Билет_24. Социальная сатира М. Булгакова.




* Вспомним, что такое сатира и каков предмет ее изображения.

▪︎ Сатира — вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т. д.). Предметом сатиры служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры — противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры. Ирония — смешное скрывается под маской серьезного. Юмор — серьезное скрывается под маской смешного. Сарказм — высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

Средства сатиры. 1) гиперболизм, гротескность; 2) несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием; 3) контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.

Роковые яйца

Действие повести «Роковые яйца» (1925) перенесено в недалекое будущее — 1928 год, когда новая экономическая политика будто бы привела к резкому подъему уровня жизни народа. Однако в этом новом, преуспевающем обществе гениальное открытие профессора Персикова, которое могло бы принести вселенское благо, неожиданно оборачивается трагедией, катастрофой, оказавшись в руках людей полуграмотных и самоуверенных, той новой бюрократии, которая выросла вместе с революцией и еще более укрепилась в эпоху нэпа. Профессор Персиков гибнет от рук объятой ужасом толпы, и вместе с ним — его великое открытие.

Такова внешняя фабула повести, ее лежащий на поверхности план. Но наиболее значительные булгаковские произведения всегда многослойны, имеют несколько уровней восприятия, побуждают читателя к активной мыслительной работе. Так и в случае с «Роковыми яйцами». Если приглядеться повнимательнее, то обнаруживается откровенная пародийность действия.

Красный луч жизни, открытый Персиковым, символизирует у Булгакова социалистическую революцию в России, навсегда отождествленную в истории с красным цветом, с противостоянием красных и белых в недавно завершившейся войне. Красный луч олицетворяет разбуженную революцией энергию народов. Но катастрофа, которая происходит в повести из-за небрежного обращения с лучами жизни, предупреждает и о возможной трагической судьбе социалистического эксперимента в России.

С этой точки зрения интересен образ профессора Персикова — своеобразная пародия на В. И. Ленина. Булгакова волнует судьба ленинского эксперимента, начатого в Октябре 1917 г., волнует то, что разбуженная энергия масс будет обращена во зло и приведет к грандиозной общественной катастрофе. Булгаковский прогноз развития общества оказался удивительно верным. В «Роковых яйцах» была показана неготовность общества послереволюционной эпохи уважать труд, культуру и знания, принять гуманистические принципы человеческих взаимоотношений.

Собачье сердце

Повесть о Москве «Собачье сердце» не публиковалась в России до 1987 г. Шестидесятилетний запрет на публикацию объясняется, например, отзывом Л. Б. Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя».

Сюжет

Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом: милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, люмпен-пролетария, и превращается в зловещую фигуру Полиграфа Полиграфовича Шарикова, быстро вписавшегося в советскую номенклатуру и угрожающего погубить доносом своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента не остается другого выхода, как сделать все возможное дня исправления фундаментальной ошибки, допущенной ими в увлечении сугубо научной стороной эксперимента при неумении предвидеть его ближайшие социальные результаты.

В «Собачьем сердце» выясняется, что на уровне отдельной личности идеалы революции оказались низведены до грубого уравнительства всех и вся, которое господствует в сознании Шарикова. Именно безграмотные Шариковы оказались идеально приспособлены для жизни, именно они формируют новое чиновничество, становятся послушными винтикам в административного механизма, осуществляют власть.

Булгаков поставил под сомнение одну из главных официальных идей того времени, основанную на фетише «пролетарского происхождения» и послужившую основанием для нового раскола общества по социальному типу.

Без Шарикова и ему подобных в России были бы невозможны массовые раскулачивания, организованные доносы, бессудные расстрелы, истязания людей по лагерям и тюрьмам, что требовало огромного исполнительного аппарата, состоящего из полулюдей с «собачьим сердцем».

Нет ничего удивительного, что изображенное Булгаковым нутро социального типа Шарикова было оценено как вызов всему существующему порядку, оценено как «антисоветчина» и запрещено к публикации.

Безродный пес переродился и стал человеком… Под этим Булгаков имел в виду процесс перехода русского мужика в статус пролетария, правителя страны, его безраздельного владельца. Писатель переосмысляет этот процесс, но в чем же он видит смысл этих превращений? К чему они ведут, по его мнению?

