Величина Редакционного коллектива




Кружок «Пресс-центр»

ЗАНЯТИЕ №13. УСЛОВИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТРУДА.

Глава 1

Особенности журналистского труда

ЦЕЛИ: Ознакомившись с этой главой, вы получите представление о том:

—чем труд журналиста отличается от других видов творчес­
кой деятельности;

—что такое комплексность журналистского труда;

—как фактор времени, находящегося в распоряжении жур­
налиста, влияет на результативность его труда;

—что и как ограничивает возможности журналиста

Характеристики редакции печатного периодического изда­ния определяются рядом субъективных и объективных факторов. К субъективным факторам относятся воля учредителя, владельца газеты или журнала, цели, которые он ставит перед редакцией, решения ее руководителей. Объективными факторами являются реальные условия, в которых редакции приходится выпускать газету, требования законов Российской Федерации, относящих­ся к СМИ, нормы общечеловеческой и журналистской этики. И не в последнем счете — особенности журналистского труда.

Эти особенности не зависят от воли и решений ни руководи­телей редакции, ни журналистов, готовящих материалы для газеты или другого печатного издания. Тот, кто с ними не считается, обречен на неудачу. Поэтому их надо знать и учитывать в своей работе — как в процессе руководства коллективом и его структу­рами, так и на всех этапах создания журналистского произведе­ния и номера газеты. Определить эти особенности легче всего, сравнив труд журналиста с трудом представителей других видов творческой деятельности в области духовного производства.

Комплексный характер

В труде журналиста сочетаются различные виды деятельно­сти, прежде всего — публицистической, редакторской и организаторской. Журналист-публицист, т.е. специалист-литератор, умеющий использовать слово для выражения своих мыслей и отображения реальной действительности. Он пишет по зада­нию редакции или на предложенную им тему, владеет всеми (или хотя бы большинством) жанров публицистики. И если попытаться вывести происхождение слова «журналист» от фран­цузского слова ]оиг — день, то мы не ошибемся, назвав пуб­лицистом литератора, готового писать для газеты или журнала каждый день. Добавим, что роль публициста предполагает со­четание у него способностей к исследованию, изучению жиз­ни, к ее логическому осмыслению и образному отображению. Публицистическая деятельность, умение писать — один из ос­новных критериев профессионального мастерства журналис­та, работающего в любой редакции печатного периодического издания, независимо от его типа и уровня.

Однако это лишь один из компонентов его труда. Немалое значение имеет и его работа как редактора. Ему часто прихо­дится править, переделывать, даже переписывать свои произ­ведения и тексты его коллег, а также материалы внередакционных авторов. Нередко редактирование материалов для оче­редного номера газеты или журнала занимает основную часть рабочего времени журналиста. И если он недостаточно владеет искусством литературного редактирования, его профессиональ­ное мастерство не может считаться полноценным.

С процессом редактирования тесно связана и работа жур­налиста с редакционной почтой. Он должен оценить значение информации, содержащейся в письме читателя, суметь исполь­зовать ее в своем выступлении или подготовить письмо к пуб­ликации и ответить автору. Это относится не только к бумаж­ным письмам, но и к электронной почте, приходящей в ре­дакцию по Интернету.

Важное значение имеет и организаторская деятельность жур­налиста. Она развертывается на нескольких направлениях. Он под­держивает контакты со своим активом, заказывает внередакционным авторам выступления в газете и помогает подготовить их к печати. Руководит обсуждением актуальных проблем за «круглым столом» в редакции. И если ему поручат руководство груп­пой его товарищей по редакции при проведении какой-либо кол­лективной акции, ему придется организовать ее: спланировать, распределить задания, проконтролировать их выполнение.

Организаторской является и деятельность журналиста, свя­занная с выполнением его обязанностей по редакции и его отделу,— дежурство на выпуске номера, участие в редакцион­ных летучках, разработка плана спецвыпуска и т.д.

Заметим, что для руководителей редакции — главного ре­дактора, его заместителя, ответственного секретаря — органи­заторские обязанности становятся основной и важнейшей ча­стью их деятельности. Однако для остальных творческих работ­ников редакции многофункциональность, сочетание различных сторон их труда и непрерывный быстрый переход от литератур­ной работы к другим обязанностям становятся важнейшей осо­бенностью их деятельности. У других представителей литератур­ного труда— писателей — мы также наблюдаем сочетание твор­ческой деятельности — литературного письма — с редакторской работой. Но их смена происходит в ином темпе. И писателю не приходится заниматься организаторской работой.

Вопросы для самопроверки

1. Какие факторы определяют особенности журналистского труда?

2. Что такое комплексность журналистского труда?

3. Почему труд журналиста имеет индивидуально-коллективный
характер?

4. Что определяет производственно-творческий характер работы
журналиста в редакции?

5. Как в труде журналиста сочетаются его оперативность и непре­
рывность?

6. Как и почему время, находящееся в распоряжении журналис­
та, определяет его творческие возможности?

7. Что означают универсальность труда журналиста и его специа­
лизация?

8. Какое значение для журналиста имеет его компетентность?

 

Глава 2

Редакционный коллектив

ЦЕЛИ: Прочитав эту главу, вы узнаете:

- каковы особенности редакционного коллек­тива;

- как определяют величину газетной редакции;

каковы особенности ее состава;

 

— Как построена редакция периодического издания и како­вы тенденции изменения ее структуры

Редакция любого печатного периодического издания представляет собой коллектив - совокупность людей, объединенных общими целью и задачами. В обществе существует множество различных коллективов -Ч трудовые, спортивные, учебные, военные и др. У каждого иа них — своя цель и свои задачи, которые определяют их харак­тер, особенности, отличающие их от других коллективов. Все это полностью относится и к редакции.

Редакция — это прежде всего трудовой коллектив, ее работ­ники трудятся, выполняя задания руководства. Вместе с тем она отличается от других трудовых коллективов. Во-первых, характером ее цели и задач. Она создана для подготовки и вы­пуска печатного периодического издания — газеты, еженедель­ника, журнала или информационного бюллетеня — и удовлет­ворения с их помощью информационных потребностей чита­телей. Во-вторых, характером членов редакционного коллектива, В нем трудятся специалисты, представители ряда определенных профессий. Прежде всего — журналисты, а также технические и коммерческие работники, обладающие знаниями и умениями, необходимыми для выпуска газеты или других печатных периодических изданий. Для того чтобы работать в ре­дакции, нужны специальные способности, знания и умения особая подготовка, жизненный опыт.

 

Специфика редакции как трудового коллектива заключает­ся и в том, что это производственный коллектив. В отличие от непроизводственных коллективов, действующих, например, в сфере спорта, производственный коллектив входит в область материального или духовного производства. Результатом дея­тельности редакционного коллектива является духовная про­дукция -- определенное количество знаний, сведений, пред­ставленных в форме журналистской информации, а также ее материальные носители — номера газеты или другого печатно-к) периодического издания. Как каждый производственный коллектив, редакция работает по плану, подчинена производ­ственному ритму — графику выпуска газетных или журналь­ных номеров. Материалы этих выпусков должны в определен­ное время поступать к читателям.

Не следует, однако, проводить прямую параллель между редакцией и, например, коллективом промышленного пред­приятия. Специфика редакции заключается и в том, что она представляет собой не только производственный, но и твор­ческий, в основном — литературный коллектив. Большая часть его работников — журналисты — занимаются творческой дея­тельностью — литературным трудом, создавая свои журналист­ские произведения или помогая внередакционным авторам готовить их выступления в периодическом издании.

