Задание3 Записать, найти в предложениях и подчеркнуть дополнения, выраженные неопределенной формой глагола.




Шестнадцатое ноября

Классная работа

Составное именное сказуемое нелегально. Тире между подлежащим и сказуемым

Просмотрите по ссылке материал видеоурока

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2254/start

Прочитайте материал учебника – параграф 22

Повторим

Чем выражено составное глагольное сказуемое?

- Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

Чем отличаются друг от друга составное глагольное и составное именное сказуемые?

- Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого и именной части, выражающей его основное лексическое значение.

Практическая разминка.

ПГС = глагол в форме одного из наклонений (простое глагольное сказуемое)

СГС = вспомогательное слово + инфинитив (составное глагольное сказуемое)

СИС = глагол-связка + именная часть (составное именное сказуемое)

Найдите и подчеркните грамматическую основу в предложениях.

Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС Взрослых нигде не было видно. СИС

До сих пор помнят в деревне Белогрудку. ПГС

Толику стало страшно. СИС Тебя никогда нельзя понять… СГС

Только её слёзы были лёгкие. СИС И вот что из этого получилось. ПГС

Симочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС

Подчеркните и надпишите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого

Это был трудный путь. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.

«Трижды девять – двадцать семь», - ответил ученик. Туфли мне впору.

Правда светлее солнца. Да ты кто? На таком заводе два инженера – капля в море

Тире между подлежащим и сказуемым. Просмотрите по ссылке материал видеоурока https://resh.edu.ru/subject/lesson/2254/start Прочитайте материал учебника – параграф 22.

Выполнить упр. 120. Выписать предложения с тире. Подчеркнуть в них подлежащее и сказуемое.

Дата

Классная работа

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.

Прочитаем теоретический материал.

До­пол­не­ние — вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния с пред­мет­ным зна­че­ни­ем. До­пол­не­ние от­ве­ча­ет на во­про­сы кос­вен­ных па­де­жей и вы­ра­жа­ет­ся теми же ча­стя­ми речи, что и под­ле­жа­щее:

- су­ще­стви­тель­ным или ме­сто­име­ни­ем -су­ще­стви­тель­ным в кос­вен­ных па­де­жах с пред­ло­гом или без пред­ло­га:

-любой ча­стью речи в функ­цзначении су­ще­стви­тель­но­го: Он по­смот­рел (на кого?) на во­шед­ше­го.

- ин­фи­ни­ти­вом: Все про­си­ли ее (о чем?) спеть.

- чис­ли­тель­ным: Раз­де­ли­те (сколь­ко? на сколь­ко?) де­сять на два.

- со­че­та­ни­ем чис­ли­тель­но­го с су­ще­стви­тель­ным в Р. п.: Я купил (что?) пять книг.

- фра­зео­ло­ги­че­скиМ сло­во­со­че­та­ни­ем: Я прошу тебя (о чем?) не ве­шать нос

Надо сопоставить предложения, записать и определить в них синтаксическую роль выделенных слов.

/. Уроки были приготовлены. Мы приготовили уроки. 2. Утро мы посвящаем работе. Утро выдалось ясное, солнечное. 3. Улицы города за­асфальтированы. Я люблю улицы Москвы весной.

Неопределенная форма глагола является дополнением, если:

1) действие, обозначенное вспомогательным глаголом и неопреде­ленной формой, производят разные лица (предложил вернуться, прошу рассказать);

2) неопределенную форму можно заменить существительным (усло­вился встретиться - о встрече,).

Задание2. А нализ примеров. (Устно)

Я велел ямщику е х а т ь (А. С. Пушкин) - велел я, а ехать должен ям­щик, значит, ехать - это дополнение. Я прошу вас п о д о ж д а т ь - прошу я, а подождать должны вы, значит, подождать - дополнение;

Задание3 Записать, найти в предложениях и подчеркнуть дополнения, выраженные неопределенной формой глагола.

1. Спорить с ними я никогда не мог. 2. Признаюсь, я не желаю с ни­ми познакомиться. 3. все просили её спеть что-нибудь. 4. Княжна упраши­вала свою маменьку не скупиться. 5. Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра. 6. Я велел обеим пить по два стакана в день кислосерной воды (М. Лермонтов).

Задание 4 Замените выделенные дополнения существительным с инфинитивом:

1. Многие охотники еще до охоты приучают молодых собак к ношению тяжелой поноски. 2. Директор рудника просил о присылке на несколько часов ледокола. 3. К людям тюлень привык, позволяет щекотку, берет из рук рыбу. 4. Зимняя дождливая погода помешала продолжению охоты.

Дата

Классная работа

Подготовка к контрольному изложению

ПОВТОРИМ

- Какие виды текста вы знаете?

- Что определяет тема текста?

- Что определяет основная мысль текста?

- Какие используются части речи более активно при описании внешних и внутренних качеств человека?

Прочитайте текст учебника (Стр. 94-96)

 

Чтение текста «Швабрин»

При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль.

ПОМНИМ, что перед нами – рассказ о поведении персонажа с элементами характеристики.

Определите, какая информация (слова и выражения) в каждом абзаце является основной, какая – второстепенной.

Второстепенную информацию можно опустить, обобщить.

ПРИЕМЫСОКРАЩЕНИЯ:

Исключение повторов; синонимов, фрагмента предложения; одного или нескольких предложений.

Обобщение: з амена однородных членов предложения обобщающим наименованием; замена прямой речи косвенной; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. 3. Упрощение: с лияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением (там, этот и т.д.); замена сложноподчинённого предложения простым.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: