Длинные, словно вышиваемые мелодии, более тонкая текстура аккомпанемента, постоянно «захватывающего» внимание слушателя. В Сонате для виолончели и фортепиано ор.104 много идей, впоследствии блестяще развитых композиторами-романтиками.
Интересно начало – во вступлении применяется прерванная каденция (этот оборот впоследствии будут повсеместно применять в своих сочинениях Ф.Шопен и Ф.Шуберт (пример 1).
Пример 1.
Обилие авторских ремарок также поражает – allegro grazioso, molto dolce, ma espressivo, tranquillo, con fuoco, morendo, giocoso – указывают на внимание композитора к эмоциональному плану Сонаты. Главная партия, проявив песенное начало в партии фортепиано в первом проведении экспозиции, вновь возникает уже в варианте солирующей виолончели. Приоритет мелодического начала настолько очевиден, что фортепиано «довольствуется» аккомпанирующими фигурациями. Первое проведение побочной партии отмечено вниманием к виолончели, которое уже не сменяется во втором проведении. Контраста с Главной партией не возникает – обе темы имеют вокальную природу интонирования и дополняют друг друга. Ремарки настроений в них очень близки – molto dolce и dolce.
Схематически форму первой части можно изобразить так:
Вступление | Экспозиция | Разработка | Реприза |
4,5 т. | ГП СП ПП ЗП 78 т. | ПП, СП 40,5 т. | ГП СП ПП ЗП 58 т. |
Заключение
Творчество И.Н. Гуммеля оказалось на стыке двух эпох. Оно оказало огромное влияние как на современников-классиков, так и на молодых представителей романтизма. В этой связи была рассмотрена Соната для виолончели и фортепиано ор.104 с целью выявления соотношения классицистских и романтических черт.
Для достижения поставленной цели исследования нами были решены следующие задачи:
|
· были изучены и охарактеризованы основные этапы творческого пути И.Н. Гуммеля;
· рассмотрено камерно-инструментальное творчество композитора в целом;
· выявлены характерные черты классицизма в Сонате для виолончели и фортепиано op.104 A-dur;
· определены характерные черты романтизма;
· Подытожен взаимовыгодный симбиоз характерных черт классицизма и романтизма.
Среди множества концертных практик Соната Гуммеля завоевала особую популярность. Её исполняли такие виолончелисты, как Пал Банда, Райнер Гинзель, Михал Канька, Иржи Барта, Марко Тестори, Чарльз Тённель и многие другие. При всё различии интерпретаций объединяет исполнителей построение романтической картины мира: сочетание концертной виртуозности и яркой образности, выделение эмоциональной стороны, особое внимание к протяженным мелодиям, дыханию, сопоставлению сфер лирических и собственно виртуозных.
Материалы исследования мы рекомендуем использовать не только педагогам теоретического курса (музыкальная литература, история музыки), но и молодым исполнителям в процессе освоения виолончельного репертуара. Безусловно, Соната для виолончели и фортепиано ор.104 будет продолжать привлекать внимание слушателей и исполнителей в силу удивительного сочетания мелодического богатства и яркой виртуозной концертности. Это сочетание духовного и физического помогло в одном произведении соединить черты совершенно разных эпох. Процитируем Гуммеля: «Чтобы овладеть хорошим исполнением и умением достигать каждый раз нужной выразительности, необходимо стать полным хозяином своих пальцев, т. е. овладеть всеми видами туше. Однако прийти к этому можно лишь путем тончайшего внутреннего ощущения пальцев вплоть до самых их кончиков, благодаря чему становится доступным удар любой силы от наибольшего до легчайшего прикосновения к клавише... Если исполнитель приобретет это тончайшее внутреннее ощущение и ему станут доступны все виды туше, это не только окажет воздействие на его слух, но через него постепенно и на чувство, которое станет чище и тоньше. В свою очередь это создаст в его душе предпосылки для подлинно хорошего исполнения и сделает его способным передать свои чувства слушателю, то есть играть выразительно» [6, с.138].
|
Список использованной литературы
1. Браудо И. А. Артикуляция. Л., 1961.
2. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков – 3 части / Л.В. Кириллина. – Москва: Моск. гос. Консерватория, 1996. – 192 с.; 2007. – 224 с.; 2010. – 376 с.
3. Конен В. История зарубежной музыки, вып. 3 – Москва: Музыка, 1989 – 530 с.
4. Магазинчик М. Исполнительский стиль Г.Бюлова и традиции романтизма// Стилевые особенности исполнительской интерпретации: Сб. науч. тр. / Моск. консерватория. М., 1985. С. 81-100.
5. Наливайко, Д.С. Искусство: направления, течения, стили / Д.С. Наливайко. – Киев: Мистецтво, 1981. – 288 с.
6. Ноймайр А. Музыка и медицина / А. Ноймайр [Электронный ресурс] https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/noimair1_1.htm
7. От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация. Вып. 3 / отв. ред. С. В. Грохотов — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. — 272 с.
|
8. Протопопов В. В. Очерки из истории инструментальных форм XVI начала XIX века. - М., 1979.
9. Скорбященская О. Адольф фон Гензельт (1814-1889) на пересечении западноевропейской и русской культур: дис. … д-ра наук: 17.00.02 / О. Скорбященская – Санкт-Петербург, 2021. – 333 с.
10. Стуколкина С. Соната для клавира и фортепиано в творчестве композиторов Австрии второй половины VIII – начала XIX веков: автореф. дис. … к-та искусствоведения: 17.00.02 / С. Стуколкина – Москва, 2002. – 200 с.
11. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. С.-Петербург, 1999.
12. Чинаев, В.П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры XVIII-XX веков (На примере фортепианного исполнительского искусства): автореф. дис. … д-ра искусствоведения: 17.00.02 / В.П. Чинаев – Москва, 1995. – 45 с.
13. Шонберг, Г Великие пианисты / Г. Шонберг. – Москва: Аграф, 2003 – 416 с.
14. Шуман Р. Письма: 1817-1840. Т. 1. М 1970.