К методологии психологического познания
Положительные аспекты экзистенциально-гуманистической психологии
n Вместо изучения самопрождаемой исследованием реальности (например, в многочисленных формирующих экспериментах) к исследованию реальности, социоисторически формирующейся и функционирующей по своим собственым «объективным» закономерностям (например, в феноменологических и психолингвистических исследованиях).
n От акцентировнаия ценности психологической практики (чаще всего понимаемой как практика психотерапевтическая и консультационная) к пониминию доминирующей ценности психологически обоснованного образования и воспитания.
n Наблюдается постепенный переход от стремления к недостижимой научной объективности к рефлексии субъективности (пристрастности) исследователей.
n Объединение в одну традицию экзистенциальной психологии (с ее акцентированием ценности существования, бытия) и гуманистической психологии (в том или ином виде акцентирующей ценность человеческой сущности - «идеальных представителей» человеческого рода как образцов для подражания», «пиковых переживаний как моментов, в которые проявляется сущность человеческой природы»
n намеченный в трудах (прежде всего Василюка, Леонтьева, Калитиевской) переход от феноменологии жизненных миров, экзистенции к типологии жизненных логик позволит перейти к новой парадигме знания и методологии познания.
Подводные камни (опасности) экзистенциально-гуманистической психологии
n возможно забвение двух базовых методолгических принципов исследования - историчности и диалектичности как в исследовании (доставшегося в наследство от античности, Гегеля, Маркса с Энгельсом, советских философов и филологов)
|
n возможно забвение или наоборот преувеличение значимости таких свойств психологического как прерывистость, эксцессивность
n в понятии «жизнетворчества» (и в вытекающей из него первичной ценности индивидуальности и индивидуально направленого целеполагания) возможно умаление ценностей социальных и ценностей внешней, предметной, преобразующей мир деятельности.
n В увлечении феноменологическми методами (включая некоторые типы экспертных оценок) кроется проблема маскировки феноменологическими исследованиями отсутствия собственно исследовательских методов, вплоть до затормаживания продвижения знания вообще.
n В акцентировании исследований уже существующей экзистенции возможна опасность отрицания тех явлений, фактов, которые не приобрели еще массового характера, возможно отрицание некоей «пассионарности» некоторыхлюдей, событий,
Актуальные проблемы:
· Проблема различения методов и критериев оценки результатов исследования: от задачи единообразия методов к проблеме (точнее к задаче) четкости критериев оценки получаемых разными методами фактов.
· Результаты исследования зависят прежде всего от используемых методов исследования, а затем уже от теоретических установок (аксиом) исследователя и от вычленяемого исследователем предмета исследования (аспекта или отрывка реальности). (Практически всегда «предметы дипломных и диссертационных исследований» корректировались/переформулировывались после получения результатов исследования.) В некоторых случаях можно даже говорить о том, что в гуманитарных исследованиях широкоприменяемый метод порождает объективность.
|
· Проблема структуры психологического не существует (из-за диахроничности «структурных» составляющих)
· Данные феноменологических, проективных и близких исследований могут считаться достоверными лишь при получении их на большой выборке и постоянном мониторинге (одних и тех же характеристик при единообразии критериев вне зависимости от единообразия методов получения данных).
· Достоверность как соответствие исследовательских аксиом и методов реальности опредляется применимостью результатов исследования на практике, в том числе применимостью для интерпретации и осмысления индивидуально-психологической и социально-исторической реальности (банальный, но неустаревающий тезис).
В.В. Знаков (Москва)
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИЛИ психологиЯ человеческого бытия? [1]
История психологии ХХ века представляет собой последовательную смену научных теорий, исследовательских подходов к изучению психики. В конце столетия наиболее ярким проявлением этого оказалось смещение интересов большой части психологов с когнитивной парадигмы на экзистенциальную, переход от изучения отдельных психических процессов и явлений к анализу целостных ситуаций человеческого бытия. Появилась экзистенциальная психология, предметом которой стали такие глобальные проблемы, как жизнь и смерть человека; свобода и детерминизм; моральный выбор и ответственность; общение и одиночество; смысл и бессмысленность, абсурдность существования.
|
В основе экзистенциального подхода к изучению человеческой психики лежит представление о базисном конфликте, конфронтации субъекта с данностями существования. Под последними имеются в виду глобальные жизненные факторы, являющиеся неотъемлемой составляющей бытия человека в мире – свобода, изоляция, бессмысленность и т.п. Отличительная особенность экзистенциального подхода состоит в стремлении противопоставить себя картезианской картине мира, согласно которой он состоит из отдельных объектов, в том числе – воспринимающих их и взаимодействующих с ними субъектов. Характерной чертой мировоззрения экзистенциалистов является их стремление преодолеть субъект-объектное расщепление мира. Они рассматривают человека не как «мыслящий тростник», воспринимающий и осмысливающий действительность, а как субъекта, обладающего активным сознанием и потому непосредственно участвующего в построении, конструировании реальности.
Обозревая весьма разнообразные и неоднородные концепции, объединившиеся под флагом экзистенциальной психологии, современный психолог не должен упускать из виду то, что лежит в основании этих концепций. А в основании находится философия экзистенциализма с присущим ей пессимистическим взглядом на человеческую природу. «Экзистенциальный человек» безуспешно пытается преодолеть вызывающие у него отвращение проявления своей телесной, материальной оболочки. Одновременно он с ужасом сознает, что это ему не дано: растворение себя в потоке мелких чувств и желаний, обыденных ситуаций всегда будет препятствовать постижению высшего смысла бытия. Неудивительно, что неизбежным и малоутешительным выводом экзистенциализма являются мысли об универсальности смерти как единственной антитезы бытию, бессмысленности и даже абсурдности существования человека: небытие не уравновешивает бытие, а активно опровергает его.
Экзистенциальная психология по существу представляет собой психологию индивидуализма. Она изучает отдельного человека, противостоящего враждебному ему миру и остающегося один на один с неизбежными жизненными противоречиями - добром и злом, своими желаниями и социальными ограничениями, наконец, жизнью и смертью. И.Д. Ялом называет такой модус существования человека экзистенциальной изоляцией.
Наконец очевидно, что экзистенциалистская ориентация в разных областях имеет глубоко интуитивный, а не эмпирический фундамент. Естественно, это означает скорее схватывание феноменологической целостности изучаемых явлений, чем установление достоверности выявленных закономерностей и воспроизводимости обнаруженных фактов. В отличие от научно-познавательной традиции, с экзистенциальной точки зрения исследовать - прежде всего означает отодвинуть повседневные заботы и глубоко размышлять о своей экзистенциальной ситуации. Иначе говоря, думать не о том, каким образом мы стали такими, каковы мы есть, а о том, что мы есть.
Однако нельзя не отметить, что в многообразии форм человеческого бытия есть немало сфер, знание о которых, по-видимому, и не может претендовать на объективность и достоверность, а должно оставаться интуитивным. В частности, к ним относятся психотерапия, психологическое консультирование и другие виды практической деятельности, связанные с необходимостью постижения внутреннего мира другого человека.
Вместе с тем ясно и то, что академические психологи, привыкшие искать закономерности и причинные связи даже там, где, опираясь на сегодняшние наши знания о психике, невозможно найти точных ответов на вопросы, относящиеся к коренным проблемам человеческого бытия, не могли удовлетвориться методами экзистенциального анализа. Вследствие этого в конце ХХ века возникла особая область психологической науки - психология человеческого бытия. К основателям психологии человеческого бытия следует отнести прежде всего В. Франкла и С.Л. Рубинштейна. Несмотря на принадлежность к совершенно различным социальным мирам и научным школам, двое выдающихся ученых высказывали поразительно сходные суждения о психологии человека. Основой сходства являются прежде всего почти одинаковые представления о должном - морально-нравственном императиве, который регулирует поступки субъекта, его представления о подлинно человеческом отношении к себе и другим.
Сходство научных взглядов двух ученых проявилось и в трех группах проблем психологии человеческого бытия, которые неизменно оказывались в центре их внимания. Рубинштейн говорит о проблемах взаимодействия субъекта с объектом, человека с объективной действительностью; отношениях субъекта с другими людьми и его отношении к себе. Франкл интерпретирует эти проблемы в терминах ценностей - смысловых универсалий, обобщающих опыт человечества. Он описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: труда (творчества), переживания и отношения.
В фокусе внимания психологов, исследующих закономерности психики человека с позиций психологии человеческого бытия, находятся фактически те же проблемы, однако подходы к их решению в двух названных направлениях психологической науки существенно различаются. Между психологией человеческого бытия и экзистенциальной психологией есть принципиальные различия, и некоторые особенности последней не позволяют исследователю эффективно, научно корректно изучать психологические особенности понимания мира субъектом.
Согласно экзистенциалистскому понятию существования, функции субъекта и объекта в бытии принципиально различны (объект «существует», а субъект «переживает»), то человек не познает объективный мир, а именно «переживает». Мало того, что в соответствии с этим тезисом постулируется если и не непознаваемость объекта, то уж во всяком случае несущественность познания мира, его малая значимость для самореализации человека. Это означает еще и акцент на сиюминутности: фокусировании внимания на тех эмоциях и чувствах, которые проявляются в данный момент. В экзистенциальной психотерапии это называется принципом «здесь и теперь». В результате получается, что человек пассивно отражает непознаваемые внешние стимулы, а не осуществляет свою жизнь как активно познающий, действующий и преобразующий мир субъект.
В отличие от этого, с позиций психологии человеческого бытия, психолог-исследователь не может ограничиться узнаванием того, что есть, выявлением субъектом понимания, например, смысла своей жизни. Человеческое познание и понимание устроено таким образом, что, понимая существующее, субъект всегда соотносит его со своими представлениями о должном. Следовательно, задача психолога состоит не в констатирующем описании особенностей наличного бытия человека. Это еще и оценка реального бытия с позиций идеальных представлений о нем, этических отношений, морального императива. Только таким способом можно понять психику субъекта не как данность, определенный временной срез, а как динамическое, процессуальное образование. В этом плане человека следует рассматривать не только как телесное существо, но и как духовное.
Субъектно-деятельностные основания психологии человеческого бытия изначально построены на представлении о том, что развитие человеческой психики происходит в общении людей, диалоге субъекта с миром. С этих позиций совсем иначе решается проблема так называемой «экзистенциальной изоляции». С позиций психологии человеческого бытия, к проблеме одиночества необходим дифференциальный подход. Он предполагает изучение психологических характеристик и выделение разных типов одиноких людей, а также поиски причинных связей между временным состоянием и длительным чувством одиночества. Эта проблема связана с индивидуально-психологическими особенностями восприятия человеком себя и своего окружения. При дифференцированном психологическом подходе к проблеме оказывается, что экзистенциальную изоляцию нельзя рассматривать как универсальную характеристику бытия человека, непременно порождающую чувство одиночества. Многое зависит от того, какими психологическими свойствами обладает субъект, какое место он занимает в обществе и как оценивает свои отношения с другими людьми.
Теперь о проблеме абсурдности и бессмысленности человеческого существования. Сторонникам психологии человеческого бытия присущ трезвый и реальный взгляд на место и предназначение человека в системе мироздания. Такая мировоззренческая позиция отвергает представления о безусловной абсурдности и бессмысленности человеческого существования. Психология человеческого бытия исходно направлена на анализ существования субъекта в мире с позиций «Я и другой человек». В этом ракурсе фундаментальные проблемы человеческой жизни видны под иным углом зрения. В частности, конечная точка земного пути человека, смерть, предстает не как безусловная трагедия. Отношение к ней субъекта определяется в зависимости от рассмотрения им себя, своей активности в мире, возможностей взаимодействовать с другими людьми и оставить после себя что-то если не значительное, то по крайней мере субъективно ценное. Этическое отношение субъекта к другим людям и себе коренным образом изменяет представление человека о трагическом финале бытия.
Итак, на вопрос, обозначенный в заголовке, следует дать такой ответ: не экзистенциальная психология или психология человеческого бытия, а экзистенциальная психология и психология человеческого бытия. Обращение психолога к принципам и методам той или другой области психологического знания обусловлено тем, чего он хочет достичь - получить научно достоверное знание или помочь человеку решить проблему в конкретной жизненной ситуации.