На основании анализа системы понятий, относящихся к понятию “смысл” (смысловое образование) в разных подходах - смысловом (Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь, В.В.Столин и др.) и экзистенциально-гуманистическом (Р.Мэй, И.Ялом, Дж.Бьюдженталь и др.) - предложено систематическое описание личности, ее функций и дисфункций, в терминах смыслов.
Обоснованы и реализованы возможности совместного использования проективной методики - ТАТ и интерпретации сновидений и фантазий (предпринятого впервые Г.Мерреем в ином контексте), в качестве психодиагностического средства для краткосрочного консультирования, в системе понятий смыслового подхода (по схеме интерпретации Розова Н.С.).
Обоснован предмет диагностики в краткосрочном консультировании - состояние внутреннего диалога относительно основного намерения, концентрированно выражающего смыслы в актуальной ситуации.
Инструментами такой диагностики могут являться эмпатический диалог (базовый метод) и анализ проективной продукции, полученной в разных условиях (дополнительный метод).
В эксперименте приняли участие 10 женщин в возрасте 25 – 35 лет, 54 лет, проживающих в Екатеринбурге и обратившихся за помощью в психологическую консультацию.
Проведенное экспериментальное исследование с применением модели совместного использования ТАТ, интерпретации сновидений и фантазий позволяет утверждать:
1.Рассказ испытуемого о сновидении можно рассматривать как особую разновидность проективной продукции (в континууме: рассказ о себе и своей жизни - рассказ по более или менее определенному стимульному материалу, например, таблицам ТАТ - рассказ по таблице 16 ТАТ - рассказ о сновидении) и применять по отношению к ней, в частности, схему содержательной интерпретации ТАТ.
2.Проективная продукция в виде рассказов о сновидениях может интерпретироваться, как и рассказы по таблицам ТАТ, в терминах теории динамических смысловых образований, что позволяет использовать эти данные для диагностики смысловой сферы и создания условий для самоисследования в контексте консультирования. Экзистенциально-психологическая интерпретация символических образов рассказов оказалась чрезвычайно продуктивной.
3.Совместное использование ТАТ и интерпретации сновидений эффективно как доступ к разным составляющим системы динамических смысловых образований (ситуативным и устойчивым, в частности), презентующих разными способами субъективное значение одних и тех же явлений в разных контекстах и временной перспективе.
Подтвердилась гипотеза о неоднородной представленности смысловых образований в рассказах по ТАТ и рассказах о сновидениях и фантазии. Показаны три схемы совмещения данных ТАТ и интерпретации сновидений (ИС).
1) Концентрическое с фокусом на содержании сновидений распределение материала: интерпретация сновидений (фантазии) - комментарий к данным ТАТ.
Такая возможность обнаруживалась в случаях, когда испытуемые приводили в интервью обширный материал, касающийся событий настоящей жизни, прошлого, ожиданий, обнаруживали развитую рефлексию, богатое воображение, обследование по ТАТ выявляло много личностного материала и отбор значимого был затруднен. В этих случаях стояла задача выбора релевантного запросу и актуальной ситуации материала.
2) Концентрическое с фокусом на содержании ТАТ распределение материала: данные ТАТ - комментарий к образам сновидений.
В нашем исследовании такая возможность обнаруживалась в случаях, когда испытуемые проявляли рефлексию, несклонность фантазировать, предоставляли небогатые образами, деталями, но достаточно индивидуализированные рассказы по ТАТ, и, самое существенное, - представляли малоинформативные (без деталей, подробностей, часто встречающиеся у разных людей), и при этом повторяющиеся сновидения. В этих случаях темы ТАТ (особые рассказы) помогали выявить значимую для актуальной ситуации тему интрапсихического диалога.
3) Мозаичное распределение материала: простое дополнение ТАТ и ИС.
В нашем исследовании такая возможность обнаруживалась в случаях, когда испытуемые нерефлексивны, производят много клише, содержательно бедные рассказы по ТАТ, и единичные, без деталей, рассказы о сновидениях. В этих случаях ставится не задача выбора значимого содержания, а задача построения более или менее полной, целостной картины - реконструкции образа мира испытуемой.
4. Функциональность смысловых образований, обоснованную нами как соответствие личностного смысла явления его жизненному смыслу и родовой человеческой сущности, может установить только сам клиент, при условии выраженности интрапсихического диалога.
5.В краткосрочном консультировании применение модели совместного использования ТАТ и интерпретации сновидений эффективно для диагностики состояния интрапсихического диалога испытуемого относительно основного намерения в актуальной ситуации.
На основании анализа результатов эксперимента предложены карта структурирования информации о смысловых образованиях испытуемого и обоснованы различные стратегии консультирования.
Стратегии консультирования во всех случаях состоят в синтезе целостного представления и осмысления актуальной ситуации и намерения в ней, различаясь тем, за счет чего осуществляется этот синтез. Показаны возможности:
1) Синтез временной перспективы - восстановление представленности намерения и отдельных смысловых образований относительно прошлого, настоящего и различной степени удаленности будущего.
2) Синтез контекстов деятельности - восстановление представленности намерения и отдельных смысловых образований в структуре деятельности.
3) Синтез контекстов отношений - восстановление представленности намерения и отдельных смысловых образований в контекстах разных отношений (внутриличностных, межличностных, социальных).
4) Синтез целостной ситуации - восстановление представленности намерения и отдельных смысловых образований в структуре целостного опыта (побуждение, замысел, воплощение, результат).
Конкретная стратегия консультирования может использовать одну, несколько и все из этих возможностей.
Предложена возможность сокращения процедуры обследования путем тематического подбора картин ТАТ на основании интерпретации рассказа о сновидениях, как своего рода “ключа” к открытию актуально тем.
Данные этого исследования, как предполагается, могут быть использованы в организации психологической помощи клинически здоровым людям, затрудняющимся в решении актуальной “задачи на смысл” (Леонтьев А.Н.), как в ходе консультационного процесса, так и в ходе реализации специальной обучающей программы.