Бытие – это процесс и продукт интуитивной и осознанной, осмысленной активности. Активности по строительству-созданию и поддержанию - собственного жизненного мира и собственных самочувствия и деятельности в этом мире. Главными инструментами –орудиями в этом процессе выступают базисные представления человека, которые определяют характер и содержание активности - как внешней, так и внутренней. Результаты этой активности – определенным образом упорядоченное, осмысленное состояние жизненного мира и соответствующее самочувствие/состояние человека. Общей закономерностью формирования жизненного мира и соответствующего ему состояния человека является то, что внешние условия и события– лишь повод для осмысления (приписывания смысла), структурирования, упорядочивания их в определенную согласованную целостность бытия человека.
Рассмотрим здесь некоторые особенности позитивного мировоззрения.
1. Позитивное мировоззрение и самочувствие – это постоянные непрекращающиеся усилия, работа. Творческие работа, усилия по переосмыслению, переструктурированию, акцентированию в любой жизненной ситуации - и жизни в целом! – позитивного, светлого, радостного, оптимистичного содержания, сторон, аспектов. И за счет этого – создание позитивного представления о мире и жизни и позитивно заряженной жизненной реальности, жизненного мира. Такая жизненная «реальность» рождает и поддерживает конструктивную, созидательную энергию и активность человека» (в отличие от негативной, пессимистической «реальности», убивающей жизненную энергию). Тем самым происходит укрепление/упрочение жизненного мира в его основаниях.
2. Безусловное позитивное, радостное принятие любой жизненной ситуации. Это часто не спонтанный процесс, но сознательная работа, усилие. Человек осуществляет эту работу, опираясь на убеждения-представления, регулирующие его восприятие-отношение-осмысление любых жизненных ситуаций или обстоятельств. Вот лишь некоторые примеры подобных убеждений-представлений, извлеченные нами из фольклора, художественной литературы и кино: «Все, что ни случается – к лучшему!», «Ничто, кроме смерти, - не смертельно!», «…Надо благодарно принимать!», «… Господи, спасибо, что живу!» и др.
|
Важнейшим средством поддержания позитивного мировоззрения и самочувствия представляется также способность к юмору и смеху в любой конкретной ситуации и отношение с юмором к жизни в целом («…Капитан, улыбнитесь!»). Это удивительный источник жизненного тонуса и прилива жизненной энергии!
3. В результате такой работы мир человека для него самого предстает притягательным полем возможностей, требующих, побуждающих его к проявлению необходимой инициативы, активности, усилия, настойчивости. Здесь мы наблюдаем отмеченную выше удивительную и универсальную закономерность: созданный усилиями самого человека, определенным образом осмысленный, согласованный и упорядоченный мир поддерживает, укрепляет активность, которая создала его!
4. Безусловное позитивное принятие других людей такими как они есть, без стремления изменить их в соответствии со своими представлениями и без осуждения за их «несоответствие». Из такого принятия вытекает стремление строить отношения, взаимодействие с другими такими, как они есть. А это делает необходимым понимать других, активно разбираться в особенностях их устремлений и представлений, соотносить и согласовывать их со своими устремлениями и представлениями. Далеко не всегда это просто. Но это – действительное сотрудничество личностно (ценностно) равноправных партнеров. Итоги партнерского сотрудничества, несмотря, подчас, на всю его нелегкость, обычно намного конструктивнее и продуктивнее (позитивнее!), чем итоги подавления другого или отказа от своих интересов во взаимодействии с другими! В итоге позитивный жизненный мир становится еще «позитивнее»!
|
Более глубоким уровнем позитивного принятия другого является безусловная вера в позитивное, светлое, конструктивно-творческое сущностное («истинное») ядро любого другого как человеческого существа. Своей практикой подобного отношения к людям великие гуманисты всех времен и народов наглядно демонстрируют проявление в любом «реципиенте» этого отношения качеств и свойств, приписываемых ему безусловным позитивным принятием и верой. Позитивный мир становится еще «позитивнее»!
5. Безусловное позитивное самопринятие/самоотношение. Это вера в свои возможности и силы, в свое позитивное, светлое, творческое, сущностное ядро. Это видение своих недостатков и ошибок и работа по их преодолению, но без чрезмерных самоуничижения и самообвинения, убивающих конструктивную, позитивную жизненную энергию и активность. Это позволение себе «быть» –таким как есть, доверяя своим чувствам и интуиции, и доверяя позитивному принятию нас миром (это не исключает внимательного и точного понимания «себя истинного», своих аутентичных желаний и устремлений; наоборот, это, прежде всего,– следование им). Отсюда внутреннее спокойствие, уверенность, оптимальная собранность, а потому - удачливость, успешность в жизни. Или извлечение позитивного урока и позитивного жизненного опыта из неудачи.
|
В итоге мир «поворачивается» к человеку той стороной, в которую человек «верует», в данном случае, своей позитивной, светлой, чистой, радостной стороной. Причем для самого человека этот поворот вполне «реален», «объективен». Однако, собственно внешние условия и ситуации – только условие, повод, предпосылка –более или менее благоприятствующие такому повороту Причина этого «поворота» - та внутренняя субъективная работа осмысления, переживания, упорядочивания мира в целое, которую изо дня в день осознанно и неосознанно совершает человек.
Е.В. Улыбина
Между природой и культурой: пространство экзистенции как пространство индивидуального сознания [2]
Культурная среда, в которой живет человек, имеет сложную структуру. В качестве простейших элементов в ней можно, в след за М.М. Бахтиным, выделить официальную и народную смеховую культуры. Отношения официальной культуры и народной, Оно и Я личности могут быть графически представлены в форме треугольника.
Вставить Рисунок
Осуществляемое в карнавале движение от официальной культуре к неофициальной, от требований Сверх-Я к Оно представляет собой одну прямую линию. Две другие стороны треугольника образованы движением от Оно и от Сверх-Я к Я соответствуют процессам психоанализа, включающим урегулирование не только отношений с импульсами, но и с запретами. Что и делает процесс более сложным, нелинейным.
Я, личность, может существовать, лишь сохраняя внутреннюю дистанцию по отношению и к народной, и к официальной культуре, осуществляя рефлексию и импульсов Оно, и требований Сверх-Я. В случае потери или уменьшения этой отстраненности ее обеспечивают (восстанавливают) процессы карнавала и психоанализа. Представляя собой противоположно направленные силы, они удерживают отмеченные элементы в единой структуре.
Психоанализ соответствует силам, обеспечивающим автономию личности, ее самостоятельное существование «вне» официальных и неофициальных социальных систем, «вне» дискурса. Суммируя векторы психоанализа можно представить их как одну линию, растягивающую струну между культурой и инстинктами и увеличивающую внутреннее пространство.
Полученный треугольник может быть, при определенных допущениях соотнесен с треугольником, образованным составляющими структуры сознания согласно теории А.Н. Леонтьева. В этот треугольник входят: значение, чувственная ткань образа и личностный смысл.
В этом треугольнике официальная культура соответствует значению, чувственная ткань - уровню коллективного и индивидуального бессознательного, уровню смеховой культуры, а личностный смысл - собственно Я личности.
Отмеченная аналогия позволяет рассматривать индивидуальное сознание как точку пересечения процессов карнавала и психоанализа и определить место данных процессов в общем механизме формирования индивидуального сознания. Полученная площадь треугольника (пространство индивидуального сознания) тем больше, чем больше расстояние между составляющими его точками.
Дистанцирование Я и Сверх-Я, личности и официальной культуры задает натяжение, позволяющее существовать пространству сознания, дающего место индивидуальному субъекту.
Если продолжить дальнейший поиск сходства, то можно увидеть, что модель структуры сознания А.Н. Леонтьева близка структуре знака, представленной, в частности, в теории Г. Фреге. Именно аналогия со структурой знака позволяет понять смысл построенного треугольника. Его можно рассматривать как отражение траектории бесконечного движения выражаемого в языке содержания (информации, знания) между дискурсом официальной культуры, импульсами Оно в коллективном существовании, личностным смыслом автономного существования Я и последующим новым вписыванием в уже существующий дискурс, изменении существующей системы значений. Движение это очерчивает границы сознания, задавая (образуя) пространство индивидуального сознания. Если некоторое содержание принимается без искажения, без трансформации и на уровне официальной культуры, и не противоречит смеховой, и целиком интегрируется Я, то место сознания просто исчезает. Не совпадая с декартовским, субъект сознания, отмечает Тхостов, очень схож с истинным субъектом психоанализа - Оно, по отношению к которому Я и Сверх-Я есть измененные под воздействием сопротивления среды его части. При принципиальном согласии с данным утверждением считаем необходимым его дополнить, отметив, что если Сверх - Я формируется в том месте, где среда оказывает сопротивление, то Я формируется там, где Оно сопротивляется Сверх - Я, усвоенным границам. Индивидуальное сознание формируется и существует в месте сопротивления давлению социальных норм и в месте управления собственными физическими и психическими функциями, включающими импульсы Оно.
И карнавал, и психоанализ реализуют общий механизм функционирования и развития личности и культуры, обеспечивающий движение в обе стороны - между уровнем знаков и действий, между уровнем индивида и массы, культуры и природы. Официальная культура формируется в оппозиции к народной и существует за счет поддерживания различий, соблюдения дистанции. Я, субъект, существует лишь соблюдая дистанцию и с официальной и с народной культурой, и с импульсами индивидуального и коллективного бессознательного и с дискурсом. Между точками, образующими треугольник, существует напряжение, вызванное стремлением соединиться и невозможностью преодолеть различие, аннигилируемостью элементов при приближении друг к другу.
Противоположно направленное действие, сближающее точки треугольника, может оказывать сильно действующая идеология, целиком завладевающая личностью. Достоинством идеологии является ее относительная недолговечность и естественная смена в процессе исторического развития.
В настоящее время мы так же наблюдаем действие принципиально иного механизма движения содержания от официальной культуры к народной, от знаковой системы репрезентации к чувственной - рекламы. Как и карнавал она работает с уровнем бессознательного, переводя содержание с уровня знаков на уровень индексов, разрушая границы Я и обращаясь к архаическим уровням личности. Но в отличие от карнавала процесс совершается по инициативе «верхов», не предполагает осмеяния и снижения принимаемого содержания, не позволяя тем самым «низам» проявлять активность и преобразовывать содержание, не позволяет дистанцироваться от официальной культуры, усомниться в ее ценностях и занять стороннюю позицию. Это уже не медиация, а совмещение, устранение зазора. Реклама не служит посредником, средством перемещения, она устраняет само расстояние. Закон, противостоящий инстинктам, сливается с силой инстинктов. В результате нет дистанции, нет двух и более языков, нет возможности что-либо опускать, осмеивать и нет трансформации, развития. Результатом становится отсутствие закона, границ, а значит и разрушение пространства, в котором может существовать индивидуальное сознание и формироваться личность. Если обратиться к представленному выше треугольнику, то исчезновение расстояния между официальной и массовой культурой, между Оно и Сверх - Я приводит к исчезновению и всего пространства треугольника, очерчивающего пространство индивидуального сознания. Места для Я уже не остается.