Философия Пастернака жизнеутверждающая и оптимистичная. В его произведениях легко обнаруживается и внешняя, и глубинная соединенность с религиозными текстами и символами. источником формирования библейской поэтики изучаемых поэтов могут являться не только произведения духовной поэзии, но также первоисточники, т.е. те священные тексты, к которым относятся Библия, Четьи Минеи, жития святых. Примером могут стать и первые опыты Пастернака (в альманахе «Лирика»; 1913) до «Гамлета», открывающего цикл стихотворений на евангельские темы – путь в полжизни. Поэт прошел увлечение символизмом, умеренным футуризмом. Но личность поэта никогда не была до конца в плену у этих идейных программ и ложных концепций. Даже в этот период христианская тема не была ему совершенно чужда. Так, стихотворение «Бальзак» (1927 г.), посвященное изнурительным трудам и тяжким житейским заботам французского писателя, неожиданно заканчивается строфой:
Когда, когда ж, утерши пот
И сушь кофейную отвеяв,
Он оградится от забот
Шестой главою от Матфея?
В 6 главе содержится часть Нагорной проповеди. Господь дает совершенный образец молитвы (Отче наш) и указывает путь к спасению.
Билет_45. Мемуарная проза М. Цветаевой.
▪︎ СерМемуа́рная литерату́ра (от фр.воспоминания) — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор был знаком. Важная особенность мемуаров заключается в претензии на достоверность воссоздаваемого прошлого и, соответственно, на документальный характер текста, хотя в действительности не все мемуары являются правдивыми и точными.
|
Значительная часть цветаевской прозы не может считаться только вспомогательным автокомментарием к ее поэзии, оригинальным «документом», помогающим судить о каком-либо периоде в жизни её автора или даже обо всей породившей его эпохе. Мы имеем дело с высокохудожественными произведениями, большинство из которых ещё, к сожалению, недооценено и не прочитано.
Как было показано, проза Цветаевой по природе лирическая и философская. Это проза поэта, где работа со словом происходит зачастую согласно законам поэтического творчества. Кроме того, большинство рассмотренных произведений неомифологично, что существенно увеличивает их семантическую ёмкость.
В силу перечисленных выше особенностей цветаевской прозы к ней не могут быть применены термины «очерк» и «мемуары». Как показало исследование, внутри «автобиографической» прозы поэта можно выделить новеллы («Флорентийские ночи»),- рассказы («Чёрт», «Хлыстовки», «Страховка жизни») и повести («Дом у Старого Пимена», «Мой Пушкин»). Эта классификация может охватить не только все автобиографические произведения Цветаевой (в том числе «Башню в плюще», «Сказку матери», «Китаец», «Жених»), но и часть так называемых воспоминаний о современниках («Повесть о Сонечке», «Нездешний вечер»).
Остальная проза, относится к жанрам эссе («Живое о живом», «Пленный дух», «Кедр», «Пушкин и Пугачев») и статьи («Искусство при свете совести», «Поэт и время», «Эпос и лирика современной России», «О новой русской детской книге»). Проза М. Цветаевой отразила общую тенденцию к жанрово-родовому синтезу, присущую литературе 1/3 XX века. Исторически сложившиеся жанры новеллы, рассказа, повести обновляются в этой прозе за счет введения эссеистического и дневникового компонентов, усвоения традиций мемуарной и биографической литературы предшествующих эпох. Они также активно взаимодействуют с основными жанрами цветаевской поэзии.
|
В результате такого взаимопроникновения формируется особый тип прозы, который сама Цветаева рассматривала как специфическую целостность и называла «лирической прозой».
Тема личных воспоминаний 1913 г. И личной судьбы писательницы в 1941 г. Переросла, в историческую и общественную. (воспоминания о разломе старого мира).
Также автобиаграфичность Ахматовой отразилась в поэме «Реквием » (1934-1963). Основой поэмы стала личная трагедия А. Ахматовой: её сын Лев Гумилев был трижды арестован в сталинские годы. Но «Реквием» – это не только личная трагедия, но трагедия народная.
Вывод
Интерпретация автобиографических произведений, рассмотренных в контексте поэзии, эссеистики, литературно-критических статей и писем, привела к осмыслению итоговой концепции мира и человека, сложившейся в поздний период творчества Цветаевой. Нетрудно заметить, что автобиографические произведения Цветаевой обнаруживают очевидное типологическое сходство с охарактеризованной моделью жанра художественной автобиографии. В то же время не менее очевидно и своеобразие ее прозы.
Определение того и другого и должно в дальнейшем прояснить место автобиографической прозы Цветаевой в литературе русского зарубежья «первой волны». (Если же к рассмотрению подключить западноевропейскую художественную автобиографическую прозу, с которой Цветаева несомненно была хорошо знакома, то цветаевская проза может быть вписана в контекст мировой литературы.)