Послереволюционная лирика
К Октябрьской революции Мандельштам отнёсся без восторга, хотя крушение империи принял как закономерность. Он предчувствовал наступление «сумерек свободы». В своих публицистических работах Мандельштам охарактеризовал послереволюционный период как время «предательства филологии», «антифилологичную» эпоху [Мандельштам О.Э. Государство и ритм / О.Э Мандельштам. — 1918].
В 1922 г. вышла 2-ая книга стихов Осипа Эмильевича — «Скорбь », по аналогии со «Скорбными элегиями» Овидия — одного из своих любимых поэтов), в которой утверждается неизбежность расставания с прошлым, необходимость вечного движения к обновлению. В стихах второго сборника возникает образ неостановимого движения времени, обладающего разрушительной силой:
«Стихи о неизвестном солдате »(1937) — одно из самых вершинных, гениальных творений О. Мандельштама — является одновременно одним из самых значительных произведений мировой поэзии XX века. Написано оно в разгул Красного террора в России. Во время окончательного становления Фашизма на Западе. Между Первой и Второй Мировой войной…
Смысл названия
Первые могилы неизвестного солдата появились в Париже и Лондоне после Первой мировой войны. Мандельштам отсылает читателя к французскому памятнику, так как в произведении упоминаются детали наполеоновских войн. В России же подобное сооружение появилось позже и было посвящено подвигу советских солдат в Великой Отечественной войне.
Кроме того, название соотносится с темой войны в целом. Солдаты гибнут безызвестными и попадают в братскую могилу. Невозможно учесть всех погибших на войнах, когда-либо сотрясавших мир. Хоть в заглавии и используется форма единственного числа («о неизвестном солдате»), повествование разворачивается по всему миру, говорится о множестве войн. Так, это стихотворение о солдатах, которые погибли на войне и ушли без следа, лишившись имени.
|
Сам Мандельштам в конце концов оказывается неизвестным солдатом: он погибает в дальневосточном пересылочном лагере и оказывается в братской безымянной могиле. В строках «столетья обступают меня огнём» он метафорически выразил и связь с двумя разными эпохами, и трагичность собственной судьбы.
▪︎ Размер стихотворения «Стихи о неизвестном солдате» — анапест с чередованием женской и мужской рифм.
«Стихи о неизвестном солдате» — основное стихотворение «Третьей Воронежской тетради». Оно само по себе является циклом, вокруг которого располагаются дополнительные тематические (и словесные) циклы.» В частности, «небесные» стихи. Предтечей «Солдата» безусловно является стихотворение, написанное еще в 1923 г. — «А небо будущим беременно … — Как видно из этих строчек основные темы для будущего шедевра уже намечены.
Темы «Стихи о неизвестном солдате»
Тема Неба, Тема Войны и Смерти, Тема Человека во Вселенной, Тема Будущего. В этом произведении уже взята та непостижимая метафизическая высота Слова, которая позже повторится — в «Солдате». Стихотворения «Стихи о неизвестном солдате» разнообразная тематика, что соответствует масштабности повествования, той бесконечности, исторической и географической, которую пытается охватить поэт.
|
Одной из тем стихотворения стало воспоминание о Первой мировой войне и вырастающая из этой трагедии угроза новой мировой войны. К сожалению, это стихотворение оказалось пророческим, и спустя несколько лет разразилась Великая Отечественная война, унёсшая ещё больше жизней.
Следующая тема носит философский и историософский характер: человек, как жертва войн современности. Напрямую упоминаются сражения Наполеона I: битва при Лейпциге, или Битва народов, считавшаяся крупнейшим сражением в истории вплоть до Первой мировой войны. Помимо этого — битва при Ватерлоо, последнее крупное сражение императора Бонапарта, и Египетские походы. От них контекстуально простраивается связь с Первой мировой. Сюда же могут быть отнесены и репрессии советской эпохи, с которыми Мандельштам столкнулся напрямую. Тема войны тесно связана с темой смерти.
Одновременно с «Солдатом», в 1937 г. были написаны еще несколько стихотворений, ступеньками ведущие, подготавливающие нас к той головокружительной вершине, которая предстоит в итоге.
Билет_35.Трагическое и комическое в творчестве М. Булгакова.
Собачье сердце
Комическое — обязательная принадлежность даже таких отнюдь не смешных произведений Булгакова, как роман «Мастер и Маргарита», которая дает возможность автору, позволившему читателю рассмеяться, заставить его заплакать на пике смеха. Комическое в этих произведениях только очень тонкий верхний пласт, чуть прикрывающий рвущуюся наружу трагедию. «Собачье сердце» в этом отношении книга очень характерная.
|
В повести соотношение смешного и трагического очень неравномерно, поскольку к первому относится незначительная часть внешней, событийной линии. Все остальные грани — приоритет второго.
Судьба дома в Обуховом переулке соотносится с судьбой России. «Пропал дом», — говорит профессор Преображенский после вселения в его дом I жилтоварищей. То же мог бы сказать Булгаков о России после захвата власти большевиками. Нелепо выглядящие, невоспитанные и практически незнакомые с культурой мужчины и женщина, на женщину не похожая, читателю вначале могут показаться смешными. Но именно они оказываются пришельцами царства Тьмы, вносящими дискомфорт в бытие не только профессора; именно они во главе со Швондером «воспитывают» в Шарике Шарикова и рекомендуют его на государственную службу.
Шариков сам по себе смешной. Пытается освоиться в новом качестве. Комичные ситуации вроде потопа.
Но на самом деле нет ничего смешного в образе новопроизведенного человека Шарикова (за исключением, может быть, оттенка этого смешного в напыщенных и самовозвеличивающих внутренних монологах Шарика), ибо над уродством — духовным и телесным — смеяться может только тот, кто им же и отмечен. Это отталкивающе-несимпатичный образ, но Шариков сам по себе носителем зла не является. Только оказавшись полем того самого сражения Тьмы и Света за его душу, он в конце концов становится рупором идей Швондера — большевиков — Сатаны.
Мотив предательства учителя (Преображенский) неблагодарным учеником (Шариков) усиливает впечатление трагизма от самого факта предательства
Библейским является мотив потопа, хотя он и переведен Булгаковым в комедийный план: неумение Шарикова обращаться с водопроводными кранами приводит действительно к катастрофе, к «великому потопу», от которого страдает прекрасная квартира профессора.
Характерно, что случайно запершегося в ванной Шарикова Зина называет «чёртом». Сцена эта как бы пародирует гибель погрязшего в грехах и пороках мира. И эта тема — тема гибели цивилизации, культуры — станет сквозной в творч. Булгакова. – трагическое + комическое.
Аналогичная тема присутствует в «Мастере и Маргарите», где на сцену выходит уже сам Властелин Тьмы. Но скрытый за множеством из них для героев романа, он и его слуги многих ставят в смешное положение, позволяя обозреть другим все человеческие и общественные пороки (представление в Варьете – зрители, алчущие легких денег, дамы – французский платьев – все хотят лишь отдыхать и веселиться и далее). Лишь в случае с Иваном Бездомным нелепые и ужасные происшествия способствуют очищению внутреннего мира поэта от наносного и дают возможность ему приблизиться к постижению истинного.
Смешные эпизоды стык-в-стык расположены с фрагментами о страданиях Мастера, с романом о Понтии Пилате и повествованиями о Иешуа ГаНоцри.