Исследователи творчества Гуммеля Д. Циммершид и Р. Юнг выделяют три основных периода деятельности [6, с. 123].
Первый период (1792-1811) – формирование Гуммеля как музыканта. В это время Гуммель осваивает композиторскую технику и много экспериментирует. Детский период – 1778-1786 годы. В доме всегда звучала музыка, так как отец Иоганна Непомука был придворным скрипачом. Родители рано заметили талант ребенка, и потому детство мальчика было насыщенно музыкальными занятиями.
В 1787 году произошла судьбоносная встреча Гуммеля с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Живя и обучаясь у прославленного мастера, Гуммель получил ценные уроки. Вскоре произошло первое публичное выступление, где Гуммель сыграл с оркестром.
Опыт Леопольда Моцарта вдохновил отца Гуммеля на крупное гастрольное турне, которое состоялось на рубеже 80-х-90-х годов. Так, с 1788 по 1793 годы Гуммель покоряет города Европы, а в 1791 году знакомится с Й. Гайдном. В 1792 году Гуммель исполнил концерт Моцарта, а также представил широкой аудитории собственную сонату. Безусловно, это сыграло знаковую роль в признании юного дарования.
По возвращении в Вену Гуммель берет уроки у Георга Альбрехтсбергера и Антонио Сальери – опытных педагогов, имевших высокий авторитет в сфере исполнительства и сочинения.
Таким образом, тесно контактируя с мастерами музыкального мира эпохи классицизма, Гуммель вскоре завоевал признание публики, как блестящий пианист. Газеты наперебой отмечают прирожденный талант пятнадцатилетнего исполнителя; К. Черни подчёркивает элегантность, вкус и фантазию исполнителя [5].
1790-е годы – начало дружбы Гуммеля и Бетховена, несмотря на разжигаемую в прессе «борьбу» двух исполнителей. Перед отъездом Гуммеля из Вены Бетховен посвятил ему канон «Ars longa — vita brevis», подписавшись: «Счастливого пути, мой милый Гуммель, вспоминайте иногда Вашего друга Людвига ван Бетховена. 4 апреля 1816 года».
|
Первый период завершает руководство Гуммелем капеллой князя Миклоша Эстергази в Айзенштадте в 1804-1811 годы. У молодого автора появилась возможность проявить себя с точки зрения композитора. В его обязанности входило сочинение театральной и духовной музыки. В это время он пишет 22 духовных сочинения, оперы и танцевальные сюиты для открытых венских балов. В этой области исследователи отмечают очевидную причастность Гуммеля к ряду основоположников венского вальса. Для фортепиано в это время композитор пишет две сонаты Es-dur ор.13 и f-moll ор.20, а также Фантазию Es-dur ор.18.
Второй период – зрелый, охватывает 1811-1818 года. Это период работы в Вене и Штутгарте и создание сочинений, в которых уже в полной мере проявился индивидуальный стиль композитора [6].
После работы у князя Эстергази Гуммель вновь возвращается в Вену. Он занимается педагогикой, композицией, исполнительством и издательской деятельностью. Гуммеля привлекают миниатюры с их характерной мимолетностью передачи настроения. Фантазия, каприс – обращение к нехарактерным для классицизма жанрам отражает увлечение композитора романтическими веяниями. В этот период возникает его септет d-moll ор.74 – вершина творчества этого периода.
С 1816 года Гуммель возобновляет гастрольные поездки – Прага, Вена, Мюнхен, Берлин, Дессау, Варшава, Петербург, Москва, Дерпт, Кенигсберг, Рига, Амстердам, Гаага, Роттердам, Утрехт, Париж, Лондон, Линц, Дрезден, Бреслау. Постепенно интерес к Гуммелю иссякает, а затем переходит в критику. Наступает новое время, когда публика боготворит Листа и Паганини [5].
|
Поздний период – веймарский (1819-1837). В это время были созданы самые оригинальные произведения, насыщенные характерными чертами эпохи романтизма, которые впоследствии будут развивать композиторы последующих поколений.
В 1819 году Гуммель вновь возвращается на службу. Он приглашён занять должность капельмейстера придворной капеллы в Веймаре – столице великого герцогства Саксен-Веймар-Айзенах. Из-за ухудшения здоровья, Гуммель сокращает количество гастрольных концертов.
В 1837 году Иоганн Непомук Гуммель умирает, но его творчество продолжает жить в новом направлении искусства, зародившемся внутри блестящей эпохи классицизма [6].
В первые веймарские годы наряду со светскими кантатами, предназначенными для дворцовых празднеств, Гуммель создал самые лучшие свои фортепианные произведения: Сонату fis-moll ор. 81, Концерты h-moll ор. 89, As-dur ор. 113. Именно они, наряду с Септетом, прославили Гуммеля-композитора и привлекли к себе внимание музыкантов следующего романтического поколения. Выявлению общих стилевых характеристик камерно-инструментального творчества Гуммеля посвящён следующий параграф.