю вам прочитать скороговорку, сначала медленно, четко выделяя каждый звук, затем быстрее, но четко, потом еще быстрее. - А сейчас вы прочитаете эту скороговорку с разной интонацией: 1. Восторженно 2. С удивлением. - Молодцы!   Ф, И Личностные: Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю;    
Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся Создание проблемной ситуации Словесный - Ребята! Как вы думаете, сколько в русском языке слов? - В русском языке более 500 тысяч слов. Наверно нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: “Не тот образованный человек, кто много знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на свой вопрос". - А кто знает, где можно найти ответ на свой вопрос?   - Верно! Словари оказывают большую помощь человеку в поиске той или иной информации. - Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Правильно! Учитывая то, какую помощь оказывают словари, я так и назвала тему нашего урока “Незаменимые помощники - словари”.   - Не знаем     - В словарях/ энциклопедиях   - О словарях Ф Коммуникативные: Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации;
Открытие новых знаний   Словесный Практический - Прочитайте тему урока с перемещением логического ударения, выделяя голосом слова. Внимательно слушайте вопросы! Чем являются для нас словари? - Незаменимые помощники - словари. Какие помощники словари? - Незаменимые помощники - словари. Что является для нас незаменимыми помощниками? - Незаменимые помощники - словари. - Правильно! - Но чтобы найти в словаре нужное слово, необходимо знать и выполнять следующие правила: 1. Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке. 2. Статья о каждом слове написана в научном стиле. 3. Цель статьи - сообщить точную информацию о слове.   - Откройте тетради, запишите дату и классную работу. Проводится минутка чистописания: толерантность, аккуратность, вежливость, понимание, воспитанность и пр.   - Неспроста буква “т” повторяется несколько раз. А сегодня мы познакомимся со словом, которое также начинается с буквы “т” - это слово “ТОЛЕРАНТНОСТЬ". - Что означает это слово? Нам поможет узнать словарь иностранных слов. Итак, откроем наш словарь. - Учитель вывешивает на доску первую страничку устного журнала: “Какого роду племени: ТОЛЕРАНТНОСТЬ, МИГРАНТ, КОМПЛИМЕНТ? ”     - Помощниками   - Незаменимыми   - Словари     Ф, И Познавательные: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;   Личностные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Работа со словарем иностранных слов   Словесный Практический Игровой Ученик - помощник учителя на этом уроке выступает в роли словаря иностранных слов: “Я - словарь иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении иностранного незнакомого слова, а также сведения о его происхождении. Авторы словаря Одинцов, Иванов, Смолицкая, Голанова, Васильев". - Ребята! Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Найдите слово “толерантность” в словаре и объясните его значение и происхождение.   - Запишите в тетрадях слово толерантность и объяснение этого слова: ТОЛЕРАНТНОСТЬ (в переводе с латинского языка) - терпимость, терпение к чужому мнению, культуре, религии.   Стихопауза - Как вы считаете, кто такой настоящий друг? Чтение стихотворения Андрея Дементьева “Друг познается в удаче". Друг познается в удаче Так же порой, как в беде. Если он душу не прячет, Чувства не держит в узде. Друг познается в удаче, Если удача твоя Друга не радует, значит, Друг твой лукав, как змея. Или же горькая зависть Разум затмила его. И, на успех твой позарясь, Он не простит ничего. Он не простит, но иначе Скажет об этом тебе. Друг познается в удаче Больше порой, чем в беде. Две последние строки записаны на доске. - Как вы понимаете эти строки?   - Запишите их в тетрадь, выполните морфологический разбор слова "познается". - Работа со словом “МИГРАНТ” (с латинского - переселяющийся, миграция - перемена мест жительства). - А как вы думаете, тяжело таким людям привыкать к новому месту жительства? Находить себе новых друзей? - А как мы можем поддержать таких людей?   - Работа со словом “КОМПЛИМЕНТ" (с французского - лестные, приятные слова). - Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес комплименты? - А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение и частичку своего сердца. - Давайте сыграем в игру “Комплимент". Предложить ребятам встать в круг. Дать первому ученику сердечко и сказать комплимент. Ученик, получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Принявший комплимент должен поблагодарить вас и передать следующему. Комплименты можно говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение дружить. - Прочитайте вслух высказывание В. Бокова и следуйте этому примеру всю свою жизнь: Следуйте хорошему примеру - Продляйте добрым словом жизнь людей. - А мы закрываем первую страницу нашего устного журнала.       Идет работа в микрогруппах. Учащиеся ищут слово и узнают, что это слово по своей этимологии (происхождению) латинское и означает - терпение, терпимость.     - Верный, который не юросит в беде и т.д   Дети высказывают свои мнения     - Да, тяжело - Помочь им в чем – либо, поддержать морально   - Да\ нет Ф, И Словарь иностранных слов Словарь иностранных слов Словарь иностранных слов Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;   Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Регулятивные: Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать;
Работа со словарем антонимов   Словесный Практический Игровой Второй ученик - помощник учителя выступает в роли словаря антонимов: “Я - словарь антонимов. В языке антонимов отражена противоположность существования в жизни. Мы спрашиваем “Это хорошо или плохо? ”, “Еще рано или уже поздно?". В словаре представлено 2000 антонимических пар. В словаре статья дает объяснение значений каждого члена пары, приводит пример употребления антонимов из литературных произведений. Автор словаря - Львов”. Вывесить на доску вторую страничку устного журнала: “МИНУС - ПЛЮС, ОГОНЬ - ВОДА, ДЕРЗКИЙ - ОСТОРОЖНЫЙ. ВСЕ АНТОНИМЫВСЕГДА ПРОТИВОПОЛОЖНЫ." Игровая пауза - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру “Магнит". - А что вы знаете о магните?     - Не правда ли, наш магнит также является примером антонимов? - Я предлагаю вам выбрать из записанных на доске слов слова добрые и хорошие, и слова прямо противоположные им по смыслу. - Запишите эти слова в своих тетрадях в две колонки: “Левая сторона" - хорошие слова, а “Правая сторона" - антонимы словам из левой половинки. - Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. На доске записаны следующие слова: л. нивый, люб. т, грубо, жадный, ласково, ненавид. т, труд. любивый, щедрый.       - имеет 2 поля, противополжных, одно притягивает, другое отталкивает Ф,И Словарь антонимов Личностные: формирование мотивов достижения целей;   Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; ориентировка на позицию партнёра;   Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи;   Познавательные: структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; установление причинно-следственных связей.
Рефлексия (подведение итогов)   Словесный - Мы познакомились только с двумя словарями. Но существуют и другие, не менее нужные и интересные словари. - Прочитайте высказывание французского писателя Анатоля Франса: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!» - Я полностью согласна со словами Анатоля Франса. А вы, ребята? - И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Но надо еще и уметь ими пользоваться. Работу со словарями вы продолжите в библиотеке, при подготовке не только к русскому языку, но и к другим предметам. Главное, чтобы вы уважали язык не только своего, но и любого другого народа. - Спасибо за активное участие и работу на уроке!     - Да   - До свидания! Ф Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Приложение 5

Этап урока Образовательная задача этапа урока Методы и приемы работы Содержание, виды деятельности Дидактические средства, интерактивное оборудование. Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) Результаты (формируемые УУД: Л-личностные, Пр-предметные, Р-регулятивные, К-коммуникативные, П-познавательные)
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный этап     Словесный - Добрый день, ребята! - Перед тем, как начать наш урок, давайте все подравняемся у парт, встанем ровно. Улыбнемся соседу справа, улыбнемся соседу слева и с хорошим настроением начнем. Присаживайтесь тихонько. - Здравствуйте! Ф Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;    
Актуализация знаний Фиксация новой учебной задачи. Словесный Практический - Открываем тетради, записываем дату и классную работу (записано на доске). - Ребята, прочитайте строчки из стихотворения Константина Бальмонта "Золотая осень". На доске: [Ветерок в саду качал] [Легкие качели] [Музыканты пели] [В замке был веселый бал]. - Составьте из этих строк два предложения, так чтобы у вас получилась 1 строфа стихотворения.   - Молодцы! - Какие знаки препинания поставим? - Докажите.   - Верно! - (Имя ученика), прочитай стихотворение вслух. - Закройте глазки и попробуйте, не подглядывая на доску, прочитать эти строки по памяти. - Проверьте. Закрыть доску, и спросить нескольких учеников воспроизвести стихотворение по памяти. - А теперь давайте прочитаем строфу последний раз. Закрыть доску. - Молодцы! - Давайте выполним синтаксический разбор предложений. 1 вариант – 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение.   - Найдите и обозначьте орфограмму "Безударная гласная в корне, проверяемая ударением" (выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную; проверочное слово проговаривают устно). - Выполните фонетический разбор слова «петь» и морфологический разбор слова «пели». Затем последует взаимопроверка.     У детей должно получиться: [В замке был веселый бал] [Музыканты пели] [Ветерок в саду качал] [Легкие качели]     - Запятую и две точки Дети доказывают свои утверждения   Ученик читает стихотворение Дети стараются прочитать строки по памяти   Дети выполняют задания Ф, И Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;   Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;   Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений.    
Мотивация к учебной деятельности учащихся Создание проблемной ситуации Словесный Практический - Разберите по составу слова "ветерок", "качал". Один ученик у доски, остальные в тетрадях. - В каком порядке мы разбираем имена существительные?     - А глаголы?   - Какие суффиксы не входят в основу глагола? - Какие суффиксы входят в основу глагола? - Правильно! Молодцы! .   - Определяем часть речи, что обозначает, на какой вопрос отвечает. Указываем начальную форма и постоянные признаки. Затем непостоянные признаки. И каким членом предложения является.   - Определяем часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. Указываем начальную форму и постоянные грамматические признаки. Затем непостоянные признаки. И роль в предложении.   - ть, ти, л, ся, сь, чь   - а, о, у, и, е Ф Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;   Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Первичное закрепление знаний Усвоение учащимися способа действия при решении типовых задач Словесный Практический Объяснительный диктант (один ученик выполняет у доски на оценку, остальные – в тетради). Текст диктанта: Я вышел на прогулку еще до восхода солнца и сразу услышал крики грачей. Грачи объявили весну. Восход солнца я встречал в лесу. Задорно стучали дятлы. Лесные дали туманились и синели. Вокруг светлели березы. - Разберите по составу все глаголы из текста (один ученик выполняет у доски на оценку, остальные – в тетради).   Физминутка Начинается разминка. Встали, выровняли спинки. Вправо-влево наклонились И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны) Приседаем мы по счёту, Раз-два-три-четыре-пять. Это нужная работа - Мышцы ног тренировать. (Приседания) А теперь рывки руками Выполняем вместе с вами. Раз - рывок и два рывок. (Рывки руками перед грудью) Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты)   Работа с учебником. - Я попрошу вас открыть учебник на стр. 99. - Выполните упр. 203 самостоятельно в тетрадях. Затем коллективная проверка задания.         Дети выполняют задание   Дети выполняют физминутку     Дети выполняют самостоятельно упражнение Ф, И Учебник Личностные: формирование мотивов достижения целей;   Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; ориентировка на позицию партнёра;   Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи;   Познавательные: структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; установление причинно-следственных связей.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации   Словесный Практический - Допишите глаголы в настоящем времени, выполните их морфемный разбор (на индивидуальных карточках). - Карточки вложите в тетрадь. Цветочные часы. К шести часам утра... (открывает) синий глазок колокольчик. (Поднимают)... золотые головки одуванчики. (Расправляет)... широкие лепестки шиповник. (Вспыхивает)... яркий огонёк. мака. К восьми часам... (распускаются) желтые и белые лилии. (Спадает)... летняя жара,... (оживают) другие цветы. (Распускаются)... душистый табак и луковая дрёма. Если ты... (посадишь) на клумбе цветочные часы, они... (покажут) тебе точное время. - Молодцы!   Дети выполняют задание И .Познавательные: структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; установление причинно-следственных связей; Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.    
Информация о домашнем задании   Словесный Стр. 100, упр. 206 - Вам необходимо списать текст вставляя пропущенные буквы.   Ф Учебник    
Рефлексия (подведение итогов)   Словесный - Что мы повторили на сегодняшнем уроке? - Напомните алгоритм разбора глагола по составу.     - Как мы определим, какую букву написать в личном окончании глагола? - Верно! - Я попрошу вас всех встать. - Сядьте те, кому урок понравился, и останьтесь на месте те, кому было скучно и не интересно. - Спасибо за урок, До свидания! - Личные окончания глагола и алгоритм разбора глагола по составу - Определяем часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. Указываем начальную форму и постоянные грамматические признаки. Затем непостоянные признаки. И роль в предложении. - По спряжению глагола     - До свидания! Ф Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;   Личностные: самооценка на основе критерия успешности;   Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: