Способы быстрого запоминания учебного материала




Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом, а существуют ли какие-нибудь приемы и техники, которые бы позволили запоминать определенную информацию более эффективно, то есть сделать процесс усвоения знаний более легким и естественным.

Однако мало кто из задававших себе этот вопрос действительно пытался найти на него ответ, хотя некоторые из приемов эффективного запоминания большинство людей неосознанно применяли, но лишь немногие из них делали это системно. К сожалению, сложилось так, что ни в школах, ни в высших учебных заведениях техники быстрого запоминания не преподаются.

А ведь большинство техник быстрого запоминания существуют уже не одну сотню и даже тысячи лет. Конечно, они модифицируются и усовершенствуются, но в системе общего образования нам не рассказывают даже о том, чем с успехом пользовались наши предки. В древние времена, когда письменность, и тем более книгопечатание не были так хорошо распространены, и каждая книга обходилась ну очень дорого, приемами эффективного запоминания пользовались абсолютно все, кому было необходимо что-либо запоминать. Элементы быстрого запоминания преподавались в те времена в самых лучших учебных заведениях.

Все приемы эффективного запоминания можно условно разделить на пять групп:

1) приемы запоминания порядка (последовательности) элементов

2) приемы запоминания соответствий (например, страна-ее столица, слово-его перевод, автор-принадлежащие ему произведения и т.д.)

3) вспомогательные приемы, необходимые для перекодировки неудобной для запоминания информации в более пригодный для усвоения вид,

4) принципы эффективного запоминания

5) знание законов рационального запоминания для правильного использования природной памяти: уменьшения нагрузок на память и улучшения качества запоминания

В основе же эффективного и быстрого запоминания лежат всего два фактора – ассоциации и воображение. Это фундаментальные основы абсолютно всех методов.

Ассоциирование – это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Каждый в своей жизни сотни тысяч раз сталкивался с примерами ассоциаций. Можно даже сказать, что они являются строительным материалом не только памяти, но и мышления. При этом сознание включает в себя очень разнообразные типы ассоциаций. Когда видим санки – они напоминают о зиме, то есть, можно сказать, что санки ассоциируются с зимой. Встретив старого друга, можем вспомнить, например, школу, в которую вместе ходили, незнакомый человек, встреченный на улице, может напомнить хорошего знакомого, то есть, можно сказать, что он будет ассоциироваться с ним и т.д.

Для того же, чтобы научиться управлять своим процессом запоминания и овладеть техниками эффективного усвоения информации – то есть уметь встречать любую информации активно необходимо научиться создавать связи (или ассоциации) между любыми двумя фактами. Одним словом, первое чему необходимо научиться – это создавать ассоциации.

Воображение – это второй, не менее значимый фактор, который потребуется для овладения искусством хорошего запоминания. Воображение – это то, что необходимо постоянно призывать на помощь в процессе усвоения новой информации. «Воображение важнее знания, потому что знание ограниченно, а воображение охватывает весь мир, стимулируя прогресс и эволюцию», говорил Эйнштейн. Фантазия и визуализация - это в свою очередь две основы хорошего воображения. Что такое фантазия – известно всем. Визуализация же – это способность ярко и оживленно представлять мысленно то, о чем вы думаете. У некоторых людей способность к визуализации развита очень хорошо. Но большинству требуется специальная тренировка для того, чтобы развить в себе эту способность. Чем больше вы будете пытаться визуализировать, тем лучше раз от раза это будет у вас получаться.

Человечеством накоплено достаточно большое количество разнообразных приемов и техник быстрого запоминания. Если же попробовать описать всевозможные их сочетания, то книга получится весьма внушительных размеров, но все равно не сможет вместить в себя абсолютно все варианты техник. Да и не очень - то большой будет иметь смысл прочитывать и осваивать все эти разновидности, поскольку часто они настолько субъективны и индивидуальны, что для другого человека они могут оказаться довольно бесполезными. То есть каждый человек должен подстроить существующие приемы под себя, выбрать или даже придумать такие стратегии усвоения информации, которые будут для него комфортными, удобными и максимально результативными.

Принципы эффективного запоминания – это те приемы, которые не являются сами по себе техниками быстрого запоминания, а их применение осуществляется параллельно с какой-либо из них. Целью же их применения является улучшение эффективности применяемых техник. Можно даже сказать, что техники быстрого запоминания, применяемые без использования этих принципов, теряют половину, если не две трети своей эффективности. С другой стороны, при включении в процесс запоминания этих принципов существенно облегчается сам процесс запоминания. Но самое главное – возрастает его качество. То есть информация может сохраняться в памяти очень и очень длительное время, без повторных к ней обращений.

Вот эти принципы:

− необычность, нестандартность – одно из основных свойств нашей памяти - фиксирование всего самого необычного и нестандартного из того, что попадает в поле восприятия.

− синестезия (со ощущения) – использование различных чувств и ощущений в запоминании.

− преувеличение (или изменение) - создание образов преувеличенных размеров, форм, свойств и количества объектов, делая тем самым их более необычными и запоминающимися.

− символизм – использование символов и кодов, особенно это касается запоминания абстрактных фактов.

− порядок, структура – упорядочивание образов, создание из них структур.

− простота – придумывание точных, но простых образов и ассоциаций, содержащих только ту информацию, которую необходимо запомнить.

− цветовая гамма – чем больше цветов используется, тем более яркими станут образы, а значит, и лучше запоминающимися.

− положительность образов – многочисленные исследования доказывают, что приятные, положительные образы запоминаются лучше, чем негативные. Мозг «не хочет связываться» с отрицательными образами и стремится поскорее от них избавиться.

− чувство юмора – все то, что вызывает улыбку и смех, как правило, очень хорошо запоминается.

Необязательно использовать все принципы эффективного запоминания одновременно. Обычно люди используют лишь некоторые из них – те, применение которых положительно сказывается на результатах усвоения информации, то есть те, на которые память откликается наиболее отзывчиво.

Способы запоминания порядка элементов.

Все способы запоминания порядка элементов можно разделить на две группы:

1) метод последовательных ассоциаций (его еще называют методом рассказа, методом цепочки и т.д., но суть его от этого не меняется)

2) метод связанных ассоциаций, имеющий море разновидностей, все из которых состоят в том, что тем или иным способом составляется вспомогательный список, который служит опорой для запоминания различных списков. Создание вспомогательного списка является ключевым моментом для запоминания информации при помощи метола связанных ассоциаций, поэтому в первую очередь следует ознакомиться с видами опорных списков и способами их построения.

Основные способы построения опорных списков:

А) специальное запоминание списка слов;

Б) использование ключевых слов хорошо известного чаще всего стихотворного произведения;

В) метод мест;

Г) использование образов цифр;

Д) использование слов-рифм к цифрам;

Е) использование в качестве опорного словесно-числового списка, составленного при помощи ЦБК – сложная для освоения, но самая мощная техника;

Ж) использование других способов перекодировки цифр (цвет, материал и т.д.) для составления на этой основе опорного списка.

Кроме вышеперечисленных, есть и другие техники составления опорных списков, основанные в большинстве случаев на сочетании различных способов. Нельзя не отметить и тот факт, что каждый серьезно решивший овладеть техниками быстрого запоминания должен выработать свои индивидуальные приемы запоминания, ориентируясь на уже известные и умело их сочетая.

Метод последовательных ассоциаций (цепочка).

Метод последовательных ассоциаций заключается в последовательном увязывании элементов списка в единый сюжет (рассказ, фильм). Главное, не перескакивать к боле ранним словам, а связывать слово к слову, как будто соединять звенья цепочки, иначе при вспоминании вы можете упустить не сцепленный с двух сторон элемент. Ну и конечно, важно помнить обо всех принципах успешного запоминания и их использовать

Постарайтесь уловить нюансы построения ассоциативной цепочки на следующем примере. Необходимо запомнить последовательность 20 слов: батарейка, ведро, белка, спичка, трактор, вешалка, сахарница, ковер, душ, теннис, карусель, молоко, чердак, вернисаж, сапог, пружина, верблюд, портфель, сугроб, сковорода.

Сюжет должен идти на грани фантазии и логики (причинно-следственных отношений), удаление в ту или иную сторону может испортить качество.

Батарейку закидываем в ведро. Из ведра выпрыгивает перепуганная белка. Она поджигает огромную спичку. Горящую спичку она кидает в трактор. Трактор от спички заводится, развивает бешеную скорость и со всего размах врезается в огромную, одиноко стоящую вешалку. На вешалку надеты перевернутые сахарницы. Сахар из них рассыпается на ковер, теперь он весь в сахаре, липкий. Приносим душ и смываем все это безобразие. От душа отвинчиваем насадку и начинаем ею играть в теннис. Затем из теннисных ракеток сооружаем карусель. Она раскручивается, и когда достигает максимума скорости, из ее центра начинает бить струи молока. Молоко бьет такой мощной струей, что достигает чердака соседнего здания и заливает его. На чердаке располагался в ернисаж, но теперь все его экспонаты плавают (в молоке). Уцелел сапог, им все вычерпываем, спасая вернисаж. К сапогу приделана большая пружина. Оттолкнувшись, при помощи пружины летим вниз и оказываемся верхом на верблюде. Верблюд во рту несет гигантский портфель, раскачивая им в разные стороны. Портфель падает в огромный сугроб и исчезает в нем. Для того, чтобы отыскать портфель в сугробе, его надо растопить, что мы и делаем, используя для этого сковороду.

Обратите внимание, что список усвоенный методом цепочки, вы с легкостью сможете воспроизвести с конца до начала, через одно слово и т.д.

Важно помнить и то, что придуманные самостоятельно ассоциации и связи, всегда лучше навязанных извне фантазии.

Метод связанных ассоциаций –

Суть метода:

Для того чтобы запомнить список элементов этим методом нужно поочередно связывать каждое слово запоминаемого списка с соответствующим словом опорного, хорошо известного списка. То есть первое слово нового списка вы должны ассоциативно связать с первым словом опорного списка, второе со вторым... девятое с девятым и т.д. Естественно, что количество слов опорного списка должно быть не меньше, чем в запоминаемом.

Разновидности метода связанных ассоциаций зависят от способа построения опорного списка, а их очень много.

Рассмотрим суть метода на примере. Для начала нужен хорошо знакомый список слов, который будет использован в качестве опорного. Хорошее знание вспомогательного списка – обязательное условие его использование.

Предположим, что вышеуказанный список из 20 слов и является таким хорошо заученным списком.

А вот новый список «банан, ножницы, мыло, насос, вертолет, зубная паста, холодильник, ломбард, косточка…»

Задача состоит в том, чтобы попарно связывать слова старого списка со словами нового.

Эта разновидность метода связанных ассоциаций приведена лишь для того, чтобы объяснить его суть. В реальной жизни намного удобнее использовать другие опорные списки.

Использование стихотворного текста в качестве опорных списков

В качестве отличного опорного списка могут быть использованы ключевые слова (существительные) хорошо знакомого произведения. Вот, например, начало одного из списков: ворона, бог, сыр, ель, завтрак, рот, лиса... Это ключевые слова басни И.А. Крылова «Ворона и лисица». Слова, в плане удобства привязывания к ним других слов просто замечательные. Таким образом, если подготовить несколько таких вот списков, останется запоминать только то, с каким из них связали запоминаемый ряд слов.

 

 


 

Выводы по первой главе

Проанализировав и изучив научную, психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Различают: мгновенную, или иконическую, кратковременную память, оперативную, долговременную, генетическую память, зрительную память, слуховую память, двигательную память, эмоциональную память, осязательную, обонятельную, вкусовую, непроизвольную и произвольную.

2. Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности и напрямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

3. Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.

4. Младший школьный возраст сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

5. Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: