ДИЗЕЛЬ 10Д100 Характеристика
1. Транспортный
2. Среднеходный
3. Двухтактный
4. Вертикальный
5. Однорядный
6. Встречнодвижущимися поршнями
7. Безкомпрессорный
8. Щелевой
9. Камерный
10. С нагнетателями воздуха (двухступенчатый)
БЛОК ДИЗЕЛЯ 10Д100
Выполнен из листовой стали сварной конструкции,
горизонтальных и вертикальных листов,
разделен на следующие отсеки──
── По вертикали:
1. Отсек управления,
2. Отсеки десяти цилиндровых гильз,
3. Отсек вертикальной передачи;
── По горизонтали:
1. Верхнего коленчатого вала,
2. Отсек воздушного рессивера,
3. Отсек топливной аппаратуры,
4. Отсек выхлопного коллектора,
5. Отсек нижнего коленчатого вала.
В горизонтальных и вертикальных листах имеются вырезы, отверстия,
окна для размещения узлов и элементов.
Толщина листов от 6 мм до 25 мм, бугели (постель для коренных шеек
коленчатых валов) толщиной 72 мм.
КОЛЕНЧАТЫЕ ВАЛЫ
Литые (высококачественного чугуна), пустотелый для легкости,
вес ── 1080 кг.
Состоит: 12 - коренных шеек (11-я радиальноупорная)
диаметр коренных шеек ── 203,88 мм
10 - шатунных шеек
диаметр шатунных шеек ── 174,88 мм
Шатунные шейки соединены с коренными при помощи щек.
Шатунные шейки смещены по оси от коренных на 127 мм, что обеспечивает
ход поршней 254 мм.
Шатунные шейки смещены по отношению друг к другу по порядку работы
цилиндров на 36".
Порядок работы цилиндров 1-6-10-2-4-9-5-3-7-8.
Коленчатые валы зеркально отображены с опережением нижнего коленчатого
вала на 12".
Смазка ── от каждой коренной шейки к двум шатунным соответственно от
двух коренных шеек к одной шатунной.
КОРЕННЫЕ ПОДШИПНИКИ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ
(Вкладыши)
Бронза ОЦС3-12-5, литые, залиты баббитом БК2 (центробежным способом).
Ширина вкладышей - 76 (-0,4)мм,
Опорно-упорного (радиально-упорного)- 102 (-0,12)мм
┌───────────────────────────────────────────────┐
│ Толщина вкладышей по ремонтным градациям в мм │
├─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤
│ 0 │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │
├─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│19,00│19,25│19,50│19,75│20,00│20,25│20,50│20,75│
└─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘
Заливка баббита при всех градациях - 0,5 (+ 0,2, - 0,2)мм.
Суммарный зазор на масло - 0,15 - 0,23мм.
Осевой разбег коленчатого вала - 0,12 - 0,24, брак 0,55мм.
Торцовый натяг должен быть - 0,13 - 0,16мм
ЦИЛИНДРОВАЯ ГИЛЬЗА
Гильза из чугуна.
Лапы с отверстиями для крепления и резьбовые для выемки и
транспортировки.
Внутренний диаметр 207 мм.
Высота 1090 мм.
Впускных окон ─ 16.
Выпускных окон ─ 10.
В буртах имеются ручьи для установки резиновых уплотнительных
колец, для гирметичности следующих полостей:
а) воздушной,
б) водяной,
в) газовой.
В средней части гильзы снаружи ребра для направленного движения
воды и лучшей теплоотдачи.
В гильзе резьбовые отверстия для крепления адаптеров двух
топливных форсунок и одного индикаторного крана.
Внутренняя полость гильзы холенгуется (полируется).
В стальной рубашке резьбовые отверстия для крепления патрубков
подвода (одно) и отвода (два) воды.
АДАПТЕРЫ
Для крепления топливных форсунок или индикаторных кранов и
гирметичности водяной полости рубашки.
ИНДИКАТОРНЫЙ КРАН
Для сообщения камеры сгорания с атмосферой:
а) - в случае выключения с работы цилиндра, выключив ТНВД;
б) - для облегчения проворота коленчатых валов при запуске дизеля
от слабой аккумуляторной батареи;
в) - для выброса масла с камер сгорания (масляный клин) проворотом;
г) - для определения цилиндра с пробоем газа в картер - ЗАПРЕЩЕН;
д) - для измерения индикаторного давления в цилиндре при реостатном
испытании.
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА
Для передачи вращения при запуске от нижнего колен. вала
к верхнему, при работе дизеля для передачи мощности от верхнего
колен. вала к нижнему. Нижний колен. вал опережает, при вращении,
верхний на 12"
Состоит:
Верхний корпус (подшипниковый щит),
Нижний корпус (подшипниковый щит),
Полые валы(верхний,нижний),
Конические с спиральным зубом шестирни,
Муфта,
Торсионный вал,
Шлицевая втулка,
Штуцер для подвода смазки к подшипникам.
ШАТУННО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА.
Порядок сборки
1. Шатун, крышка, бронзовые вкладыши с баббитовой заливкой и
призонные болты для крепления к шатунной шейки коленчатого вала
(верхний шатун короче, канал для подвода смазки к поршню - 16 мм,
у нижнего шатуна - 20 мм).
В головке шатуна стальная с бронзовой втулкой, которая для смазки
и направленного вращения плавающего стального пальца имеет косые
нарезки (ручьи).
2. Алюминивая ползушка (след уплотнительного кругового поеска шириной
не менее - 4 мм);
3. Пружина;
4. Вставка с бронзовыми втулками с косыми нарезками (ручьи);
5. Плавающий палец стальной (цементирован);
6. Поршень;
7. Стопорное кольцо.
ПОРШЕНЬ из чугуна:
─ Головка (сковородочного типа) покрыта - хромом(электролиз)
─ Юбка покрыта ─ полудой (электролиз)
─ Днище - внутри "стакана" с ручьями для прохода охлождающего масла
ВСТАВКА из чугуна:
─ Внутренняя опорная плита.
─ Регулировочные прокладки (для регулировки камеры сжатия).
─ Наружная упорная плита.
─ Регулировочные прокладки (для ликвидации зазора при креплении
стопорным кольцом).
─ Стопорное кольцо
КОЛЬЦА
из чугуна покрыты полудой (электролиз)
Четыре компрессионные из них -
- два с лабиринтной нарезкой
- два с латунными вставками для лучшего притерания.
Устанавливаются через один.
Два маслосъемных с прорезями для съема большого количества
масла.
Одно маслосрезывающее с козырьком для съема остатка смазки.
ВОЗДУХООХЛАДИТЕЛЬ
Воздух после сжатия двумя нагнетателями (турбокомпрессором и
воздуходувкой) нагревается.
Для увеличения весового заряда воздуха перед входом в воздушный
рессивер дизеля охлаждается в воздухоохладителях водой.
Вода по трубкам в охладителе делает три хода.
По наружней поверхности каждая трубка обкручена спиральной пружиной
для лучшей теплоотдачи воздуха.