ШИЗОИДНЫЙ, НАРЦИССИЧЕСКИЙ И НЕВРОТИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ




 

20~ти летний опыт психотерапевтической практики привел меня к идее соотнесения отрезков естественной индивидуальной истории, способов организации поля межличностного взаимодействия и представлений о шизоидной, нарциссической и невротической личности (G.Bаteson,1972; H.Kohut.,1971; O.Kernberg,1977)

Индивидуальная история, понимаемая как биологическая, психическая, социальная, духовная и т.д. активность, осуществляемая в ограни­ченный отрезок времени, начинается с момента... Здесь возникает воп­рос, на который нет ответа. С момента зачатия или с момента рождения?

Момент рождения - это очень резкое изменение, с которым окружаю­щий мир не может справиться мгновенно. Скорость жизненных процессов взрослого человека и младенца не совпадают, поэтому мать "сегодня" об­ращается с младенцем так, как это надо было "вчера", естественным об­разом формируя и поддерживая частичное отрицание факта существова­ния младенца.

Можно предположить, что размеры части "Я", в существовании кото­рой нет полной уверенности, играют важную роль в жизни конкретного че­ловека, что, возможно, определяет формирование онтологически неуверен­ной, шизоидной, шизофренической личности по Р.Лэнгу (Р.Д. Лэнг, 1995).

Таким образом, период частичной размытости границ между двумя ор­ганизмами, несовпадение во времени изменений, происходящих в одном субъекте, и признания их другим субъектом, можно рассматривать как ес­тественный шизоидный период индивидуальной истории.

С момента, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, его взаи­моотношения с миром претерпевают серьезные изменения. Мир представля­ется ему доступным для самостоятельного овладения. Ребенок во второй год жизни вступает во взаимодействие со многими чужими (не мамой) людь­ми, которые относятся к нему благожелательно. Это период жизни, когда ребенок хорош сам по себе, и социум не предъявляет ему никаких требова­ний.

Таким образом, этот период можно рассматривать как естественный нарцистический отрезок индивидуальной истории, который заканчивается в тот момент, когда реальность начинает предъявлять к ребенку требова­ния, которым он должен соответствовать (первое такое требование - туа­лет).

Соотнесение достижений и требований социума, а также поиск средств соответствия предъявляемым требованиям являются содержанием естественного периода индивидуальной истории, характеризующегося бла­готворной зависимостью от авторитетной фигуры.

Таким образом, можно говорить о шизоидном, нарцистическом и невро­тическом пласте естественного опыта.

Опираясь на вышесказанное, можно описать шизоидный, нарциссический и невротический способы организации поля межличностного взаимо­действия.

Базовым событием в поле взаимодействия, устроенном по шизоидному типу, является внезапное "исчезновение - появление", сопровождающееся переживанием "ужаса - ярости".

Незавершенная задача развития - отделение, выход за оболочку, встреча с миром. Избегаемый опыт ~ присутствие в мире. В поле взаимо­действия шизоидного типа можно встретиться с сопротивлением любым из­менениям, изменениям как таковым.

Базовым событием в поле взаимодействий, функционирующему по нарцистическому типу является "овладение - потеря". Эмоции, сопровождаю­щие это событие - "удовлетворение (восторг) – разочарование (возмущение)".

Незавершенной задачей развития в этом случае является нечто с приставкой "со": сосуществование с другими, сочувствие, сопереживание. Нарцисс, сам того не ведая, либо насилует, либо делает насильником дру­гого. Нарцисс не знает ни сопереживания, ни стыда.

Базовым событием в поле взаимодействия, организованном по невро­тическому типу, является "сравнение себя и другого" с признанием разли­чий. Признание несоответствия достижений предъявляемым требованиям субъективно переживается как стыд. Незавершенной задачей развития явля­ется поиск уникальных, автономных средств соответствия требованиям ре­альности - творческое приспособление.

Существует несколько способов обращения с ситуацией, вызывающей переживание стыда. Один путь состоит а поиске индивидуальных средств соответствия предъявляемым реальностью требованиям (здоровое творчес­кое приспособление). Второй путь состоит в поиске образцов и попытке воспроизвести чужое решение (сохранение невротического способа органи­зации взаимодействия с миром). Третий путь состоит в игнорировании требований реальности, что в сущности означает предъявление реальности своих персональных требований (сохранение нарциссического способа организации взаимодействия с миром). Четвертый путь состоит в отрицании факта собственного существования (сохранение шизоидного способа орга­низации взаимодействия с миром).

Находясь в некоторой точке своей индивидуальной истории, что соответствует паспортному возрасту, человек сохраняет "зоны", где его взаимодействие с миром (другими людьми) устроено по шизоидному, нарциссическому или невротическому образцу. Если "зона", устроенная по одному из перечисленных образцов, оказывается доминирующей, можно гово­рить о шизоидной, нарциссической или невротической личности.


[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (грант 01-06-00180а)

[2] Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 00-15-98425



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: