20~ти летний опыт психотерапевтической практики привел меня к идее соотнесения отрезков естественной индивидуальной истории, способов организации поля межличностного взаимодействия и представлений о шизоидной, нарциссической и невротической личности (G.Bаteson,1972; H.Kohut.,1971; O.Kernberg,1977)
Индивидуальная история, понимаемая как биологическая, психическая, социальная, духовная и т.д. активность, осуществляемая в ограниченный отрезок времени, начинается с момента... Здесь возникает вопрос, на который нет ответа. С момента зачатия или с момента рождения?
Момент рождения - это очень резкое изменение, с которым окружающий мир не может справиться мгновенно. Скорость жизненных процессов взрослого человека и младенца не совпадают, поэтому мать "сегодня" обращается с младенцем так, как это надо было "вчера", естественным образом формируя и поддерживая частичное отрицание факта существования младенца.
Можно предположить, что размеры части "Я", в существовании которой нет полной уверенности, играют важную роль в жизни конкретного человека, что, возможно, определяет формирование онтологически неуверенной, шизоидной, шизофренической личности по Р.Лэнгу (Р.Д. Лэнг, 1995).
Таким образом, период частичной размытости границ между двумя организмами, несовпадение во времени изменений, происходящих в одном субъекте, и признания их другим субъектом, можно рассматривать как естественный шизоидный период индивидуальной истории.
С момента, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, его взаимоотношения с миром претерпевают серьезные изменения. Мир представляется ему доступным для самостоятельного овладения. Ребенок во второй год жизни вступает во взаимодействие со многими чужими (не мамой) людьми, которые относятся к нему благожелательно. Это период жизни, когда ребенок хорош сам по себе, и социум не предъявляет ему никаких требований.
Таким образом, этот период можно рассматривать как естественный нарцистический отрезок индивидуальной истории, который заканчивается в тот момент, когда реальность начинает предъявлять к ребенку требования, которым он должен соответствовать (первое такое требование - туалет).
Соотнесение достижений и требований социума, а также поиск средств соответствия предъявляемым требованиям являются содержанием естественного периода индивидуальной истории, характеризующегося благотворной зависимостью от авторитетной фигуры.
Таким образом, можно говорить о шизоидном, нарцистическом и невротическом пласте естественного опыта.
Опираясь на вышесказанное, можно описать шизоидный, нарциссический и невротический способы организации поля межличностного взаимодействия.
Базовым событием в поле взаимодействия, устроенном по шизоидному типу, является внезапное "исчезновение - появление", сопровождающееся переживанием "ужаса - ярости".
Незавершенная задача развития - отделение, выход за оболочку, встреча с миром. Избегаемый опыт ~ присутствие в мире. В поле взаимодействия шизоидного типа можно встретиться с сопротивлением любым изменениям, изменениям как таковым.
Базовым событием в поле взаимодействий, функционирующему по нарцистическому типу является "овладение - потеря". Эмоции, сопровождающие это событие - "удовлетворение (восторг) – разочарование (возмущение)".
Незавершенной задачей развития в этом случае является нечто с приставкой "со": сосуществование с другими, сочувствие, сопереживание. Нарцисс, сам того не ведая, либо насилует, либо делает насильником другого. Нарцисс не знает ни сопереживания, ни стыда.
Базовым событием в поле взаимодействия, организованном по невротическому типу, является "сравнение себя и другого" с признанием различий. Признание несоответствия достижений предъявляемым требованиям субъективно переживается как стыд. Незавершенной задачей развития является поиск уникальных, автономных средств соответствия требованиям реальности - творческое приспособление.
Существует несколько способов обращения с ситуацией, вызывающей переживание стыда. Один путь состоит а поиске индивидуальных средств соответствия предъявляемым реальностью требованиям (здоровое творческое приспособление). Второй путь состоит в поиске образцов и попытке воспроизвести чужое решение (сохранение невротического способа организации взаимодействия с миром). Третий путь состоит в игнорировании требований реальности, что в сущности означает предъявление реальности своих персональных требований (сохранение нарциссического способа организации взаимодействия с миром). Четвертый путь состоит в отрицании факта собственного существования (сохранение шизоидного способа организации взаимодействия с миром).
Находясь в некоторой точке своей индивидуальной истории, что соответствует паспортному возрасту, человек сохраняет "зоны", где его взаимодействие с миром (другими людьми) устроено по шизоидному, нарциссическому или невротическому образцу. Если "зона", устроенная по одному из перечисленных образцов, оказывается доминирующей, можно говорить о шизоидной, нарциссической или невротической личности.
[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (грант 01-06-00180а)
[2] Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 00-15-98425