| Перечень умений | Умение не проявляется | Умение проявляется | Умение свойственно | Умение хорошо развито | Не применимо |
| ОБЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ | |||||
| Границы | |||||
| * Способность устанавливать и придерживаться определенных рамок в лечении (времени, места, внешних деятельности/отношений, установленного плана; ориентированность на время) | |||||
| * Способность устанавливать и поддерживать профессиональные отношения | |||||
| * Способность понимать и предохранять пациента от излишних вмешательств в личное пространство; конфиденциальность | |||||
| * Способность заключать с пациентом финансовые договора, согласованные с контекстом лечения | |||||
| Терапевтический альянс | |||||
| * Способность устанавливать взаимопонимание | |||||
| * Способность понимать и развивать терапевтический альянс с пациентом | |||||
| * Способность распознавать разные формы терапевтических альянсов, включая негативные | |||||
| * Способность предоставить пациенту возможность активно участвовать в лечении | |||||
| * Способность распознавать и пытаться исправить затруднения в альянсе | |||||
| * Способность установить фокусировку на лечении | |||||
| * Способность обеспечить благоприятную обстановку | |||||
| Слушание | |||||
| * Способность слушать открыто и без суждений | |||||
| * Способность к содействию пациенту в свободном и открытом разговоре | |||||
| Эмоции | |||||
| * Способность распознавать и специфично описывать аффекты | |||||
| * Толерантность к прямым проявлениям враждебности, аффективности, сексуальности и других сильных эмоций | |||||
| * Способность распознавать и описать (супервизору) свои собственные аффективные реакции на пациента | |||||
| * Способность распознавать и преодолевать неуверенность ученика при обучении психотерапии | |||||
| Понимание | |||||
| * Способность к эмпатии состоянию пациента | |||||
| * Способность к выражению эмпатического понимания | |||||
| Использование супервизии | |||||
| * Способность устанавливать педагогический альянс с супервизором | |||||
| * Способность к внедрению в психотерапию материала, после работы с супервизором | |||||
| Устойчивость/защиты | |||||
| * Способность идентифицировать проблемы в сотрудничестве с лечащим врачом | |||||
| * Способность выявлять защиты в клинических проявлениях | |||||
| * Способность выявлять затруднения к изменению и понимание возможных способов управления ими | |||||
| Техники вмешательств (воздействий) | |||||
| * Способность удерживать фокус на лечении, когда это необходимо | |||||
| * Способность к конфронтации | |||||
| * Способность определять готовность к лечению и обеспечивать его окончание | |||||
| * Способность определять готовность пациента к определенным вмешательствам | |||||
| * Способность оценивать реакцию пациента на определенные вмешательства | |||||
| НАВЫКИ ДЛЯ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | |||||
| * Способность идентифицировать и эффективно начинать лечение подходящего для психодинамической психотерапии пациента | |||||
| * Способность идентифицировать аспекты текущего случая в понятиях теорий драйвов и защиты, интернализированных объектных отношений и компенсации личного опыта пациента | |||||
| * Способность связывать настоящее с прошлым. Это может продемонстрировать пониманием текущих паттернов мышления, чувств, действий и взаимоотношений пациента в ключе его или ее прошлого личного опыта | |||||
| * Способность определять, гибко и должным образом реагировать на разнообразные защиты в клинической картине | |||||
| * Способность противостоять, прояснять и интерпретировать прежде неосознанный и полу-осознанный материал в терапевтическом сеттинге | |||||
| * Способность содействовать выявлению скрытого значения клинического материала (такого как сны, ассоциации, трансферентный материал и т.д.) | |||||
| * Способность выявлять перенос и использовать его в терапии | |||||
| * Способность распознавать, сдерживать и использовать (в целях терапии) контрперенос | |||||
| * Способность поддерживать терапевтический альянс перед лицом переноса, путем использования концепций нейтралитета, абстиненции, эмпатии и поддержки, оказанной соответствующим образом | |||||
| * Способность обеспечивать окончание лечения в контексте психодинамической психотерапии | |||||
| НАВЫКИ ДЛЯ КРАТКОСРОЧНЫХ И КРИЗИСНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ | |||||
| * Способность быстро установить терапевтический альянс с пациентом | |||||
| * Способность определять травмирующее событие (стрессор) и реакцию пациента на него | |||||
| * Способность вычислять историю типичных копинг-механизмов пациента | |||||
| * Способность помогать пациенту в прявлении эмоций | |||||
| * Способность при необходимости нормализовать эмоциональные реакции пациента на события в кризисной обстановке | |||||
| * Способность ориентировать терапию на травмирующий кризис | |||||
| * Способность предоставлять поддержку пациенту | |||||
| * Способность активно слушать пациента с целью лучшего понимания | |||||
| * Способность обеспечивать психообразовательный подход к кризису | |||||
| * Способность помочь пациенту развить адаптивные копинг-механизмы и выявлять дополнительные источники поддержки | |||||
| * Способность устанавливать достижимые терапевтические цели совместно с пациентом | |||||
| * Способность быстро собирать коллатеральную информацию, когда это необходимо | |||||
| * Знание ресурсов общества и способность произвести своевременную и безопасную диспозицию | |||||
| НАВЫКИ ДЛЯ СОЧЕТАННОЙ ПСИХОФАРМАКОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ | |||||
| * Способность интегрировать биологический и психологический аспекты истории болезни пациента | |||||
| * Способность обеспечить психообразовательный подход к психическим заболеваниям и риску/пользе обычно назначаемых психотропных лекарств | |||||
| * Способность понимать, как эффект медикаментозной терапии может оказать значительное влияние на деятельность пациента; способность научиться определять, кж акие лекарства нужны для пациента | |||||
| * Способность использовать эффект плацебо для более эффективного назначения лекарств | |||||
| * Базовое понимание диагноза и специфической психотерапии и медикаментозной поддержки | |||||
| * Базовое понимание медико-правовых и психотерапевтических вопросов в контексте, когда один специалист назначает лекарства, а другой — проводит психотерапию: конфиденциальность, информированное согласие и сотрудничество | |||||
| * Способность использовать в лечебных целях концепцию переноса и контрпереноса при назначении лекарств | |||||
| * Понимание того, как назначение лекарств может помочь или помешать психотерапии, и как психотерапия может помочь или помешать медикаментозному лечению | |||||
| * Выявление психологических аспектов несоблюдения терапии | |||||
| НАВЫКИ ДЛЯ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | |||||
| * Способность установить когнитивную модель происхождения проблем пациента | |||||
| * Способность включить пациента в когнитивную модель | |||||
| * Способность использовать структурную когнитивно-поведенческую модель, включая поправку на настроение, ссылку на предыдущий сеанс, повестку дня сессии, обсуждение домашнего задания, резюме и обратную связь от пациента | |||||
| * Способность идентифицировать и выявлять автоматические мысли | |||||
| * Способность устанавливать и применять знание когнитивной триады депрессии | |||||
| * Способность использовать запись дисфункциональных мыслей как инструмент в лечении | |||||
| * Способность использовать активный график как средство терапии | |||||
| * Способность идентифицировать общие когнитивные ошибки в мышлении | |||||
| * Способность использовать поведенческие техники в качестве лечебного инструмента | |||||
| * Способность по окончании активной терапии должным образом и совместно с пациентом планировать сеансы поддержки, самопомощи и контрольные сеансы |