Сатирических элементов много. Вспомнить про «абырвалг», фигуру Швондера. фамилии играют большую роль вообще в творч. Булгакова – Швондер, Лиходеев, Варенуха, Бездомный…

Мастер и Маргарита

*!Слог! Сатира присутствует на языковом уровне. И на идейном.

* Сатирический аспект романа связан с изображением современной писателю Москвы и ее обитателей. Сатира М.А. Булгакова направлена не столько на Москву 20-30-х гг. в целом, сколько на отдельные пороки – грехи и грешки – ее представителей. (люди всё те же, только квартирный вопрос их испортил)

Часто у М.А. Булгакова смешон не сам герой, а его отношение к жизни, его поведение в конкретной жизненной ситуации. Свою сатиру автор направляет не только на отдельных «жителей» его романа, но и на некоторые организации, безусловно, имевшие своих прототипов (Массолит, театр Варьете, ресторан «Грибоедов».). Все это – сатира первого уровня, через нее автор выходит на уровень более высокий – негативное отношение к своему времени, порождающему таких «индивидуумов».

В сцене в Варьете в полной мере раскрыты бездуховность, пошлость, жадность и алчность москвичей. В их представлении нет понятия «заработать» деньги, именно поэтому в гонке за валящимися с неба хрустящими купюрами они не замечают подвоха. За свое сребролюбие, за легкомысленность москвичи «награждаются» позором: деньги, ровно как и красивые платья, исчезают, оставляя своих недавних владельцев голыми - в прямом и переносном смысле.

Не случайно ведь именно Варьете становится ареной разоблачения некоторых героев: за неверие в чудеса, за свой излишний практицизм «теряет» голову Жорж Бенгальский, уличается в измене Семплеяров. Не случайно также и то, что именно в Варьете Воланд наблюдает за москвичами, представление которых превращается в греховное, бесовское карнавальное шествие.

Массолит, который должен в силу своего призвания помогать молодым талантам, воспитывать истинные духовные качества интеллигентного человека, не признает писателя без пропуска, «подрезает» талантливые произведения, а массолитовцы и забыли думать о настоящей литературе в постоянной гонке за дачами и путевками. Берлиоз так рьяно не верит в Бога, что погибает от этого неверия. Ресторан Массолита – «лучший в Москве» – предлагает изысканному вкусу посетителей осетрину «второй свежести». Именно Массолит больше всего разозлил Воланда, поэтому вместе с рестораном он сгорает – огнем очищения.

Сатирическим символом единообразия мыслей и чувств «граждан» является пение хором одного из учреждений. Зомбированные люди не слышны по одиночке, они – один организм.

Сатира отметим, что М.А. Булгаков ведет каждого из своих героев по продуманному маршруту: от преступления (разного калибра) к наказанию. И если грядущее наказание вызывает к некоторым героев жалость и сочувствие, то их грехи, бесспорно, не терпят никакого отношения, кроме сатирического.

Сатира в романе возникает везде, где появляется Воланд со своей свитой. Они жестоки по отношению к злу, вскрывают его, высмеивают, глумятся над ним. Фантастическое и сатирическое, сплетаясь, создает абсурдную, фантасмагорическую картину Москвы 1930-х гг.

Ханский огонь

Сатира на «всезнаек» - бога не знают, но знают, кто такой Растрелли. Высмеивается такой тип, безбожник и хулитель прошлого – «голый».

*** Единственное, что может сделать художник – это предъявить времени счет, поставить реальности диагноз (а ведь Б. был врачом, ставить диагноз – его прямая проф. обязанность).

Поразительным образом, ставя диагноз большевистской и нэпманской России, Б. рассказал и о времени вообще – и он незнакомой ему Европе в том числе (ни разу не выезжал за границу). Он и не подозревал, что пишет универсальный портрет времени. Те же жирные рожи привилегированных деятелей культуры. те же администраторы и директора – только без красных партбилетов- существовали тогда везде. И тот же обыватель, объявивший себя высшим достижением общественного развития, тот же карьерист, тот же бойкий журналист.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: