Под стилем руководства можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры.
Различают три стиля лидерства:
- авторитарный стиль лидерства - характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов;
- демократический стиль лидерства - опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;
- либеральный стиль лидерства - отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.
Комбинация стилей менеджмента, ориентирующихся либо на производство, либо на людей, дает пять основных вариантов возможных сочетаний, наиболее эффективным из которых является стиль, одинаково совмещающий заботу и о производстве, и о людях.
Для изучения стиля руководства в ООО «Аурум» персоналу компании был задан вопрос о принятом там стиле лидерства и удовлетворенности им сотрудников, также выявлялось наличие проблем в общении с руководством. Результаты сведены в таблицу 5. Опрос осуществлялся администраторами.
|
Таблица 5 - Стиль управления в компании ООО «Аурум»
Стиль управления, преобладающий в компании | Доля ответов, % к числу опрошенных | |
Демократический Жесткий авторитарный | ||
Устраивает ли данный стиль? | Да Нет Хотелось бы изменить | |
По мнению персонала ООО «Аурум», в компании преобладает демократический стиль и большую часть персонала это устраивает. Вместе с тем некоторых работников вполне устраивает жесткий авторитарный стиль лидерства. Лишь 7% опрошенных выразили желание изменить существующий стиль лидерства, что, очевидно, связано с теми или иными проблемами, возникающими при общении с руководством (табл. 6).
Таблица 6 - Проблемы общения с руководством в ООО «Аурум»
Проблемы общения с руководством | Доля ответов, % к числу опрошенных |
Взаимное непонимание Недоступность Необъективность Резкость тона Иное Отсутствие проблем |
Как показал опрос, недоступность руководства или взаимное непонимание могут существенно снизить эффективность работы компаний.
Подчиненные предпочитают лидера - заботливую личность, ориентированную на людей и процессы, понимающую других и проявляющую о них заботу. Лидерство основано на взаимном уважении и доверии. Однако при этом лидер не должен терять и таких рыночных компетенций, как профессионализм, компетентность, организаторские способности, гибкость.
В ООО «Аурум» решением главных проблем занимается в основном руководство (66% в среднем). Зависимость решения проблем от сплоченности коллектива увидели только 23% опрошенных. Доля инициативы сотрудников в решении важнейших проблем составляет 21%. Баланс между полномочиями и ответственностью в современных компаниях распределяется следующим образом (табл. 7).
|
Таблица 7 - Принятие в ООО «Аурум» ответственных решений
Лицо, принимающее ответственные решения | % к числу опрошенных | |
Руководитель компании | ||
Топ-менеджеры | ||
Менеджеры среднего звена | ||
Линейные менеджеры | ||
Сотрудники | ||
Лицо, ответственное за результаты | Исключительно руководство | |
Часть - руководство; часть - подчиненные | ||
Только на исполнителях | ||
Равномерно распределяется между всеми сотрудниками |
В ООО «Аурум» делегирование принятия решений имеет явно ограниченный характер. Более половины опрошенных считают, что все ответственные решения принимаются только руководителем. На вопрос о том, кто отвечает за выполнение этих решений и результаты работы, были получены следующие ответы. По мнению персонала компании, исключительно руководство отвечает в среднем в 16% ответов; 46% опрошенных считают, что большая часть ответственности лежит на руководителе; часть - на подчиненных. А 21% полагают, что за все отвечает только исполнитель, в том числе и за те ошибки, которые могут возникать вследствие неверной постановки задачи, непросчитанности ресурсов, слабых коммуникативных способностей начальника, ставившего задачу и т.п. И еще 17% полагают, что ответственность равномерно распределяется между всеми сотрудниками, в том числе, видимо, и между теми, кто не принимал участия ни в постановке задачи, ни в ее выполнении.
|
Таким образом, налицо явный дисбаланс делегирования полномочий и ответственности в компании, неразвитость компетенций менеджеров в области делегирования и управления исполнением, недостаток уверенности в способностях подчиненных, страх потерять власть и контроль за ходом дела, потерять авторитет в случае, если с задачей, раньше считавшейся по плечу только руководителю, справится нижестоящий специалист.
На микроклимат в коллективе существенное влияние оказывается также отношение к инициативе работников, их критике в адрес компании и ее руководства (табл. 8).
Таблица 8 - Отношение к инициативе работников в ООО «Аурум»
Приветствуется ли инициатива | % к числу опрошенных (среднее по 12 компаниям) |
Да Нет Не всегда |
Разная доля влияния инициативы работников на решение проблем определяется прежде всего стилем руководства и общей кадровой политикой в компании. По мнению работников ООО «Аурум» инициатива в компании приветствуется. В ООО «Аурум» полагают, что с ее помощью можно не только мотивировать персонал, но и решить важные проблемы.
Интересен ответ на вопрос персонала, может ли работник свободно высказывать критическое мнение о работе компании (табл. 9).
Таблица 9 - Отношение к критике в ООО «Аурум»
Возможность критики компании | % к числу опрошенных (среднее по 12 компаниям) |
Да Нет Не всегда |
Как видно из таблицы 9, здесь ситуация весьма схожая: примерно по 40% считают, что «может» или «не может», и остальные занимают осторожную позицию «не всегда». Ответ на этот вопрос показывает, что возможность высказывать критическое мнение строго не регламентирована, поэтому работники действуют в зависимости от ситуационных моментов, должностных полномочий и личных качеств и особенностей.