Шестнадцатое ноября
Классная работа
Составное именное сказуемое нелегально. Тире между подлежащим и сказуемым
Просмотрите по ссылке материал видеоурока
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2254/start
Прочитайте материал учебника – параграф 22
Повторим
Чем выражено составное глагольное сказуемое?
- Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.
Чем отличаются друг от друга составное глагольное и составное именное сказуемые?
- Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого и именной части, выражающей его основное лексическое значение.
Практическая разминка.
ПГС = глагол в форме одного из наклонений (простое глагольное сказуемое)
СГС = вспомогательное слово + инфинитив (составное глагольное сказуемое)
СИС = глагол-связка + именная часть (составное именное сказуемое)
Найдите и подчеркните грамматическую основу в предложениях.
Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС Взрослых нигде не было видно. СИС
До сих пор помнят в деревне Белогрудку. ПГС
Толику стало страшно. СИС Тебя никогда нельзя понять… СГС
Только её слёзы были лёгкие. СИС И вот что из этого получилось. ПГС
Симочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС
Подчеркните и надпишите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого
Это был трудный путь. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.
«Трижды девять – двадцать семь», - ответил ученик. Туфли мне впору.
Правда светлее солнца. Да ты кто? На таком заводе два инженера – капля в море
Тире между подлежащим и сказуемым. Просмотрите по ссылке материал видеоурока https://resh.edu.ru/subject/lesson/2254/start Прочитайте материал учебника – параграф 22.
Выполнить упр. 120. Выписать предложения с тире. Подчеркнуть в них подлежащее и сказуемое.
Дата
Классная работа
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.
Прочитаем теоретический материал.
Дополнение — второстепенный член предложения с предметным значением. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается теми же частями речи, что и подлежащее:
- существительным или местоимением -существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога:
-любой частью речи в функцзначении существительного: Он посмотрел (на кого?) на вошедшего.
- инфинитивом: Все просили ее (о чем?) спеть.
- числительным: Разделите (сколько? на сколько?) десять на два.
- сочетанием числительного с существительным в Р. п.: Я купил (что?) пять книг.
- фразеологическиМ словосочетанием: Я прошу тебя (о чем?) не вешать нос
Надо сопоставить предложения, записать и определить в них синтаксическую роль выделенных слов.
/. Уроки были приготовлены. Мы приготовили уроки. 2. Утро мы посвящаем работе. Утро выдалось ясное, солнечное. 3. Улицы города заасфальтированы. Я люблю улицы Москвы весной.
Неопределенная форма глагола является дополнением, если:
1) действие, обозначенное вспомогательным глаголом и неопределенной формой, производят разные лица (предложил вернуться, прошу рассказать);
2) неопределенную форму можно заменить существительным (условился встретиться - о встрече,).
Задание2. А нализ примеров. (Устно)
Я велел ямщику е х а т ь (А. С. Пушкин) - велел я, а ехать должен ямщик, значит, ехать - это дополнение. Я прошу вас п о д о ж д а т ь - прошу я, а подождать должны вы, значит, подождать - дополнение;
Задание3 Записать, найти в предложениях и подчеркнуть дополнения, выраженные неопределенной формой глагола.
1. Спорить с ними я никогда не мог. 2. Признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. 3. все просили её спеть что-нибудь. 4. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться. 5. Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра. 6. Я велел обеим пить по два стакана в день кислосерной воды (М. Лермонтов).
Задание 4 Замените выделенные дополнения существительным с инфинитивом:
1. Многие охотники еще до охоты приучают молодых собак к ношению тяжелой поноски. 2. Директор рудника просил о присылке на несколько часов ледокола. 3. К людям тюлень привык, позволяет щекотку, берет из рук рыбу. 4. Зимняя дождливая погода помешала продолжению охоты.
Дата
Классная работа
Подготовка к контрольному изложению
ПОВТОРИМ
- Какие виды текста вы знаете?
- Что определяет тема текста?
- Что определяет основная мысль текста?
- Какие используются части речи более активно при описании внешних и внутренних качеств человека?
Прочитайте текст учебника (Стр. 94-96)
Чтение текста «Швабрин»
При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль.
ПОМНИМ, что перед нами – рассказ о поведении персонажа с элементами характеристики.
Определите, какая информация (слова и выражения) в каждом абзаце является основной, какая – второстепенной.
Второстепенную информацию можно опустить, обобщить.
ПРИЕМЫСОКРАЩЕНИЯ:
Исключение повторов; синонимов, фрагмента предложения; одного или нескольких предложений.
Обобщение: з амена однородных членов предложения обобщающим наименованием; замена прямой речи косвенной; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. 3. Упрощение: с лияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением (там, этот и т.д.); замена сложноподчинённого предложения простым.