Кружок «Пресс-центр»
ЗАНЯТИЕ №13. УСЛОВИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТРУДА.
Глава 1
Особенности журналистского труда
ЦЕЛИ: Ознакомившись с этой главой, вы получите представление о том:
—чем труд журналиста отличается от других видов творчес
кой деятельности;
—что такое комплексность журналистского труда;
—как фактор времени, находящегося в распоряжении жур
налиста, влияет на результативность его труда;
—что и как ограничивает возможности журналиста
Характеристики редакции печатного периодического издания определяются рядом субъективных и объективных факторов. К субъективным факторам относятся воля учредителя, владельца газеты или журнала, цели, которые он ставит перед редакцией, решения ее руководителей. Объективными факторами являются реальные условия, в которых редакции приходится выпускать газету, требования законов Российской Федерации, относящихся к СМИ, нормы общечеловеческой и журналистской этики. И не в последнем счете — особенности журналистского труда.
Эти особенности не зависят от воли и решений ни руководителей редакции, ни журналистов, готовящих материалы для газеты или другого печатного издания. Тот, кто с ними не считается, обречен на неудачу. Поэтому их надо знать и учитывать в своей работе — как в процессе руководства коллективом и его структурами, так и на всех этапах создания журналистского произведения и номера газеты. Определить эти особенности легче всего, сравнив труд журналиста с трудом представителей других видов творческой деятельности в области духовного производства.
Комплексный характер
В труде журналиста сочетаются различные виды деятельности, прежде всего — публицистической, редакторской и организаторской. Журналист-публицист, т.е. специалист-литератор, умеющий использовать слово для выражения своих мыслей и отображения реальной действительности. Он пишет по заданию редакции или на предложенную им тему, владеет всеми (или хотя бы большинством) жанров публицистики. И если попытаться вывести происхождение слова «журналист» от французского слова ]оиг — день, то мы не ошибемся, назвав публицистом литератора, готового писать для газеты или журнала каждый день. Добавим, что роль публициста предполагает сочетание у него способностей к исследованию, изучению жизни, к ее логическому осмыслению и образному отображению. Публицистическая деятельность, умение писать — один из основных критериев профессионального мастерства журналиста, работающего в любой редакции печатного периодического издания, независимо от его типа и уровня.
|
Однако это лишь один из компонентов его труда. Немалое значение имеет и его работа как редактора. Ему часто приходится править, переделывать, даже переписывать свои произведения и тексты его коллег, а также материалы внередакционных авторов. Нередко редактирование материалов для очередного номера газеты или журнала занимает основную часть рабочего времени журналиста. И если он недостаточно владеет искусством литературного редактирования, его профессиональное мастерство не может считаться полноценным.
С процессом редактирования тесно связана и работа журналиста с редакционной почтой. Он должен оценить значение информации, содержащейся в письме читателя, суметь использовать ее в своем выступлении или подготовить письмо к публикации и ответить автору. Это относится не только к бумажным письмам, но и к электронной почте, приходящей в редакцию по Интернету.
|
Важное значение имеет и организаторская деятельность журналиста. Она развертывается на нескольких направлениях. Он поддерживает контакты со своим активом, заказывает внередакционным авторам выступления в газете и помогает подготовить их к печати. Руководит обсуждением актуальных проблем за «круглым столом» в редакции. И если ему поручат руководство группой его товарищей по редакции при проведении какой-либо коллективной акции, ему придется организовать ее: спланировать, распределить задания, проконтролировать их выполнение.
Организаторской является и деятельность журналиста, связанная с выполнением его обязанностей по редакции и его отделу,— дежурство на выпуске номера, участие в редакционных летучках, разработка плана спецвыпуска и т.д.
Заметим, что для руководителей редакции — главного редактора, его заместителя, ответственного секретаря — организаторские обязанности становятся основной и важнейшей частью их деятельности. Однако для остальных творческих работников редакции многофункциональность, сочетание различных сторон их труда и непрерывный быстрый переход от литературной работы к другим обязанностям становятся важнейшей особенностью их деятельности. У других представителей литературного труда— писателей — мы также наблюдаем сочетание творческой деятельности — литературного письма — с редакторской работой. Но их смена происходит в ином темпе. И писателю не приходится заниматься организаторской работой.
|
Вопросы для самопроверки
1. Какие факторы определяют особенности журналистского труда?
2. Что такое комплексность журналистского труда?
3. Почему труд журналиста имеет индивидуально-коллективный
характер?
4. Что определяет производственно-творческий характер работы
журналиста в редакции?
5. Как в труде журналиста сочетаются его оперативность и непре
рывность?
6. Как и почему время, находящееся в распоряжении журналис
та, определяет его творческие возможности?
7. Что означают универсальность труда журналиста и его специа
лизация?
8. Какое значение для журналиста имеет его компетентность?
Глава 2
Редакционный коллектив
ЦЕЛИ: Прочитав эту главу, вы узнаете:
- каковы особенности редакционного коллектива;
- как определяют величину газетной редакции;
каковы особенности ее состава;
— Как построена редакция периодического издания и каковы тенденции изменения ее структуры
Редакция любого печатного периодического издания представляет собой коллектив - совокупность людей, объединенных общими целью и задачами. В обществе существует множество различных коллективов -Ч трудовые, спортивные, учебные, военные и др. У каждого иа них — своя цель и свои задачи, которые определяют их характер, особенности, отличающие их от других коллективов. Все это полностью относится и к редакции.
Редакция — это прежде всего трудовой коллектив, ее работники трудятся, выполняя задания руководства. Вместе с тем она отличается от других трудовых коллективов. Во-первых, характером ее цели и задач. Она создана для подготовки и выпуска печатного периодического издания — газеты, еженедельника, журнала или информационного бюллетеня — и удовлетворения с их помощью информационных потребностей читателей. Во-вторых, характером членов редакционного коллектива, В нем трудятся специалисты, представители ряда определенных профессий. Прежде всего — журналисты, а также технические и коммерческие работники, обладающие знаниями и умениями, необходимыми для выпуска газеты или других печатных периодических изданий. Для того чтобы работать в редакции, нужны специальные способности, знания и умения особая подготовка, жизненный опыт.
Специфика редакции как трудового коллектива заключается и в том, что это производственный коллектив. В отличие от непроизводственных коллективов, действующих, например, в сфере спорта, производственный коллектив входит в область материального или духовного производства. Результатом деятельности редакционного коллектива является духовная продукция -- определенное количество знаний, сведений, представленных в форме журналистской информации, а также ее материальные носители — номера газеты или другого печатно-к) периодического издания. Как каждый производственный коллектив, редакция работает по плану, подчинена производственному ритму — графику выпуска газетных или журнальных номеров. Материалы этих выпусков должны в определенное время поступать к читателям.
Не следует, однако, проводить прямую параллель между редакцией и, например, коллективом промышленного предприятия. Специфика редакции заключается и в том, что она представляет собой не только производственный, но и творческий, в основном — литературный коллектив. Большая часть его работников — журналисты — занимаются творческой деятельностью — литературным трудом, создавая свои журналистские произведения или помогая внередакционным авторам готовить их выступления в периодическом издании.
Социологи рассматривают редакцию, во-первых, как малую социальную группу — коллектив, объединенный общностью целей и интересов его членов, с особыми, специфичными для него связями и отношениями. И, во-вторых, что особенно важно, как саморазвивающуюся систему. Как любая система она представляет собой совокупность, объединение различных элементов, каждый из которых обладает своими качествами и соответствующими им возможностями. При объединении этих элементов система приобретает новые «интегративные качества», обретает новые свойства и возможности. Элементами редакционной системы являются сотрудники редакции, прежде всего журналисты. Каждый из них выполняет свою, присущую ему функцию. Но их объединение — редакционный коллектив — способен решать общую задачу — выпускать коллективное журналистское произведение — номер газеты или журнала, давая читателям представление о действительности в целом, о всех важнейших ее сторонах. Один сотрудник редакции выполнить эту задачу не в состоянии.
В результате внешних и внутренних воздействий редакционная система развивается и совершенствуется, устанавливаются оптимальные в данной ситуации величина, состав и структура редакции. Одним из важнейших факторов, определяющих эти ее характеристики, как и специфику организации ее работы, являются особенности журналистского труда.
Величина Редакционного коллектива
Как определить оптимальную для данной редакции величину ее коллектива? Сколько работников — журналистов, технических и коммерческих сотрудников могут обеспечить выпуск газеты или другого печатного периодического издания? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Можно лишь с уверенностью сказать, что для выпуска крупного периодического издания, например ежедневной областной газеты или многополосного политического или делового еженедельника, необходим крупный редакционный коллектив. А если речь идет о небольшом издании — районной газете, выходящей всего один или два раза в неделю, — величину редакции можно уменьшить. Но лишь до определенного предела: количество сотрудников редакции должно быть достаточно для выполнения всех творческих и технических задач, связанных с подготовкой и выпуском газеты. В каждом конкретном случае, определяя величину редакции, придется учитывать множество факторов: периодичность выпуска издания, его формат и объем — количество полос в номере, особенности читательской аудитории и квалификацию работников — уровень профессионального мастерства журналистов редакции и ее технических сотрудников. А также и возможности оплаты их труда.
Как нет двух одинаковых газет — они всегда чем-то различаются, так нет и одинаковых редакций — по их величине и другим характеристикам.
Однако в последнее время, особенно после экономического кризиса в России в августе 1998 г., под воздействием экономических причин (подробно об этом — в курсе экономики СМИ), выявилась тенденция к сокращению — минимизации величины редакционных коллективов. При их формировании или изменении стремятся уменьшить количество штатных работников редакции, перепоручая выполнение их функций нештатным работникам. В редакции оставляют лишь тот минимум, который необходим для обеспечения выпуска периодического издания. Подобная минимизация величины коллектива возможна, разумеется, лишь при достаточно высоком профес- сиональном уровне работников, оставшихся в редакции. В пропитом случае руководителям редакции неизбежно придется вновь увеличить их численность, чтобы избежать срыва процесса выпуска газеты или журнала.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы особенности редакционного коллектива?
2. Кто и как определяет величину редакционного коллектива?
3. Как и почему различается состав редакций массового обще
ственно-политического, делового и спортивного периодических изданий?
4. Каковы особенности системной структуры газетной редакции?
5. Назовите основные части функциональной структуры газет
ной редакции. Каково их назначение?
6. Определите основные подразделения звена управления твор
ческой части редакции.
7. Какова структура звена исполнения творческой части редак
ции?
8. Какие службы входят в техническую часть редакции?
9. Назовите основные подразделения коммерческой части га
зетной редакции и их обязанности.
10. Определите основные тенденции и причины изменения струк
туры редакции печатного периодическою издания.
11. Чем различаются пирамидальная и плоская структуры газет
ной редакции? Каковы их достоинства и недостатки?
: Глава 3