Билет_42. ОБЕРИУ: теория и поэтическая практика




Ленинградская литературно-философская группа «Объедине­ние реального искусства» вошла в историю авангарда под сокра­щенным названием ОБЭРИУ. Эта аббревиатура должна восприниматься читателем как знак бессмыслицы и нелепицы. Так в названии группы выразилась ее концептуальная идея — «познание мира вне искажающих реальность логических категорий и механизмов сознания».

В своем манифесте от1928 года обэриуты заявили, что они «люди реальные и кон­кретные до мозга костей», что необходимо отказаться от обиход­но-литературного понимания действительности ради «нового ощу­щения жизни и ее предметов»; они размежевались с поэтами-«за-умниками» и футуристами и поставили своей задачей создать «ре­ализм необычайного».

Исходной точкой провозглашалось детское видение мира: «Ребенок мудр, потому что он не знает условных, привнесенных в жизнь порядков». По идее обэриутов, искус­ство вовсе не отражает жизнь, оно само по себе, оно живет по своим законам. Их привлекало искусство неофициальное, близ­кое к традициям скоморохов, народного театра.

Философская база кружка в целом представляла собой синтез идей «Критики чистого разума» И. Канта, философии интуити­визма и реального сознания (А.Бергсон), фено­менологии Г. Шпета и «техники поведения» древнекитайского муд­реца Лао-цзы.

В группу «чинарей», как еще они себя называли, в разное вре­мя входили писатели И. Бахтерев, А. Введенский, Ю. Владимиров, Н.Заболоцкий, Н.Олейников, Даниил Хармс, К. Вагинов, Д.Ле­вин, философы Я. Друскин и Л. Липавский. «Наше общество мож­но вернее всего назвать обществом малограмотных ученых», — говорил Хармс. В этом кружке ценились оригинальный интеллект и широкое образование, дающие право вырабатывать новую кон­цепцию культуры молодого века.

Даниил Хармс (Ювачев) – Хармс – «чудо, удивление». Он больше практик, но есть и теоретическая работа «Цисфинитная логика». Характерно:

1) внимание к случаю, что связано с временем – нет линейного времени, есть отдельн. времен. точки.

2) сюжет забывания

3) нов. Техника повествования – серийность.

4) интерес к числу(от Хлебникова). Но у Хлебн. число – путь к тайнам мира, а у Хармса – обознач. абсурдности мира, его бессмысленность.

5) мотив окна

6) эпатаж. У футуристов больше внимания – аудитории, а здесь театр для себя.

Цикл «Случай» (рассказы) – «Случай», «Вывалившаяся старуха» 1. поэтика повтора. Стих-ние «Миллион» в жур-ле «Чиж и еж». 2. вместо смысла слов остается марлевый ритм. Пьеса «Елизавета Бам»1927. На вечере ОБЭРИУтов «3 левых часа» была в1ые поставлена фабула смертная. 18 лет Лизе Бам, мать сумасшедшая, родители играют в салочки. Приходят 2 чел, один из кот. обвиняет Лизу в своей смерти. В конце она уходит и рассыпается. «Елизавета Бам» на сюжетном уровне ассоц-ется с боем часов. Здесь нет смысловых протяженностей, абсурдные диалоги.

Никол. Заболотский в его текстах есть содержание, фабула. Увлечен натурфилософией и все его тексты на эту тему – тема мудрости природы. Поэма «Торжество земледелия»(о том, что природа живая и мудрая. Все животные живые, они говорят о соц. справедливости, хотят, чтобы люди не прибегали к насилию, техника м. им помочь), сборник «Столбцы».

Особый композиц. прием – кристалл. решетка. стих– это одна молекула, а полнота смысла обретается только в совокупности. Стих «Кукушка». ОБЭРИУ значимее имаженистов. Они, их традиции – до 60ых годов.

В группу входили: Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер (Борис Михайлович) Левин.

ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.

Билет_43. Этическое и эстетическое кредо Б. Пастернака (по роману «Доктор Живаго»).

Этические кредо

Рисуя широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны, сквозь призму биографии доктора-поэта книга затрагивает тайну жизни и смерти, проблемы русской истории, интеллигенции и революции, христианства, еврейства.

Книга была негативно встречена советской официальной литературной средой и запрещена к изданию из-за неоднозначной позиции автора по отношению к Октябрьской революции 1917 года и последующей жизни страны.

 

По мнению исследователя творчества Пастернака писателя Дмитрия Быкова, сюжетом символистского романа стала собственная жизнь Пастернака, но не реально им прожитая, а та, какой он хотел бы её видеть. Юрий Живаго, согласно этой трактовке, является олицетворением русского христианства, главными чертами которого Пастернаку виделись — жертвенность и щедрость.

 

Образ Лары литературовед ассоциирует с Россией, вечно мятущейся роковой страной, сочетающей в себе неприспособленность к жизни с удивительной ловкостью в быту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: