Особенности зарождения нового стиля – романтизма




 

Длинные, словно вышиваемые мелодии, более тонкая текстура аккомпанемента, постоянно «захватывающего» внимание слушателя. В Сонате для виолончели и фортепиано ор.104 много идей, впоследствии блестяще развитых композиторами-романтиками.

Интересно начало – во вступлении применяется прерванная каденция (этот оборот впоследствии будут повсеместно применять в своих сочинениях Ф.Шопен и Ф.Шуберт (пример 1).

Пример 1.

Обилие авторских ремарок также поражает – allegro grazioso, molto dolce, ma espressivo, tranquillo, con fuoco, morendo, giocoso – указывают на внимание композитора к эмоциональному плану Сонаты. Главная партия, проявив песенное начало в партии фортепиано в первом проведении экспозиции, вновь возникает уже в варианте солирующей виолончели. Приоритет мелодического начала настолько очевиден, что фортепиано «довольствуется» аккомпанирующими фигурациями. Первое проведение побочной партии отмечено вниманием к виолончели, которое уже не сменяется во втором проведении. Контраста с Главной партией не возникает – обе темы имеют вокальную природу интонирования и дополняют друг друга. Ремарки настроений в них очень близки – molto dolce и dolce.

 

Схематически форму первой части можно изобразить так:

 

Вступление Экспозиция Разработка Реприза  
4,5 т. ГП СП ПП ЗП 78 т. ПП, СП 40,5 т. ГП СП ПП ЗП 58 т.

Заключение

Творчество И.Н. Гуммеля оказалось на стыке двух эпох. Оно оказало огромное влияние как на современников-классиков, так и на молодых представителей романтизма. В этой связи была рассмотрена Соната для виолончели и фортепиано ор.104 с целью выявления соотношения классицистских и романтических черт.

Для достижения поставленной цели исследования нами были решены следующие задачи:

· были изучены и охарактеризованы основные этапы творческого пути И.Н. Гуммеля;

· рассмотрено камерно-инструментальное творчество композитора в целом;

· выявлены характерные черты классицизма в Сонате для виолончели и фортепиано op.104 A-dur;

· определены характерные черты романтизма;

· Подытожен взаимовыгодный симбиоз характерных черт классицизма и романтизма.

Среди множества концертных практик Соната Гуммеля завоевала особую популярность. Её исполняли такие виолончелисты, как Пал Банда, Райнер Гинзель, Михал Канька, Иржи Барта, Марко Тестори, Чарльз Тённель и многие другие. При всё различии интерпретаций объединяет исполнителей построение романтической картины мира: сочетание концертной виртуозности и яркой образности, выделение эмоциональной стороны, особое внимание к протяженным мелодиям, дыханию, сопоставлению сфер лирических и собственно виртуозных.

Материалы исследования мы рекомендуем использовать не только педагогам теоретического курса (музыкальная литература, история музыки), но и молодым исполнителям в процессе освоения виолончельного репертуара. Безусловно, Соната для виолончели и фортепиано ор.104 будет продолжать привлекать внимание слушателей и исполнителей в силу удивительного сочетания мелодического богатства и яркой виртуозной концертности. Это сочетание духовного и физического помогло в одном произведении соединить черты совершенно разных эпох. Процитируем Гуммеля: «Чтобы овладеть хорошим исполнением и умением достигать каждый раз нужной выразительности, необходимо стать полным хозяином своих пальцев, т. е. овладеть всеми видами туше. Однако прийти к этому можно лишь путем тончайшего внутреннего ощущения пальцев вплоть до самых их кончиков, благодаря чему становится доступным удар любой силы от наибольшего до легчайшего прикосновения к клавише... Если исполнитель приобретет это тончайшее внутреннее ощущение и ему станут доступны все виды туше, это не только окажет воздействие на его слух, но через него постепенно и на чувство, которое станет чище и тоньше. В свою очередь это создаст в его душе предпосылки для подлинно хорошего исполнения и сделает его способным передать свои чувства слушателю, то есть играть выразительно» [6, с.138].

 

Список использованной литературы

1. Браудо И. А. Артикуляция. Л., 1961.

2. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков – 3 части / Л.В. Кириллина. – Москва: Моск. гос. Консерватория, 1996. – 192 с.; 2007. – 224 с.; 2010. – 376 с.

3. Конен В. История зарубежной музыки, вып. 3 – Москва: Музыка, 1989 – 530 с.

4. Магазинчик М. Исполнительский стиль Г.Бюлова и традиции романтизма// Стилевые особенности исполнительской интерпретации: Сб. науч. тр. / Моск. консерватория. М., 1985. С. 81-100.

5. Наливайко, Д.С. Искусство: направления, течения, стили / Д.С. Наливайко. – Киев: Мистецтво, 1981. – 288 с.

6. Ноймайр А. Музыка и медицина / А. Ноймайр [Электронный ресурс] https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/noimair1_1.htm

7. От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация. Вып. 3 / отв. ред. С. В. Грохотов — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. — 272 с.

8. Протопопов В. В. Очерки из истории инструментальных форм XVI начала XIX века. - М., 1979.

9. Скорбященская О. Адольф фон Гензельт (1814-1889) на пересечении западноевропейской и русской культур: дис. … д-ра наук: 17.00.02 / О. Скорбященская – Санкт-Петербург, 2021. – 333 с.

10. Стуколкина С. Соната для клавира и фортепиано в творчестве композиторов Австрии второй половины VIII – начала XIX веков: автореф. дис. … к-та искусствоведения: 17.00.02 / С. Стуколкина – Москва, 2002. – 200 с.

11. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. С.-Петербург, 1999.

12. Чинаев, В.П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры XVIII-XX веков (На примере фортепианного исполнительского искусства): автореф. дис. … д-ра искусствоведения: 17.00.02 / В.П. Чинаев – Москва, 1995. – 45 с.

13. Шонберг, Г Великие пианисты / Г. Шонберг. – Москва: Аграф, 2003 – 416 с.

14. Шуман Р. Письма: 1817-1840. Т. 1. М 1970.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: