1. Что вообще делает привлекательным тот или иной текст? Первый шаг на пути к этому ответу – попытка создания концептуального аппарата, методологии, которая позволила бы нам приблизиться к ответу на этот вопрос.
2. Методологический аппарат, который создается под эти задачи, назван нами аттрактив-анализ. Цель его – создание возможности для понимания той стратегии, которую автор философского текста выстраивает, преследуя простую целью, заключающуюся в том, чтобы его читали.
3. Категория «интересного» (как ее понимают А. Шопенгауэр и Я. Голосовкер, см.) является одной из ключевых в понимании стратегии привлекательности любого гуманитарного дискурса.
4. В рамках этого проекта мы отчасти развиваем идеи заложенные в известном исследовании Ж. Бодрийара «Соблазн». Видя в соблазне некую универсальную культурную практику Бодрийар придает ей отчасти негативный аксиологический характер. Он описывает ее как продукцию неких видимостей. Наша позиция основана на перодолении этой негативной аксиологии. Соблазняющее на самом деле рождается от соответствия «видимости» «природе и правде».
5. Анализ текста на предмет его «привлекательности» построен на прочтении скрытых посланий автора. Эти послания обращены к читателю и содержат в себе некое повествование о самом авторе, некий набросок его образа. Наш тезис заключается в том, что читатель философского текста отождествляет себя в первую очередь с автором этого текста. Это предположение выглядит правдоподобно уже по той простой причине, что отождествляться читателю просто больше не с кем. С другой стороны они п
6. Первый концепт, конституирующий образ философа мы обозначили термином «антиванитатизм» (vanitas, лат. – суета). Позиция философа формируется как отстраненная от так называемой реальной жизни, полной суетных преходящих интересов. Привлекательность этой позиции сформирована отчасти классовым интересом философа, психолога-теоретика, как стороннего описывающего наблюдателя. «Неучастие» в «суете» гарантирует отстраненный взгляд на все. Трудно представить себе в этом смысле более радикальный пример, чем философский дискурс М. Хайдеггера. В этой связи мы вспоминаем о его модусах повседневности бытия-в-мире – заметности, навязчивости, назойливости (М. Хайдеггер, 1997, с. 74).
|
7. Дилятационизм (dilatatiо, лат.- расширение). Тенденция к расширению пространства, охватываемого концептуальным взором (в терминологии гуссерлевской феноменологии – жизненного мира, ограниченного «горизонтом»). Экзистенциальный дискурс встраивает все обсуждаемые сингулярности в предельно крупномасштабный контекст. У Хайдеггера это бытие-в-мире, у
Ясперса - das Umgreifende (всеобемлющее).
8. К концепту «дилятационизм» примыкает и «антиредукционизм». Оба концепта связаны с пафосом преимущества большого идеологического пространства. Психоаналитический дискурс и дискурс, к примеру аналитической философии обладают намного меньшим пространством анализа. Пафос расширения пространства и обретения власти над ним. Возвышенное - более широкое, низменное, мелкое, суетное=земное осуществляется в более мелком пространстве, которое и предается поруганию. Преимущество религиозной позиции, неизбежность скатывания к ней.
9. Примаризм. Этот концепт описывает тенденцию философов добираться до неких первооснов в прошлом и коррелирует с предложенным нами ранее концептом архиниции (см. Сосланд А. И., 1999).Архиниция - концепт, обозначающий момент начала развития личности, некую исходную точку. Имеется ввиду некий первоисток, к которому личность обращается сознательно или бессознательно в течение всего жизненного пути. Или же речь идет о первотолчке, задающем сущностные характеристики. Можно видимо сформулировать некое "архиниционное" правило, которое звучит приблизительно так: "чем раньше мы сталкиваемся с каким-нибудь опытом или впечатлениями, тем более значительное, существенное воздействие они на нас оказывают". Вполне в этом духе следует воспринимать у М. Хайдеггера его построения в рамках концепта «забвение бытия». Согласно им «забвение бытия» идет от самых ранних этапов европейской философской традиции (кроме элеатов). Знаменитое Сартрово «существование предшествует сущности тоже построено на обращении к «сверхпервичному».
|
10. Экзистенциализм – безусловно, самое «пафосное» мировоззрение. Эстетика экзистенциалистского текста построена на обращении к «возвышенному» - категории, исчезнувшей из эстетического дискурса в ХХ веке. Нетрудно заметить выраженный антимещанский характер философствования.
11. Акутизм (acutus лат. – острый). Экзистенциалистское философствование всегда обостряет дискурсивную ситуацию, формируя определенное интенсивное поле переживания. Множество концептов, имеющих хождение в экзистенциалистских текстах, именно обостряют, интенсифицируют переживание реального. Это вина, страх, «бытие-к-смерти и т. д. Термин «пограничная ситуация» К.Ясперса (K.Jaspers, 1922, s. 229 - 280) отражает эту тенденцию в полной мере.
|
12. Экзистенциалистский дискурс носит отчетливо героический характер. «Человек приговорен к выбору», «неадаптивная активность» В. Петровского предполагает вполне очевидное движение в сторону жертвенно-аскетического жеста. Героизм, будучи высшей формой нарцистического позиционирования личности по отношению к действительности не подлежит, однако психоаналитической деконструкции в силу своего безусловного этического превосходства над любой деконструктивной позицией.
13. Кайнэрастия – стремление к новизне (см. Сосланд А. И., 1999). Благодаря исключительной распространенности хайдеггерианского дискурса произошло вполне естественное моральное изнашивание экзистеницализма в философском обиходе. Его исключительная востребованность послужила причиной его же собственного кризиса. Новое дыхание он обрел в психотерапевтическом пространстве.
14. Отсюда вытекает основная стратегия новой экзистенциалистской волны. она должна быть основана на обновлении концептуального аппарате и приближении к психотехнической практике.
Литература:
1. Бодрийар. Ж. Соблазн. – М.: Ad Marginem, 2000.
2. Голосовкер Я. Э. Интересное // Засекреченный секрет. – Томск: Водолей, 1998
3. Мамардашвили М. К., Соловьев Э. Ю., Швырев В. С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. - М.: Наука, 1972, c. 28-94
4. Сосланд А. И. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии. М.: Логос,.1999
5. М. Хайдеггер Бытие и время. – М.: Ad Marginem, 1997.
6. М. Хайдеггер Время и бытие. – М.: Республика, 1993.
7. Jaspers K. Psychologie der Weltanschauungen, 2 Aufl., Springer, Berlin, 1922.