Социологи рассматривают редакцию, во-первых, как ма­лую социальную группу — коллектив, объединенный общностью целей и интересов его членов, с особыми, специфичными для него связями и отношениями. И, во-вторых, что особенно важно, как саморазвивающуюся систему. Как любая система она представляет собой совокупность, объединение различных эле­ментов, каждый из которых обладает своими качествами и со­ответствующими им возможностями. При объединении этих элементов система приобретает новые «интегративные каче­ства», обретает новые свойства и возможности. Элементами редакционной системы являются сотрудники редакции, преж­де всего журналисты. Каждый из них выполняет свою, прису­щую ему функцию. Но их объединение — редакционный коллектив — способен решать общую задачу — выпускать коллек­тивное журналистское произведение — номер газеты или жур­нала, давая читателям представление о действительности в целом, о всех важнейших ее сторонах. Один сотрудник редак­ции выполнить эту задачу не в состоянии.

В результате внешних и внутренних воздействий редакци­онная система развивается и совершенствуется, устанавлива­ются оптимальные в данной ситуации величина, состав и струк­тура редакции. Одним из важнейших факторов, определяющих эти ее характеристики, как и специфику организации ее рабо­ты, являются особенности журналистского труда.

Величина Редакционного коллектива

Как определить оптимальную для данной редакции вели­чину ее коллектива? Сколько работников — журналистов, тех­нических и коммерческих сотрудников могут обеспечить вы­пуск газеты или другого печатного периодического издания? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Можно лишь с уверенностью сказать, что для выпуска крупного пери­одического издания, например ежедневной областной газеты или многополосного политического или делового еженедель­ника, необходим крупный редакционный коллектив. А если речь идет о небольшом издании — районной газете, выходя­щей всего один или два раза в неделю, — величину редакции можно уменьшить. Но лишь до определенного предела: коли­чество сотрудников редакции должно быть достаточно для вы­полнения всех творческих и технических задач, связанных с подготовкой и выпуском газеты. В каждом конкретном случае, определяя величину редакции, придется учитывать множество факторов: периодичность выпуска издания, его формат и объем — количество полос в номере, особенности читательс­кой аудитории и квалификацию работников — уровень про­фессионального мастерства журналистов редакции и ее техни­ческих сотрудников. А также и возможности оплаты их труда.

 

Как нет двух одинаковых газет — они всегда чем-то различают­ся, так нет и одинаковых редакций — по их величине и другим характеристикам.

Однако в последнее время, особенно после экономического кризиса в России в августе 1998 г., под воздействием эконо­мических причин (подробно об этом — в курсе экономики СМИ), выявилась тенденция к сокращению — минимизации величины редакционных коллективов. При их формировании или изменении стремятся уменьшить количество штатных ра­ботников редакции, перепоручая выполнение их функций нештатным работникам. В редакции оставляют лишь тот мини­мум, который необходим для обеспечения выпуска периоди­ческого издания. Подобная минимизация величины коллектива возможна, разумеется, лишь при достаточно высоком профес- сиональном уровне работников, оставшихся в редакции. В про­питом случае руководителям редакции неизбежно придется вновь увеличить их численность, чтобы избежать срыва про­цесса выпуска газеты или журнала.

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности редакционного коллектива?

2. Кто и как определяет величину редакционного коллектива?

3. Как и почему различается состав редакций массового обще­
ственно-политического, делового и спортивного периодичес­ких изданий?

4. Каковы особенности системной структуры газетной редакции?

5. Назовите основные части функциональной структуры газет­
ной редакции. Каково их назначение?

6. Определите основные подразделения звена управления твор­
ческой части редакции.

7. Какова структура звена исполнения творческой части редак­
ции?

8. Какие службы входят в техническую часть редакции?

9. Назовите основные подразделения коммерческой части га­
зетной редакции и их обязанности.

10. Определите основные тенденции и причины изменения струк­
туры редакции печатного периодическою издания.

11. Чем различаются пирамидальная и плоская структуры газет­
ной редакции? Каковы их достоинства и недостатки?

 

: Глава 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: