КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
А 1.Пишется А на месте пропуска в словах:
1) сост..вление плана; 2) кат..клизм; 3) оз..рить; 4) прик..сновение; 5) погл..щать
А 2. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:
1) пр..возмочь боль, вып..чка хлеба; 2) пр..цельный огонь, гард..роб; 3) непр..ложный закон, м..даль; 4) щ..бетанье птиц, ун..верситет; 5) зам..реть от страха, соб..рательный
А 3. Двойные согласные пишутся в словах:
1) обе(с,сс)цененный; 2) пара(л,лл)ель; 3) ана(л,лл)огичный; 4) профе(с,сс)иональный; 5) ра(з,зз)адорить
А 4. Пишется О на месте пропуска в словах:
1) отстриж..т; 2) сундуч..к; 3) кумач..вое знамя; 4) беч..вка; 5) с лапш..й
А 5. Укажите ряды, в которых на месте двух пропусков пишется одна и та же буква:
1) публиц..стика, ц..пной пёс; 2) молодые испанц.., без..тоговый; 3) номинац..я, на ц..почках; 4) об..ективность, двух..якорный; 5) мелкая дрож.., убереч..ся от простуды
А 6. Пишется И на месте всех пропусков в рядах:
1) пейзаж..к, наша рукодельн..ца; 2) спал..нка, настойч..вый; 3) умолк в ожидани.., перепонч..тый; 4) о лись..х следах, о тихоокеанской сельд..; 5) в шёлковой ткан.., под моросящ..м дождём
А 7. Пишется А/Я на месте пропуска в словах:
1) маяч..щие огни; 2) подстро..вшийся под нас; 3) засе..нные рапсом поля; 4) они леле..т мечту; 5) наде..лся на победу
А 8. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:
1) неезже..ая дорога, труже..ик;
2) оправда..ый вывод, воспринимать болезне..о;
3) бабушка беспомощна и рассея..а, лакирова..ые туфли;
4) письме..ый ответ, тушё..ые в печи овощи;
5) договорё..ость, окна отворе..ы настежь
А 9. Пишется НЕ раздельно во всех случаях в рядах:
1) очень (не)грамотный ученик; (не)совсем правильно;
2) (не)прозрачная, а мутная вода; (не)жалея сил;
3) (не)умеющий лаять; (не)пластмассовая посуда;
4) багаж (не)отправлен; (не)мелкая, но спокойная река;
5) (не)видимые звёзды; отнюдь (не)бесконечный спор
А 10. Укажите номера пропусков, где пишется НИ:
Сколько бы 1) н.. пришлось мне жить на белом свете, 2) н..когда 3) н.. перестану удивляться России, просто 4) н.. смогу5) н.. удивляться: посудите сами, поистине велика и многогранна Россия и во многих отношениях неповторима, уникальна.
А 11. Через дефис пишутся слова:
1) (пол)Ветковского района;
2) (радио)станция;
3) (по)отечески внимателен;
4) (красно)звёздный;
5) (экс)министр
А 12. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:
1) Стол старый, (за)то удобный.
2) Мы делали покупки (в)продолжение часа.
3) Он остался, что(бы) узнать результаты.
4) Я буду иметь это (в)виду.
5) Раз солгал - (на)век лгуном стал.
А 13. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
1) Великая радость _ пройти по лесу, полному жизни.
2) Книга Д.Зуева «Времена года» _ редкостный сплав справочника и поэмы.
3) Моя сестра _ скромна и молчалива.
4) Люди, бледное северное небо, болота и тундра _ всё как-то сразу показалось ему давно знакомым и близким.
5) Гнев _ есть кратковременное безумие.
А 14. Обособленные второстепенные члены есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1) Взглянув на меня Кравцов снова насупился и мрачно пошагал по ступенькам вниз.
2) Слышен был только шелест капель сыпавшихся с неба на скользкий бетон.
3) Весной как-то по особенному пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля.
4) Эй Рагим расскажи детям сказку.
5) Ему не довелось увидеть в печати свой роман труд всей жизни.
А 15. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1) В больнице по мнению коллег я был лучшим хирургом.
2) Я знаю что мои выводы противоречат многим солидным трудам и может быть даже ранят чьё-то самолюбие.
3) Это открытие кажется случайной удачей.
4) Люди стремятся к порядку однако их действия часто порождают беспорядок.
5) Порой пугаешься собственной смелости.
А 16. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
1) Здесь мне были интересны и люди _ и дома _ и разные красивые вывески.
2) Седые усы лесничего дрогнули _ и добрая _ и искренняя улыбка появилась на лице этого сурового _ и сильного человека.
3) Однажды летом я взял ружьё _ и припасы _ и отправился вниз по таёжной речке в самые глухие места.
4) Эта безымянная речушка по чистоте _ и живописности своей, по неукротимости _ и своенравию достойна именоваться самым звонким и _ поэтичным словом.
5) Вспоминаю очи карие _ да тихий говорок её _ да звонкий смех.
А 17. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) Александра Яковлевна признавалась мне, что, когда идёт за покупками в знакомые лавки, то нравственно переносится в особый мир.
2) Спят замученные тяжёлыми переходами казаки и проводники и не может уснуть только один.
3) Илья сел на вёсла, чтобы не тревожить тишину грохотом мотора и стал подгребать к тому месту, где были поставлены сети.
4) А утором всё так же ревело седое море и рвал паруса ураганный ветер.
5) Я поинтересовался, кто такой Кочетков и зачем он нужен при нашем разговоре.
А 18. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как между частями складываются изъяснител ьные отношения:
1) Налетит вдруг ветер _ тотчас закружится смерч из пёстрых осенних листьев.
2) Ты хорошо знаешь _ я дважды не приказываю.
3) Я ведь только недавно поняла _ быть свободной и быть одинокой - это не одно и то же.
4) В Якутии удивительный климат _ леденящая стужа зимой и почти тропическая жара летом.
5) В путь собираешься _ разузнай дорогу.
А 19. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:
1) – Левое плечо вперёд! Шагом марш! – скомандовал капитан.
2) «Надеюсь увидеть вас завтра, произнёс он и уже мягче добавил: - Передайте привет брату».
3) «То сердце не научится любить,- писал Некрасов: - которое устало ненавидеть».
4) Как сказал поэт: «если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись».
5) - Отчего вы бледны? – спросил Нечаев.
- Вчера поздно лёг, потому что годовой отчёт составлял, - ответил я.
А 20. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
1) Некоторые псевдонаучные теории рассматривали останки организмов _ как некую «игру природы».
2) Вдруг подул резкий и жгучий _ как перец _ ветер.
3) В основе этой повести лежит не что иное _ как мои воспоминания.
4) Книга В.Берестова адресована _ как взрослым _ так и детям.
5) Какой-то тяжёлый запах и тепло охватили Турбина, и он заснул _ как убитый.
А 21. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
Несколько минут путники стоят молча 1) _ и 2) _ хотя ещё темно, они вглядываются в даль и ждут 3) _ скоро забрезжит 4) _ завораживая всех своей красотой 5) _ рассвет.
А 22. Укажите, какие из данных глагольных форм имеют одинаковое строение:
1) сэкономил; 2) сэкономлен; 3) сэкономивший; 4) сэкономлю; 5) сэкономив
А 23. Укажите существительные, которые относятся ко 1-му склонению:
1) акция; 2) кондитерская; 3) массмедиа; 4) старейшина; 5) врунишка
А 24. Верными являются утверждения:
1) Все прилагательные в краткой форме согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
2) В словосочетании канцелярская душа выделенное слово является качественным прилагательным.
3) Жесточайший – это правильно образованная простая форма превосходной степени прилагательного жёсткий.
4) В прилагательных ивовый, сливовый ударение падает на первый слог.
5) В предложении Испечённый в золе картофель казался нам удивительно вкусным прилагательное выполняет функцию определения.
А 25. Речевые нормы нарушены в предложениях:
1) Эта книга на нас оказала большое впечатление.
2) Я был очень рад, что смог сделать услугу этому известному в городе человеку.
3) Бо/льшая половина выступления посвящена критике.
4) Главную роль в этом фильме сыграл подающий надежды молодой актёр.
5) Абитуриенты, успешно сдавшие экзамены, были зачислены на первый курс университета.
А 26. Укажите примеры, в которых все формы всех слов образованы правильно:
1) к две тысячи десятому году; 2) из восьмиста метров ткани; 3) не трогайте его; 4) погиб под городом Королёвом; 5) компот из вишен
А 27. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
1) Мама всегда заботилась и переживала за нас.
2) Изучив транспортные проблемы города, пришлось сделать определённые выводы.
3) Победа в конкурсе свидетельствует о хорошей подготовке учащихся.
4) Она спросила, что знаю ли я об этом.
5) Летом мы не только побывали на море, но и в горах.
(1) Лётчик вышел, тяжело качаясь, из кабины, упал на нагретую солнцем землю и так пролежал без движения несколько часов. (2) Но к концу дня, когда солнце начало клониться к закату, он пошевелился, открыл глаза и прислушался. (3) Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно. (4) Загадочный этот звук заставил его сесть и осмотреться.
(5) Где-то далеко, почти на самом краю земли, прокричал петух, а в кустах затрещала, вертясь, какая-то крошечная птица с красным хохолком. (6) «Земля»,- сказал лётчик, и тяжёлый комок подкатил к горлу. (7) Никогда до этих пор он не знал и не думал, что Земля так трогательна и так нежна.
(8) Голова у лётчика кружилась. (9) И он не видел, как девочка лет двенадцати, обыкновенная мечтательная девочка, любившая бродить по склонам горы и представлять себя Золушкой, изгнанной из дому, бежала к нему. (10) Она задыхалась. (11) Она сразу поняла, что произошло, что это лежит разбившийся лётчик. (12) Она плакала и не вытирала слёз, они слетали с её побледневших щёк и брызгали на её руки и светлое платье, но после каждой тяжёлой слезы глаза девочки сияли всё больше и больше. (13) Лётчик, очнувшись, увидел в этих глазах и лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же нежную, как венчик совершенно крошечного горного цветка, щекотавшего его щёку.
А 28. Какие из перечисленных ниже утверждений противоречат содержанию текста:
1) Лётчик пролежал без движения несколько часов.
2) Какой-то странный звук заставил лётчика спрятаться.
3) Лётчик всегда знал, что Земля удивительно трогательна и нежна.
4) Девочка сразу поняла, что произошло с лётчиком.
5) Лётчик, очнувшись, увидел глаза девочки, склонившейся над ним.
А 29. Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
1) публицистический стиль речи;
2) художественный стиль речи;
3) тип речи – рассуждение с элементами описания;
4) тип речи - повествование;
5) задача речи – объяснить причины крушения самолёта.
А 30. Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 12-ом предложении текста:
1) употреблено в значении «направлять лучи света на что-нибудь»;
2) употреблено в значении «становиться блестящим под влиянием какого-либо чувства »;
3) синоним - сверкать;
4) синоним - подсвечивать;
5) антоним - затемнять
В 1. Найдите в тексте (среди предложений 8-11) предложение, связанное с предыдущим при помощи союза и местоимения.