Глава I. Истоки предромантических идей в творчестве И.Н. Гуммеля




Курсовая работа

«На пересечении венского классицизма и австро-немецкого романтизма – Соната для виолончели и фортепиано A-dur И. Н. Гуммеля»

 

Введение

Глава I. Истоки предромантических идей в творчестве И.Н. Гуммеля:

1. Основные этапы творческого пути.

Глава II. Соната для виолончели и фортепиано A-dur И. Н. Гуммеля:

1. Претворение характерных черт классицизма

2. Особенности зарождения нового стиля – романтизма

3. Симбиоз классицизма и романтизма

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

 

Иоганну Непомуку Гуммелю Моцарт прочил великое будущее. В маленьком подопечном великий композитор слышал новые звучания, которых не находил у себя. Исполнительская стезя Гуммеля оказалась популярнее среди современников, нежели композиторская. Тем не менее, несмотря на вековое забвение, сегодня феномен Гуммеля привлекает внимание исследователей как особенностями своего стиля, стоящего на рубеже классицизма и романтизма, так и интерпретацией виртуозного концертного стиля, положившего начало блестящему романтическому стилю исполнителей XIX века.

Произведения Гуммеля зазвучали с концертных площадок; появились статьи, диссертации, сборники работ по результатам конференций, посвящённые всестороннему изучению уникума. Так, С. В. Грохотов в статье «Иоганн Непомук Гуммель – композитор, пианист, педагог» рассматривает феномен Гуммеля с позиции его влияния на развитие истории музыки, исследуя достижения в области педагогики, исполнительства и, конечно, сочинительства [6]. С позиции интерпретации исполнительства Шопена, Гуммеля в качестве его учителя изучает О. А. Скорбященская в диссертации «Адольф фон Гензельт (1814-1889) на пересечении западноевропейской и русской культур». Формообразование камерно-инструментального творчества композиторов рубежа XVIII-XIX веков изучает С.М. Стуколкина, посвятившая этой теме свою диссертацию. В контексте также затрагиваются интересующие нас темы классической и романтической сонаты – особенности её формирования и принципиальные отличия.

Цель исследования – выявить соотношение классицистских и романтических черт в Сонате для виолончели и фортепиано op. 104 A-dur И.Н. Гуммеля.

Для достижения поставленной цели исследования нами решались следующие задачи:

· Представить основные этапы творческого пути композитора;

· Дать общую характеристику камерно-инструментального творчества И.Н. Гуммеля;

· Выявить характерные черты классицизма в Сонате для виолончели и фортепиано op.104 A-dur;

· Определить зарождение характерных черт романтизма в Сонате;

· Выявить взаимовыгодный симбиоз характерных черт классицизма и романтизма.

Объект исследования – Соната для виолончели и фортепиано A-dur.

Предмет исследования – камерно-инструментальное творчество И.Н. Гуммеля.

Новизна исследования определяется возобновлением интереса исследователей к малоизученному творчеству композитора И.Н. Гуммеля, а также недостаточным освещением теоретических вопросов в области камерно-инструментального творчества.

Источники исследования: работы, посвященные камерно-инструментальному творчеству Гуммеля, публикации в сборниках работ, составленных по результатам конференций, а также труды, освещающие творческий путь композитора. Помимо этого, были изучены контекст эпохи, представленный в учебной литературе, модели сонат, характерные для эпох.

М етоды исследования: включили в себя изучение специальной литературы по вопросам, касающимся камерно-инструментального творчества И.Н. Гуммеля, а также сравнительно-исторический, культурологический, системно-аналитический и структурно-типологический методы.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы музыкантами-педагогами в теоретическом курсе (музыкальная литература, история музыки), а также оказать помощь молодым исполнителям в процессе освоения виолончельного репертуара.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и использованных источников, приложение.

Исследование творчества Гуммеля, произведения которого и сегодня привлекают внимание исполнителей, стремящихся интерпретировать сочинения в зависимости от собственного понимания его творчества, несомненно, определяет актуальный ракурс работы.

 

Глава I. Истоки предромантических идей в творчестве И.Н. Гуммеля

Наполеон обращается с миром, как Гуммель со своим роялем.

И то, и другое кажется нам одинаково непостижимым,

однако это так и происходит у нас на глазах.

И.В. Гете [6, с.115]

Сразу после смерти Иоганна Непомука Гуммеля, его творчество, совершенно незаслуженно, с нашей точки зрения, оказалось забыто, несмотря на огромное значение, которое оказал композитор и исполнитель для развития эпохи романтизма и логического завершения эпохи классицизма. Его достижения в области исполнительской интерпретации, использования новых музыкальных приемов стали связующим звеном между двумя эпохами. Ученик великого Моцарта, последователь Гайдна и друг Бетховена, Гуммель (1778-1837) стал примером, как для исполнителей, так и для композиторов новой эпохи. Шопен, Вебер, Мендельсон, Шуман, Лист и многие другие композиторы XIX века считали своим долгом обязательное изучение сочинений Гуммеля, ставших образцом для подражания. Так, Ференц Лист писал: «Ни один порядочный виртуоз игры на фортепьяно, имеющий всестороннее образование, не может и не имеет права игнорировать основные произведения Гуммеля» [5].

В 1828 году Тобиас Гаслинтер издает «Обстоятельное теоретическое и практическое наставление к фортепьянной игре» Гуммеля – пособие, ставшее настольной книгой великих виртуозов, таких, как Клементи и Черни, Шопен и Лист. Безусловно, исполнительское творчество Гуммеля оказало самое прямое влияние на его композиторское наследие, а творческий путь сформировал тот круг образов и характерных особенностей, которые позволяют говорить о принадлежности композитора в равной степени и к эпохе классицизма, и к эпохе романтизма. Обратимся же к творческому пути Иоганна Непомука Гуммеля.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: